СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промежуточная работа по экологии. 9 класс

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Промежуточная аттестация по экологии. 9 класс. В работе 2 части. 1 часть содержит 10 вопросов с выбором 1 варианта ответа (верный ответ 1 балл). Часть 2 содержить 3 вопроса (верный ответ 2 балла). Таким образом, максимальное количество баллов 16

Просмотр содержимого документа
«Промежуточная работа по экологии. 9 класс»

Промежуточная аттестация по экологии 9 класс

Уважаемые ребята!

Работа промежуточной аттестации включает 12 зданий, из которых 10 заданий базового уровня, 2 задания повышенного уровня (№11,12). Внимательно читайте текст заданий. Выполняйте задания последовательно. Не теряйте время, если не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, можете ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Желаем успеха!

Критерии оценивания: За верные ответы к заданиям под номерами 1-10 вы получите 1 балл; задания 11,12 оцениваются максимум в 2 балла. Если вы допускаете в них 1 ошибку, то получите 1 балл, если ошибок будет больше, - 0 баллов.

Максимальное количество баллов – 14.

Оценка «5» - 13-14 баллов, оценка «4» -10-12 баллов, оценка «3» - 7-9 баллов, оценка «2» менее 7 баллов

Демоверсия

Часть 1 (задания с выбором одного верного ответа)

  1. Наука о связях между живыми существами и окружающей средой.
    а) экология, б) биология; в) психология; г) социология

  2. Факторы неорганической среды, влияющие на жизнь и распространение живых организмов, называют
    а) абиотическими; б) живыми, в) антропогенными, г) биотическими.

  3. Автотрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических: а) консументы, б) редуценты, в) продуценты.

  4. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:

а) биосфера, б) гидросфера, в) литосфера, г) атмосфера

5. Выберите правильно составленную пищевую цепь.
а) листья укропа → землеройка → обыкновенный ёж → ястреб;
б) листья укропа → обыкновенный ёж → ястреб;
в) листья укропа → личинка майского жука → землеройка → обыкновенный ёж;
г) листья укропа → гусеница бабочки махаон → большая синица → ястреб

6. Факторы, возникающие в ходе деятельности человека
а) социальные, б) абиотические, в) химические

7. Во время войны…
а) снижается численность, б) снижается рождаемость,
в) усиливаются миграции, г) все варианты верны.

8. Экологическим называется общество
а) развитие которого не согласуется с эволюцией природы,
б) развитие которого согласуется с эволюцией природы,
в) любое

9. Верно ли утверждение «Устойчивое развитие – это путь равномерного увеличения производства и благосостояния всех людей, который не приводит к разрушению окружающей среды» а) верно, б) неверно

10. Какие виды занесены в красную книгу Республики Коми?
а) скворец розовый, полоз узорчатый, аист черный;
б) серая неясыть, купальница европейская, лебедь кликун,
в) лотос орехоносный, зубр, кубышка желтая.

Часть 2 :

11. Что из пе­ре­чис­лен­но­го яв­ля­ет­ся при­ме­ром ра­ци­о­наль­но­го природопользования? За­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми ука­за­ны при­ме­ры ра­ци­о­наль­но­го природопользования.

1) создание тер­ри­ко­нов в ме­стах до­бы­чи по­лез­ных ископаемых
(террикон - отвал, искусственная насыпь из пустых пород, извлечённых при подземной разработке месторождений угля и других полезных ископаемых...),
2) расчистка лесов от су­хо­стой­ных деревьев,
3) создание лес­ных по­ле­за­щит­ных полос в степ­ной зоне,
4) введение оборотного водоснабжения промышленных предприятий.

12. Способы защиты организмов от хищников условно можно разделить на три группы (см. таблицу). Установите соответствие между буквами (способами защиты) и цифрами (вариантами защиты), записывая номера предлагаемых ниже вариантов защиты напротив каждой из этих групп.

Способы защиты организмов хищников


А. Избегание жертвой встречи с хищником


Б. Избегание жертвой контакта с хищником


В. Способы, действенные при непосредственном контакте


Варианты защиты.
1. Сооружение убежищ или использование естественных укрытий
2. Несъедобность, ядовитость «при опробовании».
3. Покровительственная форма и окраска.
4. Жертва обладает крупными размерами тела.
5. Миграции из мест, обильных хищниками.
6. Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.
7. Выбрасывание защитных веществ.



Кодификатор элементов содержания работы для проведения промежуточного тестирования учащихся по экологии 9 класс


В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем, на которые разбит курс основной и средней (полной) школы. Во втором столбце указаны коды содержания разделов (тем), для которых создаются проверочные задания.

К


Код

раздела

Номер вопроса в тесте

Код контроли-

руемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы

1.



Экология и её методы


1

1.1

Объект изучения экологии – взаимодействие живых организмов друг с другом и со средой обитания.



1.2

Роль экологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Экологические законы, теории, закономерности, гипотезы.

2.



Экологические факторы, среда обитания


2

2.1

Экологические факторы, как условия, окружающие организм в среде его обитания. Абиотические, биотические, антропогенный факторы. Их влияние на жизнедеятельность организмов. Закономерности действия экологических факторов на живые организмы. Лимитирующие факторы



2.2

Среда обитания организмов. Основные среды жизни. Их особенности. Приспособления живых организмов к среде обитания. Относительный характер приспособленности


12

2.3

Типы биотических отношений: симбиоз, паразитизм, конкуренция, нейтрализм, комменсализм, хищничество



2.4.

