СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промежуточная аттестация (тест) по русскому языку для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест составлен из заданий тестовой части ОГЭ по русскому языку. Все задания взяты из открытой базы заданий ФИПИ

Просмотр содержимого документа
«Промежуточная аттестация (тест) по русскому языку для 9 класса»

Промежуточная аттестация по русскому языку. 9 класс

Ф.И. _____________________________________________________________________________

Задание

Ответ

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас.


Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пугало

(1)Мы сидели на майском берегу, под щедро распустившимся летним солнцем, у тонкой реки и быстрой воды. (2)Вода называлась Истье, а недалекая деревня – Истцы. (3)Вдруг Корин, друг отца, выступил с заманчивой идеей:

– Захар, а помнишь? (4)Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри. (5)Давай сплавимся туда по реке! (6)На велосипедных колесах туда добираться полчаса. (7)А по речке часа за два, ну, за три спустимся.


В предложениях 1–7 найдите слово с лексическим значением «обещающий успех, выгоды, удовольствие». Напишите это слово.

Заманчивой

(9)Небось, видели?


Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Наверное

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Искусство читать –– это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», –– говорил великий немецкий писатель И. Гёте. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.


Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)Предложение 1 сложное.

2)Первая часть предложения 2 –– односоставное неопределённо-личное предложение.

3)Предложение 3 содержит прямую речь.

4)Предложение 4 сложное бессоюзное.

5)Первая часть предложения 5 –– односоставное безличное предложение.

 

35

(1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1)В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.

2)Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

3)Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.

4)В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.

5)Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.



35

Замените словосочетание «бумажные голуби», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Голуби из бумаги

Замените словосочетание «отнестись юмористически», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Отнестись с юмором

Замените словосочетание «стая гусей», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Гусиная стая

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. ОТДАТЬ –

на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.

  1. ПРИМЕРЯТЬ (платье) –

написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемый гласный находится в ударном слоге.

  1. ПОДДЕРЖАННЫЙ (друзьями) –

в имени прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется НН.

  1. МОРЕХОДНЫЙ –

в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная Е.

  1. НЕВЗРАЧНЫЙ –

НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.

245

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.


  1. ПРИТОРМОЗИТЬ –

написание приставки определяется её значением –

присоединение.

  1. ЛЬНЯНОЙ – в суффиксе прилагательного, образованного от основы имени существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква

  2. В АКВАРИУМЕ –

в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание

  1. НЕ С КЕМ –

НЕ с притяжательными местоимениями пишется раздельно.

  1. БЕСШУМНЫЙ –

на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.

25

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.


Пётр Николаевич Сигунов –– автор книг (1) Лесное счастье (2), (3) Таёжные незабудки (4) и других. Через всю жизнь Пётр Николаевич пронёс любовь к родному краю –– (5) Липецкой области (6). Вспоминая окрестности своей деревни, он пишет в одной из своих книг: (7) Я любил поудить в тихих заводинках студёной речушки Ястребинки, половить самодельным сачком серебристых карасей (8).  Мне нравилось собирать в густой зелёной дубраве весенние ландыши, синие резные колокольчики, оранжевые купавы (9).

123479

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.


Митрополичьи палаты в Ярославле (1) памятник архитектуры (2) заслуживающий внимательного осмотра и снаружи (3) и внутри. Они были построены в XVII веке (4) как резиденция митрополита ростовского

и ярославского Ионы. С тех самых времён (5) они представляют собой (6) типичную для того времени городскую усадьбу. Двухэтажное здание самих палат (7) два флигеля (8) хозяйственные постройки и ещё домóвая церковь святителя Леонтия Ростовского (9) все эти архитектурные сооружения привлекают внимание туристов.

19

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.


Совершая прогулку (1) по улице Баумана в Казани (2) туристы обязательно фотографируются у нескольких необычных скульптурных объектов. Одним из таких объектов является памятник огромному вальяжному коту (3) олицетворяющему одновременно реальную историю (4) и её сказочное воплощение. Упитанный (5) трёхметровый кот (6) лениво разлёгся

на топчане в беседке (7) сыто (8) и благостно улыбаясь.

237

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.


Мариинский театр (1) один из ведущих музыкальных театров России и мира (2) который ведёт свою историю с 1783 года (3) когда по указу Екатерины II была учреждена труппа (4) для представления драматических и оперных спектаклей (5) в только что открытом на Театральной площади Большом Каменном театре. А сегодня он располагается в здании (6) построенном архитектором Альберто Кавосом в 1859 году на противоположной стороне Театральной площади.

236

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.


Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости гóрода со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т.д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем

на Орбате Никифор Басенков».

28

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

  2. Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

  3. Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.

  4. И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.

  5. Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.

25

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

  2. Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

  3. Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

  4. Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

  5. Мать запретила – с ними домой ни ногой.

15

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело...

  2. Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов.

  3. Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой.

  4. Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее.

  5. А вон облако словно кит.

25

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  1. Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности.

  2. И разве есть ему дело до таких тонкостей?!

  3. Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…

  4. Мне было стыдно.

  5. Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

15

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  1. (Мы) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

  2. И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.

  3. Иногда ветер подымал их на приличную высоту и, думая о чём-то своём, уносил со двора.

  4. Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.

  5. И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...

34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!