Пояснительная записка
Промежуточная аттестационная работа по обществознанию для учащихся 8 класса.
Цель работы: Выявить сформированность базовых умений по обществознанию на уровне основного общего образования.
Форма проведения промежуточной аттестационной работы – контрольная работа.
Работа носит контрольныйхарактер: каждое задание направлено на контроль определенного умения.
Задания считаются выполненными при отсутствии ошибок.
Если задание имеет один верный ответ, а учащийся отметил два варианта ответов, то задание считается невыполненным.
Время проведения работы 45 минут. Работу рекомендуется проводить на втором или третьем уроке.
Этапы проведения работы:
вводный инструктаж для детей об особенностях данной работы 3 минуты
заполнение титульного листа (перед началом выполнения работы, на
доске, должен быть оформлен образец заполнения титульного листа)
выполнение работы:
а)прочтение заданий про себя (приступать к чтению заданий учащиеся ^ минуты
начинают одновременно, по сигналу учителя)
б)выполнение заданий.
Спецификация работы |
№ задания | Знание/Понимание |
Проверяемые умения |
1-3 | называть термины и понятия, социальные явления |
4-6 | распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания |
Применение |
Проверяемые умения |
7-9 | оценивать истинность суждений о социальных явлениях и фактах соответственно предлагаемому контексту сточки зрения общественных наук |
10-12 | умение отличать, анализировать и корректировать обществоведческую информацию с точки зрения её целостности и смысла |
13-14 | умение различать в социальной информации факты и мнения, аргументы, выводы и оценки |
15 | Соотносить два ряда информации, устанавливать соответствия меяаду существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями и определениями |
16-17 | Применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах (осуществлять выбор позиций из предложенного списка, устанавливать и дополнять признаки) |
Все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания | Отметка |
90% и более | отлично, "5" |
75-89%% | хорошо, "4" |
51-74%% | удовлетворительно, "3" |
менее 50% | неудовлетворительно, "2" |
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Отметка 5ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Отметка 4ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Отметка 3ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Отметка 2ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено не менее 2/3 всей работы.
Демонстрационный вариант
Промежуточная аттестационная работа по обществознанию. 8 класс
Вариант 1
1. Выпишите, к какому типу обществ можно отнести следующую характеристику:«Определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, армия и церковь являлись главными институтами общества»
индустриальное | доиндустриальное | первобытное | информационное | постиндустриальное |
Ответ:________________________ | | |
2. Выпишите понятие, которое соответствует определению:«Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения»
государство | страна | общество | сообщество | коллектив |
Ответ:________________________ | | |
3. Выпишите, какие потребности человека, согласно пирамиде Маслоу, можно отнести к низшим:
духовные | престижные | в безопасности | социальные | физиологические |
Ответ:________________________ |
4. Выпишите, какие виды социального прогресса существуют:
развитие | реформа | реакция | революция | контрреформа |
Ответ:________________________ | | |
5. Из приведенного списка выберите виды ресурсов (факторов производства):
а) потребности | б) земля | в) капитал |
г) орудия труда | д) труд | е) облигации |
1) б, в, д | 2) а, г, д | 3) а, б, в | 4) а, д, е | |
Ответ:________________________ | | |
6. Выпишите два вида общения, которые чаще всего используются людьми:
зрительное | речевое | жестовое | слуховое | тактильное |
Ответ:________________________ | | | |
7. Верны ли следующие суждения о функциях денег:
1. Деньги невозможно использовать как средство обращения
2.. Деньги можно использовать не только как средство платежа, но и как средство накопления.
1) верно только первое суждение | 3) верны оба суждения |
2) верно только второе суждение | 4) оба суждения неверны |
Ответ:________________________ |
8. Определите неверные суждения о сущности конкуренции:
а) Когда на рынке много производителей одного и того же товара, конкуренции растет. |
б) Когда повышается спрос на товар, то конкуренция товаропроизводителей исчезает. |
в) В условиях сильной конкуренции цена товара снижается. |
г) От конкуренции не зависит уровень цен на товары. |
1) а, б | 2) а, г | 3) б, в | 4) б, г; |
Ответ:________________________ | |
9. Верны ли следующие суждения о сущности процесса инфляции:
1. Инфляция иногда приводит к снижению покупательной способности денег.
