Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»
Тесты
для промежуточной аттестации по обществознанию 8 класс.
Автор: Кулманакова Елена Николаевна
учитель истории, обществознания и православной культуры.
Пояснительная записка. Тесты для промежуточного экзаменационного тестирования по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы. А также Примерной программы основного общего образования по обществознанию, авторской программы курса «Обществознание» для 8-9 классов – программы курса «Обществознание» А.И. Кравченко. Москва, «Русское слово», 2009.
Цель промежуточной аттестации: проверить уровень знаний учащихся за курс 8-го класса.
Аттестация проводиться в тестовой форме. Тесты сформированы по принципу ОГЭ и включают в себя две части. Первая часть содержит 15 тестов с выбором правильного ответа, вторая часть содержит 5 заданий на сравнение социальных объектов, выявление их общих черт и различий; третья часть из одного задания
Вопросы проверяют знания по основным разделам курса обществознания за 8 класс.
Время на выполнение работы – 45 минут.
Задания содержатся в двух вариантах.
Вариант 1.
1. Территория, имеющая определённые границы и обладающая государственным суверенитетом, обозначается термином:
1) государство; 2) страна; 3) общество; 4) сообщество.
2. Верны ли следующие суждения о типологиях обществ?
А. Согласно одной из первых типологий, общества делятся на дописьменные и письменные.
Б. Типология, которая появилась в XIX веке, в качестве главных критериев классификации обществ выделяет способ производства и форму собственности.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
3. Верны ли следующие суждения о роли общества в формировании личности?
А. Общество способно как развивать личность, так и подавлять её.
Б. Чем выше общий культурный уровень общества, тем меньше человек в нём ценится как личность.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
4. Талант и гениальность проявляются:
1) только в раннем детстве; 2) только в зрелом возрасте;
3) в любом возрасте; 4) всегда с рождения.
5. Верны ли следующие суждения о неудовлетворённых потребностях?
А. Подавление потребностей деформирует личность человека.
Б. Неудовлетворённые потребности больших групп населения могут привести к выступлениям против власти.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
Социализация проходит в :
семье; 2) школе; 3) группе друзей; 4) верно всё перечисленное.
К экономической сфере относится:
потребление материальных благ; 2) создание политических партий;
3) получение образования; 4) организация местного самоуправления
Для существования рыночной экономики необходимо:
отсутствие частной собственности на средства производства;
запрет конкуренции;
свобода выбора производителей в принятии решений;
всё вышеперечисленное.
К способам воздействия государства на экономику относится:
налогообложение; 2) предоставление льгот;
3)правовое регулирование; 4)всё вышеперечисленное.
Государственный бюджет в РФ утверждается:
1) Центральным банком РФ 2) Правительством РФ;
3) Федеральным Собранием РФ; 4) референдумом
Примером социальной группы является:
семья; 2)средний класс в обществе;
3) городские жители; 4) верно всё перечисленное.
Одним из критериев стратификации является:
1) возраст; 2) пол; 3) место жительства; 4)доход.
Нации возникают:
с появлением человека разумного;
с возникновением государства;
с развитием капиталистических отношений;
на современном этапе развития общества.
Наиболее распространенной причиной развода в современном обществе является:
несходство характеров супругов;
отсутствие общих интересов;
алкоголизм одного из супругов;
верно всё перечисленное.
Верны ли следующие суждения о конфликтах?
А. Определение масштабов конфликта связано с серьёзностью его последствий.
Б. Наиболее масштабные конфликты случаются чаще, чем незначительные.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
16. Найдите черты сходства и отличия между семейным бюджетом и государственным бюджетом.
имеет юридическую силу;
содержит статьи расходов на социальные нужды;
состоит из доходной и расходной частей;
включает оплату управленческого аппарата;
пополняется за счёт налогов с населения.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
17. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) Социальный статус 1) Место человека в социальной структуре общества.
Б) Социальная группа. 2) Совокупность представлений, существующих в обществе, о поведении, правах и обязанностях человека, занимающего
определённое положение.
В) Социальная роль. 3) Совокупность людей, выделенных по каким – либо
социально значимым признакам.
Г) Имидж. 4) Определённое поведение, соответствующее положению человека в обществе.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
18. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к предпринимательству. Малый бизнес, прибыль, корпорация, социализация.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
19. Найдите в предложенном списке утверждения, характерные для личности.
Человек с рождения является личностью;
Формируется в течение длительного времени;
Формируется в процессе социализации;
Проявляется вне общества;
Выражается в самостоятельных поступках.
20. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного относятся к понятию «функции денег». Мера стоимости, средство платежа, прибыль, мировые деньги.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
21. Что такое социальная мобильность? Приведите примеры горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.
Вариант 2.
Здравоохранение, коммунальное обслуживание, общественное питание относятся к:
1) экономической сфере общества; 2) политической сфере общества;
3)социальной сфере общества; 4) духовной сфере общества.
Верны ли следующие суждения о последствиях воздействия человека на природу?
А. В традиционном обществе важная роль отводилась церкви и армии.
Б. В доиндустриальном обществе основными группами населения были предприниматели и наёмные рабочие.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
К началу 20 века некоторые народы Севера, входившие в состав Российской империи, не имели своей письменности, вели кочевой образ жизни, поклонялись языческим богам. Этот факт иллюстрирует:
1)действие закона ускорения истории; 2)действие закона неравномерности развития;
3)проявление регресса; 4) проявление технического прогресса.
