Материал для промежуточной аттестации
по русскому языку
за 7 класс.
Пояснительная записка.
Форма проведения: контрольный диктант с грамматическим заданием.
Структура работы: работа состоит из двух частей:
1 часть - контрольный диктант (объём 115 слов);
2 часть - грамматическое задание (3 задания: морфологический, синтаксический разборы, графически обозначить причастные и деепричастные обороты).
Время выполнения - 45 минут.
Цель: годовая промежуточная аттестация проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний учащихся по русскому языку, их практических умений и навыков, установления соответствия предметных универсальных учебных действий обучаемых требованиям ФГОС ООО за курс 7 класса по русскому языку по следующим разделам:
Орфография и пунктуация;
Морфология, синтаксис.
Текст итогового контрольного диктанта составлен из 115 слов.
Запись диктанта осуществляется путем трех прочтений, после чего ученики выполняют грамматическое задание по вариантам.
Контрольный диктант с грамматическим заданием направлен на применения на практике письма таких орфограмм и пунктограмм, как:
- безударные гласные в корне слова;
- чередующиеся гласные в корне,
- не с прилагательными и глаголами;
- написание гласных в суффиксах причастий;
- правописание наречий;
- запятая при причастных оборотах;
- знаки препинания при обращении;
- знаки препинания в сложных предложениях;
- запятая между однородными членами предложения.
По итогам проверки контрольного диктанта с грамматическим заданием выставляется две отметки: за диктант и за выполнение заданий по вариантам.
Диктант.
В прохладный июньский день, когда пролитая небесная синь утекала, поблескивая, я сидел на высоком берегу и любовался рекой, суетой ласточек-береговушек, цветущими рядом на лугу головками колокольчиков и лютиков, следил за далеким седым дождем с растрепанной бородой.
Вдруг совсем близко задышал светловолосый ветер. Дрожа от волнения, он принес и подарил мне чудный запах цветущего шиповника. Заросли этого кустарника виднелись из небольшой ложбинки, и ветру было трудно и далеко оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат, исходящий из ладоней благоухающего шиповника. Спасибо за радость, ветерок!
Тут же и подумалось: любуясь деревом, цветком ли, мы никогда не вспоминаем и не думаем про их корни, и бываем похожи на эту вот довольную трясогузку, которая, выпятив грудку, только что деловито перебежала тропинку.
(115 слов.) (Ф. Нестеров.)
Грамматические задания.
1. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.
2. Сделайте синтаксический разбор II предложения второго абзаца (Дрожа от волнения...)
3. Выполните морфологический разбор слов:
I вариант – (с) растрепанной (бородой); один предлог по выбору;
II вариант – цветущими; один союз по выбору.
Критерии оценивания.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1 В переносе слов;
2 На правила, которые не включены в школьную программу;
3 На еще не изученные правила;
4 В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5 В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1 В исключениях из правил;
2 В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3 В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4 В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5 В написании ы и и после приставок;
6 В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7 В собственных именах нерусского происхождения;
8 В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9 В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для отметки «4» 2 орфографические ошибки, для отметки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для отметки «2» - 7 орфографических ошибок.
Грамматическое задание оценивается одной оценкой.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется
руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 задания.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины
заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.