Пояснительная записка.
Промежуточная аттестация (контрольная работа)
по ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ для 5-ых классов
Цель аттестации: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям, предъявляемым к ученикам 5-х классов на конец учебного года по всеобщей истории.
Структура проверочного материала полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования. Проверочная работа основана на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. Наряду с предметными результатами оцениваются метапредметные результаты, уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение
необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Контрольная работа нацелена на выявление овладения школьниками базовыми историческими знаниями, опыта применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений, умений применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Проверочная работа проверяет знание обучающимися истории, куль-
туры родного края.
Данная работа для 5-х классов посвящена истории Древнего мира (история зарубежных стран с древнейших времён до 476 г. н. э.) с учётом объёма изученного материала к моменту написания работы и истории родного края.
Работа состоит из 7 заданий, из них по уровню сложности: базового – 4; повышенного – 2; высокого – 1. Общее время выполнения работы – 40 минут. Максимальный первичный балл – 15.
Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра (буква) или последовательность цифр.
Задания 3, 4 и 6 – 7предполагают развёрнутый ответ.
Задание 5 предполагает работу с контурной картой.
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы. Задание 2 проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных стран непосредственно связан данный исторический источник. Задания 3 – 6 являются альтернативными: обучающийся должен выбрать одну из предложенных тем и выполнить задания только применительно к этой теме. Задание 3 нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия). Задание 4 нацелено на проверку знания исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. От обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен привести краткий письменный рассказ об этом событии (явлении, процессе). Задание 5 нацелено на проверку умения работать с исторической картой. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна. Задание 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме. Задание 7 связано с памятью народа России о Великой Отечественной войне.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задание 1 считается выполненным верно, если правильно указана последовательность цифр. За полностью правильный ответ ставится 2 балла; за одну ошибку – 1 балл; за две и более ошибки – 0 баллов.
Задание 2 считается выполненным верно, если правильно указана цифра (буква). За правильный ответ на задание ставится 1 балл.
Задания с развёрнутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0 – 3 | 4 – 7 | 8 – 11 | 12 – 15 |
Промежуточная аттестация (контрольная работа)
по ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ 5 класс
Вариант 1.
Промежуточная аттестация (контрольная работа)
по ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ 5 класс
Вариант 2.
Промежуточная аттестация (контрольная работа)
по ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ 5 класс
Вариант 3
Промежуточная аттестация (контрольная работа)
по ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ 5 класс
Вариант 4