Администрация МО ГО «Долинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Стародубское
Долинского района Сахалинской области
«Рассмотрено» Заместитель директора по МР: Бараш Л.В./___________/ Протокол МС № ___ от «__»_____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: Шиманская Е. В./__________/ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с. Стародубское: Бушаева И.Б. /____________/ Приказ № _________ от «__»_____________20___г. |
Рабочая учебная программа
дополнительное образование
«Математика и конструирование»
(наименование учебного предмета/ курса)
начальное общее образование
(ступень образования)
4 года (2018-2022г.)
(срок реализации)
Составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Программы общеобразовательных учреждений авторов М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)
Учителем начальных классов: Девяткиной И.В.
кем (Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)
Стародубское
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований государственного стандарта начального общего образования, образовательной программы по предмету «Математика и конструирование», разработанной авторами - М.И. Моро, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, И.С. Волковой, О. JI. Пчелкиной, входящей в УМК "Школа России" и полностью ей соответствует.
Цель: сформировать начальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей, формировать начальные элементы конструкторского мышления
Задачи курса:
создать условия для формирования у обучающихся графических умений и навыков работы с чертежными инструментами, для развития умений выполнять и читать чертежи, создавать модели различных объектов на основе изученного геометрического материала, а также условия для формирования элементов конструкторского мышления и усиления связи с практической деятельностью обучающихся.
формировать мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
формировать первоначальные конструкторско-технологические знания и умения;
развивать знаково-символическое и пространственное мышление, творческое и репродуктивное воображение; творческое мышление;
развивать регулятивную структуру деятельности, включающую целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно- преобразовательных действий;
развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
формировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий;
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК «Школа России».
Формы и режим занятий
Основная организационная форма обучения: урок.
Всего 135 часов: из расчета – 1 час в неделю: в 1 классе - 33 ч, во 2-4 классах - по 34 ч. Продолжительность занятия – 1 академический час.
Планируемые результаты
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
1 класс
Обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
чертить отрезок по заданным размерам, чертить прямоугольник (квадрат) заданных размеров на клетчатой бумаге; чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков; обозначать буквами точки, отрезки, ломаную, многоугольник, угол многоугольника;
делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
определять материал (бумага, картон и др.), из которого изготовлено изделие, определять назначение изготовленного изделия;
сгибать бумагу, пользоваться гладилкой, резать бумагу ножницами по прямой, соблюдая правила безопасности, резать по линиям разметки, изготавливать несложные аппликации;
поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего урока.
2 класс
Обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
чертить отрезок по заданным размерам, чертить прямоугольник (квадрат) заданных размеров на клетчатой бумаге; чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков; обозначать буквами точки, отрезки, ломаную, многоугольник, угол многоугольника;
чертить окружность
изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий
делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
определять материал (бумага, картон и др.), из которого изготовлено изделие, определять назначение изготовленного изделия;
сгибать бумагу, пользоваться гладилкой, резать бумагу ножницами по прямой, соблюдая правила безопасности, резать по линиям разметки, изготавливать несложные аппликации;
поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего урока.
3 класс
Обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата, треугольника;
находить неизвестную сторону прямоугольника по его периметру и известной стороне, по площади и известной стороне;
рационально размечать материал с помощью шаблона, угольника, линейки;
выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие;
внести в изделие изменения по заданным условиям и отразить их в техническом рисунке.
4 класс
Обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
соблюдать правила безопасности и личной гигиены во всех видах технического труда;
рационально размечать материал с помощью линейки, угольника, шаблона;
выполнять технический рисунок простого изделия;
читать рисунок и чертеж, изготавливать по нему изделие;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур;
измерять длину отрезка; вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближѐнно (на глаз);
вносить в рисунок, чертеж и изделие изменения по заданным условиям;
распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
вычислять периметр многоугольника;
находить площадь прямоугольного треугольника;
находить площади фигур путѐм их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
Тематическое планирование
№ | Тема | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1. | Геометрическая составляющая курса | 19 | 16 | 20 | 21 |
2. | Конструирование | 14 | 18 | 14 | 13 |
ИТОГО: | 33 | 34 | 34 | 34 |
Содержание курса
1 класс
Точка. Линии прямые и кривые, их сходства и различия. Свойство прямой. Вычерчивание прямой. Практическая работа с бумагой: получение прямой линии сгибанием бумаги, получение таким способом пересекающихся и непересекающихся прямых; выявление основного свойства прямой (через две точки можно провести прямую и притом только одну); обозначение на чертеже линии сгиба.
Отрезок. Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков по длине: на глаз, наложением. Различное расположение отрезков на плоскости: пересекающиеся и непересекающиеся отрезки. Вертикальное, горизонтальное, наклонное расположение отрезков. Графическое изображение результатов сравнения двух групп предметов по количеству графическим способом (схематический чертеж).
Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей разных объектов («Самолет», «Песочница»).
Длина. Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Измерение длин отрезков и вычерчивание отрезков заданной длины.