Сезонные изменения в жизни растений и животных

3.



Популяция. Экосистема



3.1

Популяция. Характеристика популяции: основные свойства и параметры популяции; структура популяции; динамика популяций


3,5

3.2

Трофические взаимодействия в экосистемах. Трофическая структура экосистемы; функциональная роль консументов, продуцентов и редуцентов; пищевые цепи и сети; закономерности трофических взаимодействий



3.3

Продукция и энергия в экосистемах. Экологические пирамиды



3.4

Динамика экосистем. Понятие гомеостаза и экологической сукцессии; виды природных и антропогенных сукцессий; понятия климакса, устойчивости и изменчивости экосистем



3.5

Экосистемы и их классификация. Экосистема как сложная открытая система, принципы ее организации и функционирования; классификации экосистем.
Устойчивость экосистем, их смена. Особенности агроэкосистем.

4.



Биосфера


4

4.1

Понятие биосферы, ее структура. Живое вещество биосферы, его функции



4.2

Круговороты веществ в биосфере


10

4.3

Учение Н. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера. Экологическое сознание. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь людей. Последствия деятельности человека для экосистем, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.



4.4

Человечество в биосфере. Возможности человечества к адаптации. Потребности человека в питании, дыхании, размножении, их влияние на биосферу


6,7,8,9,
11

4.5

Человечество в социосфере. Потребности человека и взаимодействие людей друг с другом. Биоэтика. Социальные факторы: их влияние на человечество и биосферу. Договор как фактор развития человечества. Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого развития.

5.



Экология человека. Влияние факторов среды на системы органов



5.1

Вредные привычки. Правильное дыхание. Рациональное питание. Чужеродные примеси пищи. Иммунитет и здоровье.



5.2

Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. Внешние воздействия на органы слуха и равновесия. Воздействие двигательной активности на организм человека.



5.3

Гигиенический режим сна. Стресс. Типы высшей нервной системы.

6.



Экологическая демография



6.1

Рост численности населения. Демографические перспективы. Особенности демографии.



6.2

История развития экологических связей. Человек разумный. Современность. Будущее.



6.3

Современные проблемы охраны природы. Охрана атмосферы. Охрана водных ресурсов. Охрана недр.





Спецификация промежуточной аттестации по экологии для 9 класса.

1. Нормативные и методические основания. Документы, определяющие нормативно-правовую базу:

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089)

2.Цель работы: определить степень сформированности знаний, основных умений и навыков, оценить качество подготовки учащихся по всем основным темам, изучаемым за курс основной школы, ознакомить с формой проведения экзамена в формате ОГЭ.

3. Структура работы.

На выполнение тестовой работы отводится 1 урок (40 минут).

Работа состоит из 12 заданий, которые разделены на две части.

Часть 1 состоит из 10 заданий. К 1 – 10 заданиям даны 4 варианта ответов, из которых только 1 верный. В этой части даны задания базового уровня.

Часть 2 состоит из 2 заданий повышенного уровня сложности. Задание 11 на выбор нескольких правильных ответов. Задание 12 на соответствие между организмом и экосистемой. Эти задания оцениваются от 0 до 2 баллов.

Распределение заданий по разделам (темам) программы, виды заданий, соотношение заданий базового и повышенного уровня.

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Экология» представлено в таблице


Раздел программы

Число заданий

Максимальный первичный бал

% макс.перв.балла от макс.перв.балла за всю работу (14 б.)

1. Экология и ее методы

1

1

7

2. Экологические факторы, среда обитания

2

3

22

3. Популяция. Экосистема

2

2

14

4. Биосфера

7

8

57

5. Экология человека. Влияние факторов среды на системы органов.




6. Экологическая демография




Итого

12

14

100

Система оценивания.


Максимальное кол-во баллов за одно задание

Максимальное количество баллов

Часть 1

Часть 2

Часть 1

Часть 2


Вся работа

1

2

10

4

14


Обобщенный план работы

задания

Раздел

программы

Проверяемый

результат

Уровень

сложности

Максимальный балл за выполнение задания и работы в целом

1

Экология и ее методы

1.1

базовый

1

2

Экологические факторы, среда обитания

2.1

базовый

1

3

Популяция. Экосистемы

3.2

базовый

1

4

Биосфера

4.1

базовый

1

5

Популяция. Экосистемы

3.2

базовый

1

6

Биосфера

4.5

базовый

1

7

Биосфера

4.5

Базовый

1

8

Биосфера

4.5

базовый

1

9

Биосфера

4.5

Базовый

1

10

Биосфера

4.3

базовый

1

11

Биосфера

4.5

Базовый

1

12

Экологические факторы, среда обитания

2.3

Базовый

1


Критерии оценки:

За верное выполнение каждого задания части 1 - 1 балл. За верное выполнение заданий части 2 – по 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие 0 баллов. Максимальная сумма - 14 баллов.

0 – 6 баллов – оценка «2»,

7- 9 баллов – оценка «3»,

10-12 баллов – оценка «4»,

13 – 14 балла – оценка «5».


5. Апробация работы: задания взяты из разных источников. (Интернет ресурсы, сборники заданий по экологии 9 класс; КИМы Биология 9 класс; задания для подготовки к ГИА)

6. Условия применения. Работа рассчитана на учащихся 9 класса, изучавших курс экологии, отвечает обязательному минимуму содержания основного общего образования по экологии 9 класса.

7. Дополнительные материалы и оборудование. Не используются




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!