Поурочное планирование 5 класс «Наглядная геометрия» И.Ф. Шарыгин
№ уро ка | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Технологии | Рассматриваемые понятия | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты |
план | факт | Предметные | УУД | Личностные |
1. Введение (2ч) |
1 | | | Пространство и размерность. Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок, многоугольник | Урок освоения новых знаний | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков | Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч | Презентация.Фронтальная работа с классом, работа с учебником | Работа с математическими инструментами. Научиться читать, распознавать и обозначать на чертежах простейшие геометрические фигуры | Коммуникативные: построение речевых высказываний, постановка вопросов. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. Познавательные: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков | Развитие интереса к предмету, желание изучать предмет |
2 | | | Углы, их построение и измерение. Треугольник, квадрат | Урок закрепления знаний | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, развития исследовательских навыков | Смежные и вертикальные углы, биссектриса угла. Свойства треугольников и квадратов. | Фронтальная. Практическое выполнение заданий | Научиться строить и обозначать различные виды углов. Развитие навыков работы с чертежными инструментами | Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результатов. Познавательные: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков. | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи |
Фигуры на плоскости (6ч) |
3 | | | Задачи со спичками | Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками | Здоровьесбережения, компьютерного урока, развивающего обучения | Занимательные задачи на составление геометрических фигур из спичек. Трансформация фигур при перекладывании спичек | Слайды по теме урока | Уметь видеть фигуры на плоскости и в пространстве | Коммуникативные: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: контроль в виде сличения с эталоном; планирование в виде построения последовательности промежуточных целей. Познавательные: Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно – следственных связей. | Формирование познавательного интереса к изучению нового |
4 | | | Задачи на разрезание и складывание: «рамки и вкладыши Монтессори»; «край в край» и другие | Урок-практикум | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков | Какие типы многоугольников нас окружают? Какие из них чаще встречаются? | Фронтальная работа с классом, проектирование домашнего задания | Расширить представления учащихся о геометрических фигурах в окружающем нас мире, научиться классифицировать многоугольники | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по теме «Треугольник» Регулятивные: выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты | Формирование мотивации к аналитической деятельности |
5 | | | Танграм Пентамино | Урок изучения нового | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения | Равновеликость фигур. Конструкции из треугольников, прямоугольников и квадратов. | Фронтальная работа с классом, работа у доски. Творческая работа «Изготовление игры «Пентамино» | Развивать пространственные представления учащихся. Придумать свои фигурки из пентамино. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения | Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности |
6 | | | Конструирование из «Т» | Урок - практикум | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, развивающего обучения | Конструирование на плоскости и в пространстве из частей буквы Т. | Творческая работа «Составление композиции из Т» | Научиться конструированию | Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в случае расхождения результата от эталона. Познавательные: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез, как составление целого из частей. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового |
7 | | | Геометрия клетчатой бумаги – игры; головоломки | Урок изучения нового | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, групповой деятельности | Конструирование на клетчатой бумаге. Геометрические головоломки | Презентация. Фронтальная работа с классом. Творческая работа «Головоломки». | Научиться видеть в различных конструкциях уже известные фигуры, использовать свойства фигур | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: контроль и оценка объединения в группы. Познавательные: логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств. | Формирование познавательного интереса к изучению нового |
8 | | | Паркеты и бордюры | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков | Окружность, радиус, диаметр, треугольник, вписанный в окружность, многоугольник | Фронтальный опрос, работа у доски | Научиться видеть геометрию в окружающем нас мире | Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения учащихся. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: формировать умение выделять закономерность | Формирование интереса к познавательной деятельности |
Топологические опыты (2ч) |
9 | | | Фигуры росчерком пера | Урок изучения нового | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков | Вычерчивание геометрических фигур одним росчерком | Фронтальная работа с классом, работа в группах | Научиться видеть в различных конструкциях уже известные фигуры | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Регулятивные: контроль и оценка объединения в группы. Познавательные: логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств. | Формирование мотивации к коллективной исследовательской деятельности |
10 | | | Листы Мебиуса | Урок ознакомления с новым материалом | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий | Лист Мебиуса. Опыты с листом Мебиуса | Практическая работа «Лист Мёбиуса» | Научиться проводить опыты | Коммуникативные: управлять своим поведением. Регулятивные: контроль и оценка объединения в группы. Познавательные: логические – анализ элементов, объединение в группы, выделение общих свойств. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
Фигуры в пространстве (4ч) |
11 | | | Многогранники, их элементы. Куб, его свойства | Урок ознакомления с новым материалом | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения | Многогранники. Куб: вершины, ребра, грани, диагональ | Фронтальная. Практическое выполнение заданий. Творческая работа «Изготовление куба» | Научиться изготовлять из плотной бумаги правильные многогранники | Коммуникативные: определять цели и функции участников. Регулятивные: планирование работы, прогнозирование результата, коррекция выполненной работы. Познавательные: логические – анализ объектов, выделение существенных признаков. | Развитие пространственного воображения |
12 | | | Фигурки из кубиков, его частей. Движение кубиков. Уникуб | Комбинированный урок | Здоровьесбережения, индивидуально-личностного обучения | Развертка куба. Неоднозначные фигуры | Фронтальная работа с классом, работа у доски | Научиться изображать объемные фигуры на плоскости. Развитие пространственного воображения | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия. Познавательные: использовать знаково-символические средства | Формирование устойчивого интереса к изучению нового |
13 | | | Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом | Урок обобщения и систематизации знаний | Здоровьесбережения, самодиагностики и самокоррекции результатов | Занимательные задачи | Работа у доски, самостоятельная работа | Научиться решать головоломки с кубом, параллелепипедом | Коммуникативные: находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи. Регулятивные: формировать способность к волевому усилию. Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | Формирование мотивации к самосовершенствованию |
14 | | | Оригами | Урок изучения нового | Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий | Слайды по теме урока. Бумага для изготовления моделей. Изготовление различных фигурок из бумаги | Фронтальная робота с классом, работа с текстом учебника. Практическая работа «Мой журавлик» | Развитие пространственного воображения и творческого мышления | Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: уметь устанавливать аналогии | Формирование творческой инициативности и активности |
Измерения геометрических величин (3ч) |
15 | | | Измерение длин, вычисление площадей и объемов | Урок изучения нового | Здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения | Единицы измерения длины. Старинные единицы измерения. Эталон измерения длины – метр. Единицы измерения приборов. | Сообщение с презентацией на тему «Старинные меры длины и история их появления». Фронтальная работа с классом, работа у доски и в тетрадях | Научиться применять полученные знания при измерении отрезков | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества, формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, осознавать самого себя как движущую силу своего научения. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения, произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Формирование навыка осознанного выбора способа решения |
17 | | | Развертки куба, параллелепипеда | Урок проверки, оценки и коррекции знаний | Здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения | Единицы измерения. Площадь фигуры | Практическая работа «Измерение площади фигуры разными способами» | Научиться нахождению площадей необычных фигур | Коммуникативные: управлять своим поведением. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля |
18 | | | Объем куба и параллелепипеда | Итоговый урок | Здоровьесбережения, развитие исследовательских навыков | Нахождение объема прямоугольного параллелепипеда | Практическая работа «Вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда» | Научиться проводить диагностику учебных достижений | Коммуникативные: организовывать и планировать сотрудничество. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Формирование целостного восприятия окружающего мира |