Промежуточная аттестация за 2021-2022 учебный год по учебному предмету «Родная (русская) литература»
8 класс
Пояснительная записка
1. Назначение работы
Итоговая диагностическая работа позволяет оценить уровень подготовки учащихся 8 класса по предмету «Родная (русская) литература», выявить наиболее трудные для усвоения элементы содержания.
2. Характеристика структуры и содержания диагностической работы
Работа охватывает содержание курса родной (русской) литературе по УМК О.М.Александрова
Работа состоит из 4 частей.
Часть А содержит задания на соотнесение понятий.
Часть Б содержит задания с выбором ответа (один верный ответ из четырех или трёх предложенных).
Часть В состоит из заданий, где требуется краткий ответ.
Часть С состоит из задания на умение выражать свое мнение, мысли.
Распределение заданий по частям контрольной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
Часть А | 2 | 4 | Соотнесение понятий |
Часть Б | 7 | 7 | Один верный ответ из четырех или трёх предложенных |
Часть В | 3 | 7 | С кратким ответом |
Часть С | 1 | 13 | Развернутый ответ |
Итого | 13 | 31 | |
3. Распределение заданий диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.
№ | Базовый уровень |
1-2 А | Знание литературоведческих терминов |
1-7 Б | знание текста художественных произведений (автор, название произведения, персонаж, художественная деталь, содержание). |
| Повышенный уровень |
1-3 В | умение определять теоретико-литературные понятия (тема, идея, проблема, портрет, герой, элементы сюжета и композиции, тропы, жанры, роды, содержание произведения). |
| Высокий уровень |
С | умение создавать письменное высказывание. |
4. Продолжительность итоговой диагностической работы
На выполнение работы отводится 40 минут.
5. Система оценивания.
Промежуточная аттестация по литературе в 8 классе состоит из вопросов и заданий трех уровней.
Часть А, Б – базовый уровень, часть В – повышенный уровень, часть С- высокий уровень.
Первые уровни вопросов (А, Б) с выбором ответа. В уровне А нужно соотнести понятия. За 1 и 2 задание предусмотрено получение 2 баллов за каждое, при наличии 1-2 ошибок по одному баллу, 3 ошибки – 0 баллов. Уровень Б –это выбор из четырех ответов одного правильного. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов этой части - 7 баллов. На выполнение части А – отводится 5-13 минут.
Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа, однако этот ответ односложен (состоит из 1 – 4 слов). За каждое верное выполненное задание части В начисляется первое и второе задания по 2 балла, 3 задание 3. Максимальное количество баллов – 7. Примерное выполнение задания 10 минут.
Наиболее сложным является третий уровень (С). Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Однако ответ на вопрос уровня С не должен быть слишком большим – достаточно 5-7 предложений. Задание части С оценивается максимум 13 баллами. Время выполнения части С – 15-20 минут.
Таким образом, максимальное количество баллов за верно выполненный тест – 31 балл, время выполнения – 40 минут.
Шкала оценивания
27-31- оценка «5»;
26-19- оценка «4»;
18-13- оценка «3».
12 и ниже – оценка «2»
Критерии оценивания развернутого ответа
Критерии оценивания | Баллы |
Содержание ответа (сочинение) |
Работа соответствует теме и заданию | 1 |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания | 0 |
Речевое оформление ответа (сочинения) |
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения | 2 |
Допущена одна логическая ошибка | 1 |
Допущено более 1 логической ошибки | 0 |
Точность и выразительность речи | 2 |
Однообразие грамматического строя речи | 1 |
Бедность словаря, однообразие грамматического строя речи | 0 |
Грамотность | |
Соблюдены орфографические нормы | 2 |
Допущено 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка) | 2 |
Допущены 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет) | 2 |
Допущены 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Соблюдены речевые нормы (не допущено речевых ошибок) | 2 |
Допущены 1-2 ошибки | 1 |
Допущено более 2 ошибок | 0 |
Максимальное количество баллов | 13 |
6. Обобщённый план варианта итоговой диагностической работы по русской (родной) литературе
Обозначение заданий в работе: Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный, В – высокий.
