Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №4"
города Абакана
Рабочая программа
по наглядной геометрии
6а класса
Составитель:
учитель математики
первой квалификационной категории
Амзаракова СК.
Абакан
2013 г.
Структура программы
Пояснительная записка.
Основное содержание
Требования к уровню подготовки учащихся 6Акласса.
Список используемой литературы
Календарно -тематическое планирование
Пояснительная записка
Цель изучения курса наглядная геометрия в 6а классе – это углубление и расширение представления детей об известных им геометрических фигурах и подготовка обучающихся к систематическому изучению геометрии в 7-9 классах. Знакомство с вопросами взаимного расположения различных геометрических фигур и их преобразованиями.
Подготовка учащихся к усвоению курса геометрии проводится по следующим направлениям:
Осуществляется психологическая подготовка. Проводится работа по формированию положительного настроя к изучению предмета.
В пропедевтическом курсе последовательно и целенаправленно происходит знакомство учащихся со всеми геометрическими фигурами и многими понятиями, создаётся общее представление о геометрии.
Происходит формирование первичных представлений об абстракциях на примере объектов и понятий путём перехода от конкретных предметов к их абстрактным образам.
Закладываются основы формирования правильной геометрической речи.
Развиваются пространственные представления и образное мышление.
Место предмета в учебном плане МБОУ «СОШ №4»:
Количество годовых часов –35 ч., 1 час в неделю из школьного компонента.
По четвертям:
1четверть. ~ 9 ч.
2четверть. ~ 7 ч.
3четверть. ~ 10 ч.
4четверть. ~ 9 ч.
2 контрольных работы (за первое полугодие и итоговая).
Уровень обучения – базовый.
Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе:
Курс наглядной геометрии построен в логике дедуктивного курса, основан на конструировании различных фигур и получении их свойств эмпирическим путём. Геометрия изучается на наглядном, интуитивном уровне
Особенности класса
В 6а классе 21ученик из них -3 учащихся Андриенко М. .Леусова Н, Дорофеев Е. имеют творческий уровень обучения ,10 человек имеют продуктивный обучения,7 учащихся – репродуктивный, один учащийся Козлов А оставлен на повторное обучение. При реализации данной программы в данном классе имеются условия для максимального математического развития обучающихся, интересующихся предметом, для совершенствования возможностей и способностей каждого ученика. С целью реализации авторских подходов учебного комплекса используются разнообразные формы организации учебного процесса, современные методы обучения и педагогические технологии.
Содержание курса
1 ч в неделю, всего 35 ч
1. Повторение. Знакомые и новые понятия. (5 ч).
Геометрия изучает форму, размеры и взаимное расположение предметов или их частей. Отношение и пропорциональность отрезков, подобные фигуры, золотое сечение.
2. Взаимное расположение фигур. (14 ч).
Расстояния; параллельность на плоскости и в пространстве, применение параллельности для конструирования плоских и пространственных фигур; координаты
3. Движение фигур (7 ч).
Движения плоскости и пространства: параллельный перенос, поворот, симметрия центральная, осевая и зеркальная.
4. Конструкции из равных фигур (9 ч).
Применение различных видов движений плоскости, построение бордюров и паркетов, элементы симметрии фигур.
Итоговая контрольная работа. Решение задач
Требования к уровню подготовки учащихся в 6а классе
В результате изучение курса наглядная геометрия учащиеся должны:
Распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры: отрезки, лучи, прямые, ломаную, углы, треугольники, окружности, круг, цилиндры, конусы;
Изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
Владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
Решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства фигур и формул.
Литература
Т. Г. Ходот и др. Математика. Наглядная геометрия: Учеб. для 6 кл. общеобразоват.учреждений, - М.: Просвещение, 2008.
Т. Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева. Математика. Наглядная геометрия: книга для учителя: 5-6 кл., - М.: Просвещение, 2008.
