Итоговая работа по русскому языку
ученика (цы) 6 класса
____________________________________________
1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Давным-давно, в тыс..ча восемь..(сот) восем..десят шестом году, жил один б..гатый р..стовщик. Кажд..му драг..це(нн/н)ому предмету кажд..му пр..изведению и(с/сс)ку(с/сс)тва он знал исти(н/нн)ую (2) цену.
Однажды к нему в лавку пр..шёл м..лодой человек, одетый в деш..вый, но очень а(к/кк)уратный костюм. Он ра(с/сс)матр..вал ж..мчужные ожерелья бл..стящие кольца разн..цветные камни. Со стороны к..залось, что юноша ра..говарива..т с укр..шениями, знает какие(то) их тайны.
Р..стовщик вн..мательно посм..трел на посетителя и спросил (3) его: «Вы художник?» И ок..зался прав. Это был художник Михаил Врубель. Он обладал н..стоящим даром — видеть в окружающем мире что(то) особенное, уд..вительное. Поэтому необычны и его картины. В них оживают сказочные герои а фант..стические цветы ра..цветают и благоухают.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выполните обозначенный цифрами в тексте языковой анализ слов и предложения:
2 – морфемный и словообразовательный анализ слова; 3 – морфологический анализ слова
_2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 Каким особенным даром, по мнению автора текста, обладал художник Михаил Врубель? Запишите ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Из пятого предложения третьего абзаца текста выпишите многозначное слово со значением «произведение живописи, рисунок». Самостоятельно составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значений.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Найдите и исправьте ошибку(-и) в образовании формы (форм) слова (слов).Запишите правильный вариант формы (форм) слова (слов).
1) более высокое здание
2) с шестьюдесятью вагонами
3) красивое Сочи
4) для четверых женщин
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая работа по русскому языку
ученика (цы) 7 класса
____________________________________________
1.Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Тропинка спустилась (в)низ соед..нившись с осл..пительно-белой дорог..й. Здесь начинался стари(нн/н)ый парк, в густой зелен.. которого были разброса(нн/н)ы красивые дачи цветники фонтаны. Дорожки в парк.. были усыпа(н/нн)ы крупным гравием хрустевш..м под ногами а с боков обставле(нн/н)ы большими раковинами.
Перед балконом была утопта(нн/н)ая площадка. Сергей расст..лил на ней коврик а дедушка установив шарманку пр..готовился в..ртеть ручку. Вдруг (не)ожида(нн/н)ое зрелище пр..влекло их внимание.
На те(рр/р)асу из внутренн..х комнат выскочил мальчик лет вос..ми или дес..ти. Он был в лёгк..м матросск..м костюм... Ни на секунду (не)пр..кращая своего визга мальчик (с)разбегу повалился животом на кам..нный пол. (В)след за ним выбежало ещё (не)сколько взрослых. Все они были встревоже(нн/н)ы (3). (С)разу можно было догадаться, что причиной их бе..покойства явля..тся мальчик так внезапн.. вылетевш..й на те(р/рр)асу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Случай с тюленем произошёл у берега Белого моря.
1) В парке были красивые дачи, цветники и фонтаны.
2) Дорожки парка были покрыты асфальтом.
3) Мальчику, который выскочил на террасу, было 12 лет.
4) Дедушке помогала устанавливать шарманку внучка.
5) Когда на террасе появился мальчик, дедушка перестал играть на шарманке.
6) Взрослые были обеспокоены поведением мальчика.
3. Найдите многозначное слово во 2-м предложении 3-го абзаца. Составьте и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Выполните морфологический анализ слова, обозначенный в тексте цифрой 3.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) Работа была приостановлена (в)виду возникших обстоятельств.
2) Ты можешь прийти (в)место меня?
3) Он изъездил всю Россию (в)доль и поперёк.
4) (На)счёт мобильного телефона поступил платёж.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Некрасив собою, за(то) честен душою.
2) Вчера та(же) история со мной приключилась!
3) Встречаемся завтра в то(же) самое время.
4) Что(бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть..
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.
(Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Обоснуйте Ваш выбор.
