СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Промышленная революция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Промышленная революция»

Промышленная революция

Промышленная революция

 Промышленная революция   — массовый переход от ручного к машинному труду, от мануфактуры к фабрике, произошедший в ведущих государствах мира в XVIII—XIX веках.  Характерной чертой  промышленной революции являлся стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Промышленная революция   — массовый переход от ручного к машинному труду, от мануфактуры к фабрике, произошедший в ведущих государствах мира в XVIII—XIX веках.

Характерной чертой промышленной революции являлся стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Предпосылки промышленной революции: формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой судебной системы; высокий уровень развития торговли; формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений); широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах.

Предпосылки промышленной революции:

  • формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой судебной системы;
  • высокий уровень развития торговли;
  • формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);
  • широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах.
В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла все европейские страны, располагая всеми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития – крупное машинное производство. Начало промышленной революции связано с изобретением эффективного парового двигателя.

В период XVII века Англия начала обгонять мирового лидера Голландию по темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К середине XVIII века Англия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла все европейские страны, располагая всеми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития – крупное машинное производство.

Начало промышленной революции связано с изобретением эффективного парового двигателя.

Причины промышленного переворота Англии: наличие капитала; наличие рынка труда и земли; развитая инфраструктура водного транспорта, почта, дороги; отсутствие законодательных препятствий, мощная поддержка предпринимательства в парламенте; высокий уровень развития торговли.

Причины промышленного переворота Англии:

  • наличие капитала;
  • наличие рынка труда и земли;
  • развитая инфраструктура водного транспорта, почта, дороги;
  • отсутствие законодательных препятствий, мощная поддержка предпринимательства в парламенте;
  • высокий уровень развития торговли.
Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби  начала работать прядильная фабрика Аркрайта где такие машины приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет - 150 подобных прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700-800 человек.   Ткацкая фабрика в городе Рэддиш, Великобритания 

Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу.

В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук.

В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби  начала работать прядильная фабрика Аркрайта где такие машины приводились в движение водяным колесом. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет - 150 подобных прядильных фабрик и на многих из этих предприятий работало по 700-800 человек.

  Ткацкая фабрика в городе Рэддиш,

Великобритания 

Прядильная машина на ручной тяге

Прядильная машина на ручной тяге

 В 1764–1765 английский ткач Джеймс Харгривс изобрел механическую прялку, которую он назвал в честь своей дочери «Дженни». Эта прялка резко (примерно в 20 раз) увеличивала производительность труда прядильщика. Несмотря на сопротивление боящихся конкуренции цеховых ткачей, у же через несколько лет «Дженни» стала использоваться прядильщиками Англии практически повсеместно.  Прялка «Дженни»

В 1764–1765 английский ткач Джеймс Харгривс изобрел механическую прялку, которую он назвал в честь своей дочери «Дженни». Эта прялка резко (примерно в 20 раз) увеличивала производительность труда прядильщика. Несмотря на сопротивление боящихся конкуренции цеховых ткачей, у же через несколько лет «Дженни» стала использоваться прядильщиками Англии практически повсеместно. 

Прялка «Дженни»

 Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы. В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов. С 1830 по 1847 г.- производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза. Сельфакторы (мюль-машины) в прядильном цехе

Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы. В 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. В текстильной промышленности большую роль сыграл так называемый сельфактор, обеспечивший механизацию прядильных процессов. С 1830 по 1847 г.- производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза. Применение горячего дутья при плавке руды, начавшееся в 1828 г., втрое сократило расход топлива и позволило использовать в производстве низшие сорта каменного угля, С 1826 по 1846 г. экспорт железа и чугуна из Великобритании увеличился в 7,5 раза.