№№ задания | Проверяемое содержание | Проверяемые виды деятельности | Уровень сложности задания | Максимальный балл за задание |
Часть А. |
1, 2 | Теория литературы | Определения литературоведческих понятий | Б | 4 |
Часть Б |
1-7 | Раздел «Россия – Родина моя» | Знать содержание произведения, ориентироваться в тексте | Б | 7 |
Раздел «Русские традиции» |
Раздел «Русский характер – русская душа» |
Часть В. |
1-3 | Раздел «Россия – Родина моя» | Уметь соотносить понятия, определять авторство строк, выбирать слова характеризующего признака | П | 7 |
Раздел «Русские традиции» | П |
Раздел «Русский характер – русская душа» | П |
С | Творческое задание | Уметь дать полный развёрнутый ответ на вопрос с привлечением литературного материала для аргументации | В | 13 |
Промежуточная (итоговая) аттестация по русской (родной) литературе 8 класс
Ключи
№ задания | Ответ | Максимальный балл за задание |
Вариант 1 |
Часть А |
1 | 1д, 2в, 3г, 4б, 5а | 2 |
2 | 1в, 2е, 3д, 4б, 5г, 6а, 7ж, 8з | 2 |
Часть Б |
1 | а | 1 |
2 | г | 1 |
3 | б | 1 |
4 | г | 1 |
5 | б | 1 |
6 | б | 1 |
7 | 1в, 2г, 3б, 4а | 1 |
Часть В |
1 | Б.Л.Васильев «Завтра была война», Г.Н.Щербакова «Вам и не снилось» | 2 |
2 | Стихотворения в прозе. «Деревня», «Сфинкс», «Русский язык» и др. | 2 |
3 | 1.С.Н.Марков «Сусанин» 2. Ф.Сологуб «Сквозь туман едва заметный» 3. И.Ф.Анненский «Третий мучительный сонет» | 3 |
2 вариант |
Часть А |
1 | 1г, 2в, 3д, 4а, 5б | 2 |
2 | 1в, 2е, 3д, 4б, 5г, 6а, 7з, 8ж | 2 |
Часть Б |
1 | а | 1 |
2 | г | 1 |
3 | в | 1 |
4 | г | 1 |
5 | б | 1 |
6 | а | 1 |
7 | 1в, 2г, 3б, 4а | 1 |
Часть В |
1 | Г.Н.Щербакова «Вам и не снилось» Б.Л.Васильев «Завтра была война», | 2 |
2 | Стихотворения в прозе. «Деревня», «Сфинкс», «Русский язык» и др. | 2 |
3 | 1.О.А.Ильина-Баратынская «Во время грозного и злого поединка» 2. И.И.Кобзев «Поездка в Суздаль» 3. И.Ф.Анненский «Третий мучительный сонет» | 3 |
Промежуточная аттестация
за 2021-2022 учебный год
по родной русской литературе
ученика(цы) 8 ___ класса
_______________________________________
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из 13 заданий. На выполнение экзаменационной работы родной литературе по отводится 40 минут
Распределение заданий по частям контрольной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
Часть А | 2 | 4 | Соотнесение понятий |
Часть Б | 7 | 7 | Один верный ответ из четырех или трёх предложенных |
Часть В | 3 | 7 | С кратким ответом |
Часть С | 1 | 13 | Развернутый ответ |
Итого | 13 | 31 | |
Критерии оценивания работы
За верное выполнение заданий части А по двум заданиям максимально 2 балла (при наличии 1-2 ошибок по каждому из заданий – по 1 баллу, более ошибок – 0 баллов)
В части Б за каждый правильный ответ 1 балл
В части В 1, 3 задание – за каждый правильный ответ 1 балл, второе задание двучастное (ответ и пример) по 1 баллу
Часть С оценивается по критериям: содержание ответа, речевое оформление, грамотность (орфография, пунктуация, языковые и речевые нормы)
Шкала оценивания
27-31- оценка «5»;
26-19- оценка «4»;
18-13- оценка «3».
12 и ниже – оценка «2»
Вариант 1
Часть А
Сопоставьте композиционное понятие развития сюжета с определением, запишите № - буква
1. Эпилог | А) Момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения |
2. Экспозиция | Б) Начало конфликта, события, с которого начинается действие в художественном произведении |
3. Развязка | В) Вводная часть произведения, изображающая обстановку, условия возникновения конфликта, расстановку действующих лиц |
4. Завязка | Г) Разрешение конфликта в литературном произведении |
5. Кульминация | Д) заключительная часть произведения, сообщающая о судьбе действующих лиц после изображённых событий |
Соотнесите определение литературоведческого термина и понятие, запишите № -буква:
1) аллегория | а) вид комического: беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления |
2) ямб | б) расположение, построение художественного произведения |
3) рассказ | в) иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. . |
4) композиция | г) выразительная подробность в произведении. |
| |
5) деталь | д)небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, атакже, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. |
6) сатира | е) двусложный размер стиха с ударением на втором слоге. |
7)инверсия | ж)стилистическая фигура, которая подразумевает необычный порядок слов, что придает фразе особую выразительность . |
8). эпизод | з)небольшая часть литературного произведения, играющая в нем важную роль. |
Часть Б
1. Какое из литературных произведений посвящено подвигу Ивана Сусанина?