Сравнение длин отрезков, используя прием измерения их длины с помощью линейки и без измерения длины с использованием только циркуля.
Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Разметка бумаги по шаблону, основные приемы и правила разметки.
Разметка бумаги с помощью оцифрованной линейки.
Луч. Сравнение прямой, отрезка и луча.
Угол. Развернутый угол. Прямой угол. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов наложением. Вычерчивание на клетчатой бумаге прямого, острого и тупого углов.
Ломаная. Элементы ломаной: звено, вершина. Незамкнутые ломаные. Изготовление моделей ломаной из счетных палочек. Вычерчивание незамкнутой ломаной по заданному числу звеньев и их длине.
Длина ломаной. Определение длины ломаной арифметическим способом (суммированием значений длин ее звеньев) и графическим (на прямой с помощью циркуля откладывают один за другим отрезки, равные звеньям ломаной, а затем измеряют длину отрезка-суммы). Построение ломаной, когда ее длина задана отрезком-суммой ее звеньев.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и др.
Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Прямоугольник. Квадрат. Свойство сторон прямоугольника. Вычерчивание прямоугольника и квадрата на клетчатой бумаге.
Изготовление моделей прямоугольника и квадрата заданных размеров.
Деление многоугольников, в том числе прямоугольников (квадратов) на части. Составление прямоугольников (квадратов) из заданных фигур (треугольников, квадратов, прямоугольников).
Изготовление аппликаций с использованием различных видов многоугольников («Елочка», «Домик», «Лодочка» и др.).
Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и конструирование из его деталей плоскостных моделей различных объектов: «Ракета», «Машина», «Чайник» и др. — в рамках заданного контура и по словесному описанию. Составление из деталей «Геометрической мозаики» различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин по образцу и по воображению.
Знакомство с технологией оригами. Изготовление способом оригами (базовая фигура квадрат) изделий («Гриб», «Бабочка», «Рыба», «Зайчик»).
2 класс
Отрезок. Середина отрезка. Деление отрезка пополам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Построение отрезка любой длины, когда задана его середина.
Угол. Получение прямого угла на нелинованной бумаге с использованием чертежного треугольника. Построение четырех прямых углов с общей вершиной путем перегибания бумаги. Вычерчивание четырех прямых углов с общей вершиной на клетчатой и на нелинованной бумаге.
Прямоугольник (квадрат). Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с использованием свойств диагоналей прямоугольника (квадрата).
Изготовление моделей треугольника, имеющего прямой угол, и квадрата из листа бумаги непрямоугольной формы путем ее сгибания.
Линии разных типов, используемые в чертежах: основная (изображение видимого контура объекта), сплошная тонкая линия (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба) на примерах чертежей прямоугольника (квадрата).
Технологическая карта. Чтение технологической карты. Изготовление по технологической карте изделий (пакет для мелких предметов).
Технологический рисунок. Чтение технологического рисунка и изготовление изделий по технологическому рисунку (подставка для кисточки).
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Вычерчивание окружностей (кругов).
Построение прямоугольника, вписанного в окружность, и окружности, описанной около прямоугольника (квадрата). Изготовление модели круга.
Кольцо, составление технологической карты для его изготовления.
Изготовление изделий на базе кругов (ребристый шар).
Деление геометрических фигур на части и составление фигур из частей. Преобразование фигур по заданным условиям.
Изготовление по чертежу изделий и аппликаций (закладка для книги, аппликация «Цыпленок»).
Изготовление изделий способом оригами («Воздушный змей», «Щенок», «Жук»).
Чтение чертежей. Изготовление по чертежу аппликаций технических машин («Трактор с тележкой», «Экскаватор»).
Работа с набором «Конструктор». Ознакомление с деталями «Конструктора»: их названием, назначением, способами сборки и крепления; знакомство с рабочим инструментом.
Организация рабочего места и правила безопасной работы.
Виды соединений деталей «Конструктора»: простое, жесткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное.
Сборка из деталей «Конструктора» различных изделий: моделей геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник), моделей дорожных знаков, игрушек «Петрушка», «Настольная лампа» и др.
3 класс
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и неоцифрованной линейки.
Виды треугольников. Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки.
Взаимное расположение геометрических фигур на плоскости.
Изготовление моделей треугольников различных видов.
Изготовление геометрической игрушки «Гнущийся многоугольник» путем перегибания бумажной полосы, составленной из 10 равных равносторонних треугольников.
Правильная треугольная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, ребра, вершины. Развертка правильной треугольной пирамиды. Построение каркасной модели правильной треугольной пирамиды.
Изготовление модели правильной треугольной пирамиды разными способами: изготовление развертки и склеивание из нее правильной треугольной пирамиды; сплетение из двух полос бумаги, каждая из которых состоит из четырех равных равносторонних треугольников, следующих друг за другом.
Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
Изготовление по чертежам аппликаций («Дом», «Бульдозер»), выполнение чертежа по рисунку аппликации (на примере аппликации «Паровоз»).
Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море».
Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.
Вычерчивание розеток.
Вписанный в окружность треугольник.
Изготовление моделей предметов на основе деления круга на 8 равных частей (объемный цветок).
Изготовление модели часов.
Изготовление набора для геометрической игры «Танграм» и его использование для построения заданных фигур.
Изготовление изделий способом оригами («Лебедь»).
Техническое конструирование и моделирование.
Транспортирующие механизмы: их особенности и назначение.
Изготовление из деталей «Конструктора» модели подъемного крана и транспортера.
4 класс
Прямоугольный параллелепипед. Развертка. Рисунок. Чертеж в трех проекциях. Изготовление из бумаги, проволоки. Знакомство с вершинами, ребрами, гранями параллелепипеда. Объекты, имеющие форму параллелепипеда.
Куб. Развертка куба. Изготовление из бумаги модели куба.
Конструирование объектов из параллелепипедов и кубов. Платяной шкаф, дом, гараж, грузовик.
Шар. Изготовление модели шара из пластилина. Изготовление из пластилина изделий, имеющих форму шара. Отыскание в окружающих предметах шара и его частей.
Объемные фигуры. Знакомство с другими объемными фигурами, демонстрация их моделей: цилиндр (стакан), конус (сыпучий материал принимает форму конуса, когда его высыпают на землю), пирамида (демонстрация рисунков египетских пирамид). Изготовление пирамиды путем перегибания листа бумаги, имеющего форму равностороннего треугольника, по его средним линиям.
Конструирование объемных объектов. Пенал, карандашница.
Чертеж. Чтение несложных чертежей, конструирование по чертежу. Анализ готовой конструкции и ее изображения на чертеже. Изменения в чертеже и их реализация в конструкции. Изменения в конструкции и соответствующие изменения в чертеже. Определение по чертежу размеров изделия и взаимного расположения частей конструкции.
Геометрические игры. Мозаика.
Оригами. Иллюстрация к сказке «Лиса и журавль».
Учебная литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | С.И. Волкова, О.Л. Пчёлкина - М.: Просвещение, 2014 | "Математика и конструирование" | Учебная тетрадь для I класса Учебная тетрадь для 2 класса Учебная тетрадь для 3 класса Учебная тетрадь для 4 класса |
2 | С.И. Волкова, О.Л. Пчёлкина - М.: Просвещение, 2012 | "Математика и конструирование" | Методические рекомендации |
Учебная литература для учащихся |
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | С.И. Волкова, О.Л. Пчёлкина - М.: Просвещение, 2014 | "Математика и конструирование" | Учебная тетрадь для 1 класса Учебная тетрадь для 2 класса Учебная тетрадь для 3 класса Учебная тетрадь для 4 класса |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс: 4
Учитель: Девяткина И.В.
Учебник: Математика и конструирование. 4 класс. Учебное пособие для общеобразоват. учреждений. 16-е изд../ С.И.Волкова. - М.: Просвещение, 2016.
название, автор, издательство, год издания
Количество часов на 2019 - 2020 учебный год
Всего часов | 34 |
Часов в неделю | 1 |
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти | Количество часов по программе |
1 четверть | |
2 четверть | |
3 четверть | |
4 четверть | |
Год | 34 |
№ урока | Тема урока | Дата | Кор-ция |
| Прямоугольный параллелепипед. | | |
| Прямоугольный параллелепипед. Грани, ребра, вершины. | | |
| Чертеж прямоугольного параллелепипеда. Изготовление модели. | | |
| Закрепление пройденного. | | |
| Закрепление пройденного. | | |
| Куб. Элементы: грани, ребра, вершины. Развертка куба. | | |
| Закрепление пройденного. | | |
| Закрепление пройденного. | | |
| Практическая работа №1. «Изготовление модели куба сплетением». | | |
| Закрепление пройденного. | | |
| Практическая работа №2. «Изготовление модели платяного шкафа». | | |
| Площадь прямоугольника(квадрата). Единицы площади. | | |
| Расширение представлений о способах вычисления площади. | | |
| Изображение прямоугольного параллелепипеда на чертеже в трех проекциях. | | |
| Закрепление пройденного. | | |
| Чтение чертежа, соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда. | | |
| Чертеж куба в трех проекциях. | | |
| Закрепление пройденного. | | |
| Практическая работа №3. «Изготовление модели гаража». | | |
| Закрепление пройденного. | | |
| Осевая симметрия. | | |
| Осевая симметрия. | | |
| Закрепление пройденного. | | |
| Закрепление пройденного. | | |
| Закрепление пройденного. | | |
| Закрепление пройденного. | | |
| Закрепление пройденного. | | |
| Представление о цилиндре. | | |
| Практическая работа №4. «Изготовление карандашницы». | | |
| Знакомство с шаром и сферой. | | |
| Закрепление изученного. | | |
| Закрепление изученного. | | |
| Практическая работа №5. «Изготовление модели асфальтового катка». | | |
| Закрепление изученного. | | |