2. Чаще всего причиной инфляции является чрезмерный выпуск бумажных денег.
1) верно только первое суждение | 3) верны оба суждения |
2) верно только второе суждение | 4) оба суждения неверны |
Ответ:________________________ |
10. Выпишите два термина, которые выпадают из общего логического ряда, в котором дается характеристика налогов:
прямые | косвенные | коммерческие | федеральные | национальные |
Ответ:________________________ | | |
11. Гражданин Петров занимается разведением домашних животных. При каких условиях его можно назвать предпринимателем:
а) он получает прибыль от продажи молока и мяса |
б) он по решению местной администрации выращивает только свиней |
в) он выплатил штраф за то, что не обеспечил безопасный проход скота по автомобильной дороге |
г) он ежегодно отчитывается перед государством об объемах выращенного скота и целях его реализации |
1) а, в | 2) б, г | 3) б, в | 4) а, г |
Ответ:________________________ | |
12. Определите, какое слово в приведенном тексте не отражает его основного смысла и является ошибочным.
Заработная плата – цена за труд, измеряется в единицу времени. Она бывает сдельная и аккордная. А так же валютная, которая выплачивается за выполненный в определенный срок законченный цикл работ.
цена | сдельная | аккордная | валютная | труд |
Ответ:________________________ | | |
13. Определите, какие из приведенных ниже предложений носят фактический характер:
а) К сожалению, в российском обществе она слишком неоднородна |
б) Социальную структуру имеет любое общество. |
в) В социальной структуре можно выделить отдельные слои |
г) При этом наибольшую роль в выделении отдельных слоев играют доходы |
1) а, в | 2) а, г | 3) б, в | 4) б, г |
Ответ:________________________ | |
14. Определите, какие положения носят характер оценочных суждений:
а) К понятию этнос относятся, скорее всего, только современные нации |
б) Ведь нации – высший исторический тип этноса |
в) Русские представляют собой пример нации |
г) К сожалению, недооценка роли русского народа в мировой истории отразилась на его современном положении |
1) а, в | 2) а, г | 3) б, г | 4) б, в |
Ответ:________________________ | |
15. Установите соответствие между видом конфликта и его проявлением. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ВИД |
а) Великая Отечественная война | 1) Политический |
б) Предвыборная борьба на выборах Президента РФ | 2) Экономический |
в) конкуренция производителей сыра | |
г) спор России и Канады за континентальный шельф Северного ледовитого океана | |
д) война России в 18 веке за выход к Балтийскому морю | |
16. Выберите из предложенного списка характеристики, которые определяют уровень жизни человека в обществе:
а) признание | б) питание | в) свобода | г) характер | |
1) а, б | 2) а, в | 3) б, в | 4) в, г | 5) б, г |
Ответ:________________________ | |
17. Выпишите слово, которое пропущено в данном тексте (выпиши в необходимой последовательности):социальный статус может определяться деятельностью самого человека, и поэтому он называется___________, а также может и не зависеть от его желания и возможностей, такой статус носит название_____________________.
высший | дружеский | достигаемый | приписанный | взрослый |
Ответ:________________________ | | |
Демонстрационный вариант
Промежуточная аттестационная работа по обществознанию. 8 класс
1. Выпишите, какие виды социальных реформ существуют:
политические | быстрые | медленные | полные | экономические |
Ответ:________________________ | | |
2. Выпишите понятие, которое соответствует определению: «Политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления»
государство | страна | общество | сообщество | коллектив |
Ответ:________________________ | | |
3. Выпишите, к какому типу обществ можно отнести следующую характеристику: «Определяющим фактором развития выступало промышленность, наука и фирмы являлись главными институтами общества»
индустриальное | доиндустриальное | первобытное | информационное | постиндустриальное |
Ответ:________________________ | | |
4. Выпишите, какие стадии жизненного цикла проходит человек:
студенческую | старость | тинэйджер | юность | образовательную |
Ответ:________________________ | | | |
6. Выпишите, какие потребности человека, согласно пирамиде Маслоу, можно отнести к высшим:
духовные | престижные | в безопасности | в еде | физиологические |
Ответ:________________________ |
6. Из приведенного списка выберите виды ресурсов (факторов производства):
а) потребности | б) капитал | в) предпринимательская деятельность |
г) орудия труда | д) труд | е) пища |
1) а, б, в | 2) а, г, д | 3) а, д, е | 4) б, в, г | |
Ответ:________________________ | | |
7. Верны ли следующие суждения о сущности закона спроса и предложения в рыночной экономике:
1. Когда растет спрос, тогда растет и предложение товара.
