Лекция 3
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ КОММЕРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Роль предприятия в движении капитала
Основной организационной формой промышленного производства является предприятие. Под предприятием понимается самостоятельный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли через самостоятельное осуществление своей деятельности, распоряжение выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Промышленные предприятия принадлежат к числу основных субъектов рыночной экономики. Производственная деятельность является ведущей, так как именно в производстве создаются материальные блага и различные услуги, необходимые для удовлетворения тех или иных общественных потребностей. В производстве происходит соединение факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательской способности.
Промышленные предприятия осуществляют производственное предпринимательство: производят различные виды продукции, выполняют работы и услуги. В процессе производственной деятельности осуществляется движение производственного капитала.
На первой стадии кругооборота капитала осуществляется закупка материально-технических ресурсов, т. е. имеет место переход из денежной формы в производительную.
Вторая стадия движения капитала охватывает процесс производства, в результате чего создается новая продукция, но по своей стоимости выше, чем стоимость использованных ресурсов. Производительная форма капитала при этом переходит в товарную.
На третьей стадии кругооборот капитала завершается: Т' - Д', т. е. осуществляется сбыт готовой продукции, что означает переход капитала из товарной формы в денежную.
Время кругооборота производственного капитала слагается из времени производства и времени обращения. Время производства включает: 1) период пребывания в производственных запасах; 2) время процесса производства; 3) перерывы в процессе производства.
Время обращения состоит из двух периодов (фаз): 1) времени превращения денег в товары - вещественные элементы производственного капитала (закупка новых машин, оборудования, сырья, материалов и т.д.); 2) времени превращения изготовленной продукции в деньги, т. е. времени сбыта новых товаров потребителям. Стадии движения капитала: первая и третья представляют собой сферу товарного обращения, т. е. куплю-продажу товаров.
Существование двух стадий товарного обращения является закономерной причиной подразделения коммерческой деятельности предприятий на: 1) закупочную (материально-техническое обеспечение) и 2) сбытовую. Чтобы произвести продукцию, предприятие должно закупить для этого необходимые материальные ресурсы, а после изготовления предприятию требуется продать продукцию покупателям.
Таким образом, к коммерческой деятельности относятся процессы, связанные со сменой форм стоимости. На первой стадии осуществляются процессы закупки материальных ресурсов, а на третьей-сбыт (продажа) произведенной продукции.
3.2. Факторы внешней среды предприятия
В процессе коммерческой деятельности промышленное предприятие вступает во взаимодействие с внешней средой. Поэтому необходимы знание этой среды и умение быстро реагировать на ее изменение и воздействие на внутренние структуры предприятия и результаты коммерческой деятельности. Основные факторы внешней среды представлены на рис. 1.1.
Следует отметить, что все факторы, представленные на рис. 1.1, являются взаимосвязанными, однако в каждый отдельный момент времени сила взаимосвязи факторов может быть разной.
Факторы внешней среды предприятия целесообразно подразделить на: факторы прямого воздействия;
факторы косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на коммерческую деятельность предприятия; к ним относятся: государство, конкуренты, поставщики и потребители. Государство выступает регулирующим фактором, оно разрабатывает промышленную политику, принимает налоговое законодательство, определяет виды налоговых льгот, осуществляет таможенный и юридический контроль, регулирование цен на энергоносители, транспортных тарифов.
Государство посредством денежной и кредитной политики может оказывать влияние на изменение соотношений и структуры инвестиционного спроса и предложения, оно определяет стратегию поведения инвесторов на рынке. Государство осуществляет регулирование экономики, при этом выделяются следующие макроэкономические задачи государственного регулирования экономики:
1. Рост темпов национального дохода.
2. Снижение дефицита государственного бюджета.
3. Стабилизация цен или снижение темпов инфляции.
4. Сглаживание колебаний производства и занятости.
5. Оптимизация платежного баланса.
Конкуренты могут оказывать значительное влияние на выработку стратегии предприятия, от них зависят доля данного предприятия на товарном рынке, в ряде случаев уровень цен на товары и в конечном итоге положение предприятия на рынке.
От поставщиков зависят цены на сырье и материалы, условия заключения контрактов купли- продажи, качество поставляемых материальных ресурсов.
Вкусы и предпочтение потребителей, их поведение на рынке оказывают влияние на объем сбыта продукции и величину доходов предприятия.
К внешним факторам косвенного воздействия относятся: политические и экономические, научно-технические и социальные факторы.
Политические факторы определяют политическую обстановку, стабильность общества, от которых зависят зарубежные инвестиции, отношения правительства к состоянию реального сектора экономики.
Экономические факторы - это темпы экономического роста, уровень занятости, платежный баланс страны, уровень инфляции.
Экономическая среда оказывает активное влияние на деятельность предприятия, это влияние может быть как позитивным, так и негативным, поэтому предприятие должно прогнозировать тенденции в изменении экономической среды и приспосабливаться к ним.
Научно-технические факторы имеют очень большое значение, так как использование их создает для предприятия дополнительные возможности развития и получения преимуществ среди конкурентов.
Учет социальных факторов (соотношение между высшими, средними и низшими классами, жизненные ценности людей, традиции и др.) позволяет определить специфические особенности деятельности на рынке.