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Потребность стать личностью у всех индивидов развита в равной степени.
Б. Потребность стать личностью проявляется у индивида как в обществе, так и вне общества.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
Певец К. целый год готовился к победе на международном конкурсе вокалистов. Жюри присудило К. первое место. Это пример удовлетворения:
1)физиологических потребностей; 2)социальных потребностей;
3)престижных потребностей; 4) потребностей в безопасности.
Певца С. после выступления долго не отпускали со сцены. Он улыбался, кланялся, а люди в зале стоя аплодировали ему. Это пример:
делового общения; 2) повседневного общения;
3)речевого общения; 4)ритуального общения.
Рынок регулирует отношения в сфере:
1) производства; 2)потребления; 3)распределения; 4) обмена.
Конкуренция производителей и продавцов на рынке приводит к :
1)повышению цен;
2) улучшению качества обслуживания;
3) увеличению числа производителей на рынке;
4) росту затрат производителей на изготовление товара
В рыночной экономике в отличие от командной:
1)принимаются чёткие государственные планы по выпуску продукции;
2)устанавливаются фиксированные цены;
3) взимаются государственные налоги с населения;
4)существует конкуренция.
Понятие «стратификация» обозначает:
1)объединение; 2) расслоение;
3)перемещение 4) включение в сообщество
Укажите социальный статус, отличающий ребёнка от взрослого.
дочь; 2) спортсмен;
3) собаковод; 4) школьник.
К характеристике класса бедных относится:
1)экономическая самостоятельность; 2) высокий уровень престижа;
3)отсутствие политических прав; 4)государственные дотации и пособия.
К причинам этнических конфликтов можно отнести:
бытовые предрассудки и стереотипы;
политику дискриминации со стороны власти по отношению к одному из этносов;
изгнание народа с территории проживания;
верно всё вышеперечисленное.
14. Верны ли следующие суждения о роли семьи?
А. В семье происходит формирование индивида как личности.
Б. Семья изначально определяет принадлежность человека к определённому социальному слою общества.
1) Верно только А; 2) верно только Б;
3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
15.Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петровна вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример:
1)нуклеарной семьи; 2) патриархальной семьи;
3) неполной семьи; 4) многодетной семьи.
16. Найдите черты сходства и отличия экономической и социальной сфер общества.
Оказывает влияние на политическую сферу и зависит от неё;
Включает в себя распределение и потребление;
Включает помощь социально незащищённым слоям населения;
Создаёт товары и услуги;
Существует на всех стадиях развития общества.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.
Черты сходства | Черты отличия |
| |
17. Установите соответствие между этапами развития общества и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
А) Традиционное общество. 1) Машинное производство - определяющий
фактор развития.
Б) Индустриальное общество. 2) Большая роль церкви и армии.
В) Постиндустриальное общество. 3) В экономике преобладает сфера услуг.
Запишите в таблицу выбранные цифры.
18. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, характеризуют уровень жизни.
Условия труда, уровень образования, привычки, качество питания, условия проживания.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
19. Найдите в предложенном списке принципы предпринимательской деятельности.
Отсутствие личной материальной ответственности.
наличие экономической свободы;
стремление к получению прибыли;
отсутствие профессионального риска;
наличие ресурсов для организации экономической деятельности.
20. Все перечисленные ниже слова, за исключением одного, относятся к приобретённому статусу.
Врач, мужчина, демократ, садовод.
Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.
21. Что такое социальный статус? Приведите по одному примеру предписанного и достигаемого социального статуса.
Ответы: Вариант 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 1 | 23 145 | 1342 | социализация | 235 | прибыль |
21. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. Горизонтальная мобильность – переход с одного места работы на другое без изменения социального статуса. Вертикальная мобильность – повышение по службе, карьера в политической деятельности и т.д.
Вариант 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
3 | 1 | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 15 234 | 213 | привычки | 235 | мужчина |
21. Социальный статус – социальная позиция человека в обществе с вытекающими из неё правами и обязанностями. Предписанный социальный статус: пол, возраст, раса. Достигаемый статус: образование, материальное положение.
Критерии оценивание.
Все правильно выполненные задания уровня А оцениваются в 1 балл.
Задания уровня В, с выбором нескольких вариантов ответа, оцениваются в 1-2 балла. Два балла за правильный ответ и 1 балл при наличии одной ошибки.
За задания части С – 3 балла.
Система оценивания результатов:
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-80% - оценка «4»
40-60% - оценка «3»
0-40% - оценка «2»
Список литературы:
Печатные издания:
1) Кравчеко А. И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений [Текст]. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 192 с. – 20000 экз. – ISBN 978-5-94853-988-1;
2) Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 64 с. – 3000 экз. – ISBN 978-5-94853-843-3;
3) Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс [Текст] / Сост. А. В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2014. – 112 с. – 15000 экз. – ISBN 978-5-408-01351-7;
4) Певцова Е. А. Поурочные методические разработки к учебнику А. И. Кравченко «Обществознание. 8 класс» [Текст]. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. 168 с. – 1500 экз. – ISBN 978-5-94853-873-0;
Сайты в сети Интернет
1) Сайт «Федерального института педагогических измерений». URL: http://www.fipi.ru/