2. Когда растет предложение товара, всегда растет спрос на него.
1) верно только первое суждение | 3) верны оба суждения |
2) верно только второе суждение | 4) оба суждения неверны |
Ответ:________________________ |
8. Верны ли следующие суждения о функциях денег:
1. Деньги – это только мера стоимости товара.
2. Деньги выступают в роли посредника при обмене товарами.
1) верно только первое суждение | 3) верны оба суждения |
2) верно только второе суждение | 4) оба суждения неверны |
Ответ:________________________ |
9. Определите неверные суждения о функциях цены:
а) Цена ограничивает потребление ресурсов. |
б) Мотивацией для производства товаров и услуг служит цена на них. |
в) От уровня цен никогда не зависит уровень потребления. |
г) Цена товара не может быть выше его себестоимости. |
1) а, б | 2) б, в | 3) в, г | 4) б, г; |
Ответ:________________________ | |
10. Выпишите, какие два термина выпадающие из общего логического ряда, в котором дается характеристика государственного бюджета РФ:
дефицитный | косвенный | профицитный | федеральный | национальный |
Ответ:________________________ | | |
11. В государстве М. происходит быстрый экономический рост. При каких условиях его экономическую систему можно назвать рыночной?
а) в государстве М. правительство приняло постановление о ценах на мясо и молоко |
б) правительство государства М. снизило налоги на производителей важнейших товаров |
в) основные доходы государство М. получает благодаря налогам с физических и юридических лиц |
г) в государстве М. существует дефицит многих товаров |
1) а, б | 2) а, г | 3) б, в | 4) б, в, г |
Ответ:________________________ | |
12. Определите, какое слово в приведенном тексте не отражает его основного смысла и является ошибочным.
Безработный – это человек, не имеющий заработка и живущий на пенсию по безработице. При этом он состоит на учете в центре занятости и активно ищет работу.
активно | учете | состоит | пенсию | заработка |
Ответ:________________________ | | |
13. Определите, какие положения носят характер оценочных суждений:
а) Социальный статус – это место человека, которое он занимает в обществе. |
б) Понятие «социальная роль» относится к поведению человека и тесно связано с его социальным статусом. |
в) Многие социальные роли, которые выполняет человек, от него не зависят |
г) Хотя большинство социальных статусов наоборот зависимы от авторитета их носителей |
1) а, б | 2) а, г | 3) б, в | 4) в, г |
Ответ:________________________ | |
14. Определите, какие из приведенных ниже предложений носят фактический характер:
а) Конфликт между людьми разных национальностей, а также конфликт между национальными государствами называется межнациональным. |
б) Ярким примером такого конфликта является арабо-израильская война 60-ых гг. XX века. |
в) Главной причиной таких конфликтов принято считать политические противоречия. |
г) Хотя при этом наибольшую роль в них играют религиозные чувства. |
1) а, в | 2) в, г | 3) б, в | 4) б, г |
Ответ:________________________ | |
15. Установите соответствие между видом конфликта и его проявлением. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ВИД |
а) гонения на старообрядцев в России в 17 веке | 1) Религиозный |
б) уничтожение еврейского народа нацистами в Германии | 2) Этнический |
в) борьба России в 19 веке за иерусалимские святыни | |
г) нападение монголо-татар на Русь | |
д) нападение крестоносцев на Русь | |
16. Выберите из предложенного списка характеристики, которые не влияют на уровень жизни человека в обществе:
а) питание | б) признание | в) свобода | г) характер | |
1) а, б | 2) б, г | 3) б, в | 4) в, г | 5) а, г |
Ответ:________________________ | |
17. Выпишите слово, которое пропущено в данном тексте (выпиши в необходимой последовательности): Общество в целом очень часто оценивает не качества самого человека, а то место, которое он занимает в социальной структуре, данное явление получило название ______________. Если же человек вызывает одобрение обществом благодаря своим достижениям, то в этом проявляется его _________________.
признание | престиж | зависимость | авторитет | интеллект |
Ответ:________________________ | | |