Сельфакторы (мюль-машины)

в прядильном цехе

 Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин хлопчатобумажных фабрик, 9 машин для шерстяных фабрик, 30 для каменноугольных копей, 22 для медных копей, 28 для металлургических заводов Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы. Паровая машина Дж. Уатта

Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. В период с 1775 по 1800 г. заводы Уатта и Болтона в Сохо выпустили 84 паровые машины для хлопчатобумажных фабрик, 9 машин хлопчатобумажных фабрик, 9 машин для шерстяных фабрик, 30 для каменноугольных копей, 22 для медных копей, 28 для металлургических заводов Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии. В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования. Развернулось сооружение каналов, позволявших перевозить уголь и металлы.

Паровая машина Дж. Уатта

Строительство железных дорог и создание паровозов   Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком, в молодости знакомым с Джеймсом Уаттом, изобретателем паровой машины. Однако железо в те годы было слишком дорого, а чугунные рельсы не могли выдерживать тяжелую машину. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812-1829 гг. не только предложил несколько удачных конструкций паровозов, но и сумел убедить шахтовладельцев построить первую железную дорогу из Дарлингтона к Стоктону, способную выдержать паровоз. Позднее, паровоз Стефенсона «Ракета» выиграл специально устроенное соревнование и стал основным локомотивом первой общественной дороги Манчестер Ливерпуль. 

Строительство железных дорог и создание паровозов

Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком, в молодости знакомым с Джеймсом Уаттом, изобретателем паровой машины. Однако железо в те годы было слишком дорого, а чугунные рельсы не могли выдерживать тяжелую машину. В последующие годы многие инженеры пытались создавать паровозы, но самым удачливым из них оказался Георг Стефенсон, который в 1812-1829 гг. не только предложил несколько удачных конструкций паровозов, но и сумел убедить шахтовладельцев построить первую железную дорогу из Дарлингтона к Стоктону, способную выдержать паровоз. Позднее, паровоз Стефенсона «Ракета» выиграл специально устроенное соревнование и стал основным локомотивом первой общественной дороги Манчестер Ливерпуль. 

Паровоз Стефенсона   В 1814 г. сконструировал и испытал свой первый паровоз Джордж Стефенсон (1781-1848), который в основном и решил проблему создания парового железнодорожного транспорта. Свой первый паровоз Стефенсон назвал «Блюхер», в честь победителя Наполеона при Ватерлоо. «Блюхер» повторял в своей конструкции многие черты паровозов предыдущих изобретателей. Первый паровоз Стефенсона был очень тяжел, медленно двигался, работал малопроизводительно, но непрерывно (в других паровозах происходили постоянные остановки работы).

Паровоз Стефенсона

В 1814 г. сконструировал и испытал свой первый паровоз Джордж Стефенсон (1781-1848), который в основном и решил проблему создания парового железнодорожного транспорта. Свой первый паровоз Стефенсон назвал «Блюхер», в честь победителя Наполеона при Ватерлоо. «Блюхер» повторял в своей конструкции многие черты паровозов предыдущих изобретателей. Первый паровоз Стефенсона был очень тяжел, медленно двигался, работал малопроизводительно, но непрерывно (в других паровозах происходили постоянные остановки работы).

Заключение  Промышленный переворот в Англии затронул не только промышленность. Он коснулся всех сфер производства, в т.ч. и сельское хозяйство, вызвал рост городов и населения в них. В городах проживало 40% населения. Крупнейшим городом стал Лондон с населением 0,5 млн. человек, в основном занятых в промышленности, торговле, судоходстве. Здесь совершенствовались основные внешнеторговые и финансовые сделки, важный порт в заморской торговле. Великобритания превратилась в самую могущественную мировую державу, причем произошло это в результате развития тенденций, появившихся еще на начальной стадии промышленного переворота. 

Заключение

Промышленный переворот в Англии затронул не только промышленность. Он коснулся всех сфер производства, в т.ч. и сельское хозяйство, вызвал рост городов и населения в них. В городах проживало 40% населения. Крупнейшим городом стал Лондон с населением 0,5 млн. человек, в основном занятых в промышленности, торговле, судоходстве. Здесь совершенствовались основные внешнеторговые и финансовые сделки, важный порт в заморской торговле. Великобритания превратилась в самую могущественную мировую державу, причем произошло это в результате развития тенденций, появившихся еще на начальной стадии промышленного переворота. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей