Спецификация контрольно-измерительных материалов по ЛИТЕРАТУРЕ
(1 полугодие в 7 классе)
1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки
по литературе учащихся 7-х классов. КИМ предназначены для контроля
достижения планируемых результатов.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание тестовой работы определяет Федеральный компонент
государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования») и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Объектами контроля выступают:
Литературные роды и жанры. Изобразительно-выразительные средства. Тропы. Фигуры. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма.
Основные темы и образы русской литературы. Образ-персонаж в литературном произведении. Приемы создания образов-персонажей.
Понимание идейно-эмоционального содержания произведения. Понимание авторской позиции.
Умение сопоставлять героев из одного художественного произведения.
Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности, который
определяется характером проверяемого знания, уровнем умения и способом
познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания.
Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких
интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение,
идентификация, конкретизация, применение знаний и др. Задания повышенного и высокого уровня сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
4. Характеристика структуры КИМ
Тестовая работа состоит из 16 заданий, которые различаются по форме и уровню сложности.
Задания 1 - 10 предполагают выбор ответа или установление соответствия. К каждому из заданий с выбором ответа предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух и более ответов, даже если среди них указан номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
Задания 11 – 15 с кратким ответом. Ответы на задания такого типа записываются тестируемым словами или цифрами.
Задание 16 предполагает ответ в виде связного текста объемом 5 – 8 предложений.
5. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
В работе представлены задания трех уровней сложности: базового, повышенного и высокого.
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Базовый | 10 | 1 |
Повышенный | 5 | 2-4 |
Высокий | 1 | 5 |
Итого: | 16 | 35 |
6. Продолжительность контрольной работы по литературе
Примерное время на выполнение заданий составляет: для заданий базового уровня сложности – 1,5 минуты, для заданий повышенного уровня сложности – 4 минуты. Для задания высокого уровня сложности – 10 минут
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
7. Дополнительные материалы и оборудование. При выполнении
контрольной работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими
тетрадями, справочниками, словарями литературных терминов, электронными средствами. На столе разрешается иметь только бланк для ответа, черновик и ручку.
8. Система оценивания выполнения заданий и работы в целом
За верно выбранный ответ в заданиях 1 – 10 тестируемый получает один балл.
В задании 11 один балл учащийся получает при правильном указании 2-х или 3-х произведений. Дополнительно один балл дается за указание фамилий авторов всех произведений, названных тестируемым.
В задании 12 один балл учащийся получает при правильном указании 2-х имен (или фамилий) героев. Дополнительно один балл дается за указание двух фамилий авторов и двух названий произведений, названных тестируемым.
В задании 13 два балла учащийся получает при правильном указании названия произведения.
В задании 14 до четырех баллов учащийся получает при правильном (корректном) указании тем всех произведений. По одному баллу за каждую корректно указанную тему.
В задании 15 ученик получает два балла за правильный ответ, по одному баллу за каждое указанное произведение.
В задании 16 учащийся получает 5 баллов максимально (по одному за каждый критерий):
а) умение выделить общее и различное в сравниваемых явлениях (образах),
б) речевая грамотность,
в) отсутствие логических ошибок,
г) отсутствие фактических ошибок,
д) композиционное единство предложений в развернутом ответе.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается итоговый тестовый балл (максимальное количество – 35), который по усмотрению лиц, проводящих тестовую работу, может быть переведен в отметку по 5-ти балльной шкале:
Общее количество баллов | Отметка |
34 – 37 | 5 |
22 – 33 | 4 |
10 – 21 | 3 |
До 10 | 2 |
9. План контрольной работы по литературе
№ зада-ния | Примерные элементы содержания | Уровень сложности | Макс. балл | Пример-ное вре-мя вы-полнения |
1. | Знание текстов изученных ранее произведений. | Базовый | 1 | 1,5 мин. |
2. | Знание текстов произведений, изученных в 7 классе (I полугодие) | Базовый | 1 | 1,5 мин. |
3. | Знание текстов произведений, изученных в 7 классе (I полугодие) | Базовый | 1 | 1,5 мин. |
4. | Литературные роды | Базовый | 1 | 1,5 мин. |
5. | Литературные жанры | Базовый | 1 | 1,5 мин. |
6. | Изобразительно-выразительные средства. Тропы | Базовый | 1 | 1,5 мин. |
7. | Изобразительно-выразительные средства. Фигуры речи | Базовый | 1 | 1,5 мин. |
8. | Основы стихосложения: стихотворный размер. | Базовый | 1 | 1,5 мин. |
9. | Основы стихосложения: ритм, рифма, строфа | Базовый | 1 | 1,5 мин. |
10. | Образ-персонаж в литературном произведении. Приемы создания образов-персонажей. | Базовый | 1 | 1,5 мин. |
11. | Традиционные темы русской литературы | Повышен-ный | 2 | 4 мин. |
12. | Традиционные образы русской литературы | Повышен-ный | 2 | 4 мин. |
13. | Идейно-эмоциональное содержание произведения | Повышен-ный | 2 | 4 мин. |
14. | Идейно-тематическое содержание произведения | Повышен-ный | 4 | 4 мин. |
15. | Авторская позиция | Повышен-ный | 2 | 4 мин. |
16. | Сопоставление героев и событий в разных художественных произведениях | Высокий | 5 | 10 мин. |