А) П.Н.Полевой «Избранник Божий» Б) Г.Н.Щербакова «Вам и не снилось»
В) П.В. Засодимский «В метель и вьюгу» Г) Ф.А.Абрамов «Валенки»
2. Определите средство выразительности в отрывке стихотворения М.А.Кузмина «Я знаю вас не понаслышке».
Я знаю бег саней ковровых
И розы щек на холоду,
Морозов царственно-суровых
В другом краю я не найду.
А) эпитет Б) гипербола В) олицетворение Г) метафора
3.От чьего лица ведется повествование в рассказе Ф.А.Абрамова «Валенки»
А) Дарья Леонтьевна Б) Дарка В) Катя Г) Ефграф Иванович.
4.В каком произведении действие происходит во время праздника Святой Троицы?
А) Во время грозного и злого поединка Б) Поездка в Суздаль В) Горе старого Наума Г) Троицкая кукушка
5.О ком из героев рассказа Ф.М.Достоевского идет речь?
«Мужик лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильной проседью в темно-русой окладистой бороде… Он даже остановил кобыленку, заслышав крик мой, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг»
А) Макар Чудра Б) Мужик Марей В) Иван Петров
6. Какую реку называют «русским Нилом»?
А) Лена Б) Волга В) Енисей Г) Нева
7. Соотнесите автора и произведения:
1) И.А.Бунин А) «Не предавай меня»»
2) Э.Н.Веркин Б) «Песня о Волге»
3) В.С.Высоцкий В) «Троица»
4) Т.В.Михеева Г) «Облачный полк»
Часть В.
1.Определите по кадру название произведения и его автора. Ответ запишите.
Ответ __1_________________________________________________________________2____________________________________________________
1.
2.
2.Как называются небольшие лирические произведения И.С.Тургенева? Приведите примеры.
Ответ _____________________________________
3.Прочитайте приведённые ниже отрывки. Укажите фамилию автора и название произведения.
1…Страна могуча, и народ велик,
И для народа лучшей нет награды,
Когда безвестный костромской мужик
Бессмертен, как предания Эллады.
Ответ_____________________________________________________________
2.Сквозь туман едва заметный
Тихо блещет Кострома,
Словно Китеж, град заветный, -
Храмы, башни, терема…
Но от этой были славной
Сохранила что она?
Как в Путивле Ярославна,
Ждет ли верная жена?
Ответ ____________________________________________________________
3.Нет, им не суждены краса и просветленье;
Я повторяю их на память в полусне,
Перегоревшие на медленном огне.
Но все мне дорого – туман их появленья.
Ответ_____________________________________________________________
Часть С. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, нашедшей отражение в цитате:
«Тринадцать лет прошло, все улеглось, можно взглянуть по-новому. А то мне кажется, мы начинаем забывать. То есть не хотим помнить. А это опасно, правда ведь? Если мы в пятьдесят восьмом уже не помним, то что потом будет?»
Э.Н.Веркин «Облачный полк»
Промежуточная аттестация
за 2021-2022 учебный год
по родной русской литературе
ученика(цы) 8 ___ класса
_______________________________________
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из 13 заданий. На выполнение экзаменационной работы родной литературе по отводится 40 минут
Распределение заданий по частям контрольной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
Часть А | 2 | 4 | Соотнесение понятий |
Часть Б | 7 | 7 | Один верный ответ из четырех или трёх предложенных |
Часть В | 3 | 7 | С кратким ответом |
Часть С | 1 | 13 | Развернутый ответ |
Итого | 13 | 31 | |
Критерии оценивания работы
За верное выполнение заданий части А по двум заданиям максимально 2 балла (при наличии 1-2 ошибок по каждому из заданий – по 1 баллу, более ошибок – 0 баллов)
В части Б за каждый правильный ответ 1 балл
В части В 1, 3 задание – за каждый правильный ответ 1 балл, второе задание двучастное (ответ и пример) по 1 баллу
Часть С оценивается по критериям: содержание ответа, речевое оформление, грамотность (орфография, пунктуация, языковые и речевые нормы)
Шкала оценивания
27-31- оценка «5»;
26-19- оценка «4»;
18-13- оценка «3».