И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012
Календарно-тематическое планирование
по наглядной геометрии, 6а класс
1 час в неделю, всего 35 часов
№ урока | тема | Кол-во часов | дата по плану | дата по факту | форма контроля | Подготовка к ЕГЭ | Примечание |
1 ч е т в е р т ь (9 часов) |
Повторение. Знакомые и новые понятия. | 5 | | | | | |
1 | Повторение простейших геометрических фигур. | | 03.09 | | | | |
2 | Хорда, перпендикулярность | | 10.09 | | Сам. работа 1 | | |
3 | Алгоритмы | | 17.09 | | | | |
4 | Отношение отрезков. Подобие фигур. | | 24.09 | | | | |
5 | Подобие фигур. Масштаб | | 31.09 | | | | |
Взаимное расположение фигур. | 14 | | | | | |
6 | Расстояние между точками. | | 08.10 | | | | |
7 | Расстояние от точки до фигуры: прямой или плоскости | | 15.10 | | Сам. работа 2 | | |
8 | Высоты геометрических фигур | | 22.10 | | | | |
9 | Параллельность. определение параллельных прямых. | | 29.10 | | | | |
2 ч е т в е р т ь (7 часов) |
10 | Построение параллельных прямых | | 12.11 | | | | |
11 | Скрещивающиеся прямые. | | 19.11 | | | | |
12 | Решение задач | | 26.11 | | Сам. работа 3 | | |
13 | Четырёхугольники с параллельными сторонами | | 3.12 | | | | |
14 | Четырёхугольники с параллельными сторонами | | 10.12 | | | | |
15 | Решение задач | | 17.12 | | | | |
16 | Получение фигур из параллельных отрезков. | | 24.12 | | | | |
3 ч е т в е р т ь (10часов) |
17 | Где мы встречаемся с координатами | | 14.01 | | | | |
18 | Прямоугольные координаты на плоскости. | | 21.01 | | Сам. работа 4 | | |
19 | Контрольная работа за первое полугодие. | 1 | 28.01 | | | | |
Движение фигур | 7 | | | | | |
20 | Понятие преобразования фигуры | | 4.02 | | | | |
21 | Параллельный перенос | | 11.02 | | | | |
22 | Поворот фигуры на плоскости | | 18.02 | | Сам. работа 5 | | |
23 | Осевая симметрия фигур | | 25.02 | | | | |
24 | Центральная симметрия | | 04.03 | | | | |
25 | Зеркальная симметрия | | 11.03 | | Сам. работа 6 | | |
26 | Пересечение и объединение фигур. | | 18.04 | | | | |
4 ч е т в е р т ь (9 часов) |
Конструкции из равных фигур | 9 | | | | | |
27 | Склеивание фигур | | 1.04 | | | | |
28 | Применение параллельного переноса | | 08.04 | | | | |
29 | Применение поворота | | 1504 | | | | |
30 | Применение осевой симметрии. | | 22.04 | | | | |
31 | Итоговая контрольная работа | 1 | 29.04 | | | | |
32 | Использование разных видов движений. | | 06.05 | | | | |
33 | Фигуры, обладающие симметрией | | 13.05 | | | | |
34 | Фигуры, обладающие симметрией в природе | 1 | 20.05 | | | | |
35 | Заключительный урок | | 27.05 | | | | |
Контрольная работа за первое полугодие
Начерти окружность радиусом 3 см, проведи какой-нибудь диаметр этой окружности и отметь на ней точку А. Построй прямую, параллельную диаметру и проходящую через эту точку. Верно ли, что при таком построении всегда получится хорда окружности? Ответ обоснуй.
Начерти какой-нибудь неостроугольный равнобедренный треугольник, боковая сторона которого 5 см. Сколько решений имеет задача? Построй высоты своего треугольника, проведи необходимые измерения и определи площадь треугольника.
Итоговая контрольная работа
Нарисуй два квадрата АВСД и КЛМН; так, чтобы расстояние между вершинами А и М было равно 1 см и при этом пересечением квадратов было: а) пустое множество, б) отрезок, в) точка, г)треугольник.
а) Начерти какой-нибудь треугольник, длина