1) По небу неслись роняя редкие капли разорванные облака.
2) На белом снегу краснеют чешуйки ягод расклёванных птицами.
3) Сосны протягивали нам навстречу свои отягощенные снегом ветви.
4) Дятел пискнув уселся на старой осине.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая работа по русскому языку
ученика (цы) 8 класса
____________________________________________
1. Спишите текст (без номеров предложений), раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
(1)Белый пр..сторный город син..е море. (2)Над ними по (не)подвижному небу тихо плывёт горяч..е солнце.(4) (3)И конечно я с утра в порту, где один к одному ст..ят пар..ходы пропахшие краской дымом морскими в..трами. (4)Слышны скрип деревя(нн/н)ой эстакады, по которой медле(нн/н)о движ..тся поезд, треп..тание флагов см..шение наречий и языков. (5)И над всем этим солё(нн/н)ое и кроткое дыхание морского ветра. (6)В конце эстакады у мола уходящ..го д..леко в море разгружа..тся большой, только что пр..бывший из дальнего плав..ния белый пар..ход. (7)Высоко(рослые) матросы быстро бегают (в)зад-(в)перёд по перекинутым с берега сходням.
(8)Я ст..ю и см..трю на пар..ход (не)..давно переплывший океан на старого кочегара в син..й куртке ст..ящего над трапом. (9)И медле(н/нн)о поднимаясь по скр..пучему высокому трапу ступаю на чистую палубу. (10)Как пам..тен мне этот день!
2. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них тип подчинительной связи.
1) плывёт по небу 2) пропахшие краской 3) памятен день 4) медленно поднимаясь
3. Из предложения 7 выпишите грамматическую основу
4. Определите вид односоставного предложения 1. Запишите ответ..
5. Среди предложений 7-9 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:[ — = и =].
6. Среди предложений 2-4 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
7. Среди предложений 8-10найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
8. Среди предложений 3-5найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
9. Выполните синтаксический анализ предложения 2.
10. Найдите и исправьте ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).
1) Я люблю и наслаждаюсь морем.
2) Подъезжая к дому, машина притормозила.
3) Мы победили благодаря усиленным тренировкам.
4) Вопреки прогноза пошёл дождь.
«Утверждено»
на ШМО учителей-предметников
Руководитель
__________________Кунева М.Е.
Протокол № ____
от «____ »______2025 г.
Материал для проведения промежуточной аттестации
по русскому языку в 9 классе.
2024 – 2025 учебный год.
Часть 1.
Прослушайте текст «В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты» и напишите сжатое изложение. Объём изложения – не менее 70 слов.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2,3
(1)Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв. (2)День был ярок и, пожалуй, немного ветрен. (3)Он влетел в город на танке с разведчиками и потом остался один. (4)Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город? (5)Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался, и его кишинёвская рана затягивалась, точно излечиваемая волшебным зельем. |
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Воропаев вступил в Бухарест (предложение 1)
2) день был ярок и ветрен (предложение 2)
3) влетел и остался (предложение 3)
4) собственно говоря (предложение 4)
5) Он (не)присаживался, бродил, объяснял или обнимался (предложение 5)
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Укажите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2) Предложение 2 простое, осложненное однородными сказуемыми и вводным словом.
3) Предложение 3 односоставное.
4) Вторая часть предложения 4 – двусоставное предложение.
5) Предложение 5 сложное сложносочинённое.
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.10
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. | 1)Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?» |
Б) Вводные слова и конструкции всегда выделяются запятыми. | 2) Часто берутся пробы на анализ почвы, чтобы вовремя прийти на помощь деревьям. |
В) Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если стоит после определяемого слова. | 3) Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город? |
| 4) Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв. |
| 5) Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте пропусков которых должны стоять запятые.
Все еще сильные (1) мало тронутые рукой человека(2) леса стояли в этот час неподвижно(3) можно было бы сказать(4) что они сумрачны(5) и беззвучны(6) если бы беззвучие не пронизывалось то ближе(7) то дальше короткой перекличкой птиц(8) которые(9) словно переговаривались друг с другом.