12 и ниже – оценка «2»
Вариант 2
Часть А
Сопоставьте композиционное понятие развития сюжета с определением, запишите № - буква
1. Эпилог | А) Начало конфликта, события, с которого начинается действие в художественном произведении |
2. Экспозиция | Б) Момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения |
3. Развязка | В) Вводная часть произведения, изображающая обстановку, условия возникновения конфликта, расстановку действующих лиц |
4. Завязка | Г) заключительная часть произведения, сообщающая о судьбе действующих лиц после изображённых событий |
5. Кульминация | Д) Разрешение конфликта в литературном произведении |
2. Соотнесите определение литературоведческого термина и понятие, запишите № -буква:
1) антитеза | а) один из видов комического, тонкая насмешка, прикрытая учтивостью |
2) хорей | б) вид художественного произведения, например рассказ, лирическое стихотворение, повесть |
3) повесть | в) противопоставление образов, картин, слов, понятий. . |
4) жанр | г) выразительная подробность в произведении. |
| |
5) деталь | д) среднее по объему и по охвату жизненных явлений эпическое произведение |
6) ирония | е) двусложный размер стиха с ударением на первом слоге. |
7)гипербола | ж)небольшая часть литературного произведения, играющая в нем важную роль. |
8). эпизод | з). чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета |
Часть Б
1. Какое из литературных произведений посвящено подвигу Ивана Сусанина?
А) П.Н.Полевой «Избранник Божий» Б) Г.Н.Щербакова «Вам и не снилось»
В) П.В. Засодимский «В метель и вьюгу» Г) Ф.А.Абрамов «Валенки»
2. Определите средство выразительности в отрывке стихотворения М.А.Кузмина «Я знаю вас не понаслышке».
И знаю я, как ночи долги,
Как яр и краток зимний день,
Я сам родился ведь на Волге,
Где с удалью сдружилась лень,
А) метафора Б) гипербола
В) олицетворение Г) эпитет
3.От чьего лица ведется повествование в рассказе Ф.А.Абрамова «Валенки»
А) Дарья Леонтьевна Б) Катя В) Дарка Г) Ефграф Иванович.
4.В каком произведении действие происходит во время праздника Святой Троицы?
А) Во время грозного и злого поединка Б) Золотое кольцо В) Горе старого Наума Г) Троицкая кукушка
5.О ком из героев рассказа Ф.М.Достоевского идет речь?
«…лица его я уже не мог разглядеть ясно, почувствовал, что он все точно так же ласково улыбается и кивает головой…он махнул мне тоже и тронул кобыленку. »
А) Макар Чудра Б) Мужик Марей В) Иван Петров
6. Какую реку называют «русским Нилом»?
А) Волга Б) Лена В) Енисей Г) Нева
7. Соотнесите автора и произведения:
1) С.А.Есенин А) «Не предавай меня»»
2) Э.Н.Веркин Б) «Песня о Волге»
3) В.С.Высоцкий В) «Троица»
4) Т.В.Михеева Г) «Облачный полк»
Часть В.
1.Определите по кадру название произведения и его автора. Ответ запишите.
Ответ _1_________________________________________________________________2________________________________________________________________
1.
2.
2.Как называются небольшие лирические произведения И.С.Тургенева? Приведите примеры.
Ответ _____________________________________
3.Прочитайте приведённые ниже отрывки. Укажите фамилию автора и название произведения.
1Пусть жизни нашей склад разрушен и изранен,
Пусть Русь очистится страданьем и борьбой,
Но сердце говорит: «Сусанин!
Зачем же ты пожертвовал собой?».
Ответ __________________________________________________________________
2.Крепостные стены. Колокольни.
Воронье над башнями кружит.
Шишаки на башнях – точно копья,
Точно копия лихих дружин…
Пусть она порой жила без хлеба,
Но зато задор у ней таков,
Что до края закидала небо
Шапками червонных куполов!
Ответ ____________________________________________________________
3.Я духом пасть, увы! я плакать был готов,
Среди неравного изнемогая боя;
Но я люблю стихи – и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей..
Ответ __________________________________________________________________
Часть С.
Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, нашедшей отражение в цитате:
«Тринадцать лет прошло, все улеглось, можно взглянуть по-новому. А то мне кажется, мы начинаем забывать. То есть не хотим помнить. А это опасно, правда ведь? Если мы в пятьдесят восьмом уже не помним, то что потом будет?»
Э.Н.Веркин «Облачный полк»