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСШЕВЕЛИТЬ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) СДЕЛАНО - краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) ЗАГОРЕТЬ - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) ХОРОШ - в краткой форме имени прилагательного после шипящего буква Ь не пишется.
5) при ПОМОЩИ – наречие пишется раздельно, потому что образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется букваЁ.
Щ..(1)голь Егор, напевая весёлую песенку, ш..(2)л по городским трущ..(3)бам. Расч..(4)ской, как трещ..(5)ткой, он увлеч..(6)нно постукивал по реш..(7)ткам. В его сумке лежали ж..(8)луди, которые он нёс в цирк медвеж..(9)нку. |
8. Раскройте скобки и запишите имя числительное «семьдесят» в соответствующей форме.
Площадь океанов занимает около (семьдесят) одного процента земной суши.
9.Замените словосочетание «солнечный свет», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13
(1)Каждый раз, когда приближалась осень, среди нашего окружения начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. (2)Зима у нас, в Мещёрской стороне, длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
(3)Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, любопытный мальчик лет пятнадцати. (4)Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера. (5)Он часто приносил какие-либо дары леса: то кошёлку белых грибов, то решето поздней осенней брусники, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света». (6)Однажды Ваня принёс маленькую, выкопанную с корнем берёзу. (7)Корни он обложил сырым мхом и обернул плотной тканью.
– (8)Зачем ты её выкопал, чудак? – спросил Рувим.
– (9)Вы же часто говорили, что вам жалко лета, – пробурчал Ваня. – (10)Вот я и выкопал вам берёзу, чтобы на всю студёную зиму вам летняя память была. (11)Оно, конечно же, весело поглядеть на зелёный лист, когда на дворе снег валит как из мешка.
(12)Мы принесли из сарая деревянную кадку, насыпали её доверху отборной землёй и пересадили в неё маленькую берёзу. (13)И вот когда в саду всё же поселилась осень, листья нашей берёзы по-прежнему оставались зелёными и живыми. (14)Она, казалось, всё молодела. (15)Мы не замечали у неё никаких признаков увядания.
(16)Как-то ночью пришёл первый заморозок. (17)Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпа́лись с них частым и печальным дождём. (18)В натопленной комнате в доме же было тепло, сонно. (19)А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.
(20)Комнатная теплота не спасла берёзу! (21)Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах.
(22)Ваня Малявин, Рувим и все мы были огорчены. (23)Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей. (24)Но наша последняя надежда, последняя память о лете исчезла вместе с первым зимним днём.
– (25)Это закон, – сказал нам лесничий. – (26)Закон природы. (27)Деревьям необходимо сбрасывать на зиму листья. (28)Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей: от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей. (29)И наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мёрзлая земля не давала бы её корням дерева, и дерево погибло бы от зимней засухи, от жажды.
(30)Тогда мы высадили нашу берёзу в сад, под забор, а её жёлтые листья собрали и засушили между страниц любимого всеми журнала «Вокруг света».
(31)Этим и кончилась наша попытка сохранить зимой память о лете, наша попытка победить законы природы…
(По К.Г. Паустовскому*)
* Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.
10.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Зима в Мещёрской стороне гораздо короче лета.
2)Внук лесника Ваня выкопал берёзку, принёс её в дом, вместе с ребятами посадил в кадку, чтобы зелёные листья деревца зимой напоминали о лете.
3)Ребята были расстроены, что листья на берёзке, которая росла в кадке в тёплой комнате, осыпались.
4)Лесничий объяснил ребятам, почему деревья сбрасывают листву на зиму.
5)Пересаженная ребятами берёзка засохла и погибла.
11. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи являетсяэпитет.
1) Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера.
2) А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.
3) Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым солнцем и багровым пламенем весёлых печей.
4) Комнатная теплота не спасла берёзу!
5) – Это закон, – сказал нам лесничий. – Закон природы.
12.В предложениях 6‒11 найдите слово с лексическим значением «очень холодный». Выпишите это слово.
Часть 3
13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, настроении».
Аргументируя свой ответ, приведите двапримера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Этим и кончилась наша попытка сохранить зимой память о лете, наша попытка победить законы природы…»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно быть любознательным?». Дайте определение слову ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.