Внеклассное мероприятие
"Прощание с Азбукой".
Цели:
В игровой форме повторить и закрепить знания по курсу «По дороге к Азбуке»;
воспитывать умение общаться, помогать друг другу;
создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми;
способствовать раскрытию талантов у учащихся;
Оборудование: класс украшен рисунками и поделками детей, аудиокассеты
с записью песен плакаты с изображением букв и предметов, начинающихся с этой буквы, разноцветные воздушные шарики, большие цветные фотографии детей – на стенах актового зала; рисунки детей с буквами.
Ход праздника
В зале сидят гости. Звучит музыка.
Под песню «Голубой вагон» дети входят в класс.
Учитель.
Дорогие гости! Сегодня у нас двойной праздник – прощание с азбукой и День славянской письменности .. Все учащиеся 1 класса научились читать. А научила их этому умная, интересная, занимательная самая главная книга в жизни любого человека- Азбука. Сегодня мы должны с ней попрощаться, но знания, которые она нам дала, мы возьмем в страну Литературию
-Сейчас мы расскажем, с чего всё начиналось.
1.Осенью пришли мы в школу,
Дали азбуку нам в руки,
С нею стала жизнь весёлой
Без уныния и скуки.
2. Буквы складывали в слоги
Сил хватило нам едва,
А потом еще учились
Слоги складывать в слова.
1. Нам слова даются трудно
Научились мы читать.
Эх, еще бы научиться
Без ошибок их писать
2.Знаем буквы по порядку,
Мы запишем их в тетрадку.
Азбука нам говорит:
«Это, дети, - алфавит!».
1.И учительница наша
Начинала с «Азбуки».
И директор наш, ребята,
С «Азбукой» ходил когда-то.
Все ходили в первый класс,
Наша очередь сейчас.
2.Не прошел для нас год даром
Посмотрите на ребят:
Мы и пишем, и читаем –
Это лучший результат.
Ведущий: Что такое? Что случилось?
Почему так огорчилась?
Ученица. Жалко с букварем прощаться.
На второй год хочу остаться.
С ним было так чудесно!
С ним очень интересно!
Букварь: Но дальше будет ещё интереснее!
Вы познакомитесь с баснями и песнями.
Меня вам заменит “Литературное чтение”
И библиотека откроет вам двери,
И самые лучшие книги доверит
Гляди веселее и слезы утри,
Вас столько чудесного ждет впереди.
Учитель: Давайте на прощание еще раз скажем спасибо Азбуке и споем ей песню , которая так и называется «Азбука».
Песня «Азбука»
Учитель Азбука учила нас читать, познакомила с русским алфавитом. Азбука учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными детьми. Книга эта учила нас дружить, помогать друг другу.
Ведущий: Слышим, радио включая:
Лодырь двойку получает.
И подводит первый класс.
Все: Только это не про нас.
Ведущий: Про другого говорится
Любит дернуть он подчас
За косицу ученицу.
Мальчики: Это тоже не про нас.
Ведущий: Но когда идет хороший
Про отличников рассказ,
Имена хоть не похожи …
Все: Мы считаем, что про нас.
Учитель. Первая учебная книга «Азбука» – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя – Азбуки - нет. Давайте, ребята, позовём её
“Аз – бу – ка!”.
Все. “Аз – бу – ка!”.
Учитель. – Азбука мы тебя ждем.
Учитель. Где же это Азбука задерживается? Слышите музыку , это наверное Азбука к нам спешит.
Баба-Яга: Тихо! Что за шум здесь. Отчего? Не пойму я ничего!
Дети (хором). Здравствуйте, бабушка!
Баба-Яга: Здравствуйте, касатики! И зачем вы здесь собрались? Вам не лень? Лучше б дома на диванчике лежали, телевизор посмотрели. Это что? Буковки? Да что в них толку? А то еще придумали: гласные – согласные.
Учитель Ты ошибаешься, Баба-Яга. Все буквы важны. Правда, ребята?
Дети: Да!
Баба-Яга: – Ишь, выстроились, расселись тут. Ну и чего вы ждёте?
Дети - Ждём Азбуку, у нас сегодня праздник.
Баба-Яга.- Азбука к вам не придёт. Я её похитила и посадила под замок. Пусть посидит там со своими буквами. А если вы всему научились, то, попробуйте, освободите её. Вот вам!
Учитель. – Хорошо, Баба-Яга, проси что хочешь.
Учитель- Знаешь, Баба-Яга, наши ребята все могут, ведь они учатся в школе. Так что отправляйся в свой лес, нам здесь не мешай.
Б.я –Вы вот отгадайте мои загадки о буквах. Выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.
1. Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке,
Рядом громко зарычит. /Р/
2. Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может.
Ну, а мае на березе
Жук её узнать поможет. /Ж/
3. С этой буквой, добрым утром,
Долгою дорогой в дом.
День за днем назло недугам,
Даже под дождем идем. /Д/
4. Эту букву паровоз
На своей трубе привез
Губы вытяни в трубу
И получишь букву /У/
5. Эта буква знаменита -
Стоит в начале алфавита. /А/
6. Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан.
И бодает буква букву
Будто баловник баран. /Б/
Баба-Яга Ну-ка, соберите эти буквы в слово. Молодцы.
Баба-Яга. – Я бабушка весёлая, задорная. Уж очень я люблю веселиться, вот и хочу, чтобы вы мне песенку спели..
Песня «Дружба»
Баба-Яга. Какие умненькие! Какие разумненькие ! Нет, запутаю, все перепутаю !Загадки разгадывать вы мастера, а сказки вы знаете?
Все - Да
Баба-Яга .Вот сейчас посмотрим.
Азбука читает перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.
1.Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2.Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3.Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4.Свеколка. (Репка.)
5.Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
6.Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Учитель. Некоторые сказочные герои прислали телеграммы. Давайте вместе угадаем, кто же их прислал.
. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды из болота,
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Добрый доктор…(Айболит)
2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали её?
(Красная Шапочка)
Это что за очень странный
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут. (Буратино
4. Он круглый и румяный,
он ловкий и упрямый,
В лесу он задержался,
С лисою разбирался. (“Колобок”)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся ...
(Чиполлино.)
Учитель. Видишь, Баба-Яга, ты ребят не провела. Уходи скорей, Яга, разболелась голова
Учитель- Баба - Яга, все это ребята прочитали благодаря Азбуке, и они хотели поблагодарить её. Все задания твои выполнили, отпускай же Азбуку.
Баба-Яга.- Эх вы! Забыли, что во всех сказках по три задания. А у меня всего два было!
Учитель – Ну, загадывай тогда третье.
Ну что ж, отпущу я
Азбуку, если споете мне частушки.
Ученик 1: Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Ученик 2:
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Ученик 3: Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Ученик 4: Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ученик 5: Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
Все Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Баба-Яга.( Идёт к двери )
Ну, хорошо, уговорили. Забирайте свою Азбуку.
Азбука.- Ну, наконец-то мы снова вместе. Спасибо, что вы меня освободили, ведь мне предстоит ещё учить грамоте других ребят.
Азбука: Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами!
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас, и письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду, а ещё терпению.
Вас сегодня не узнать – стали бойко вы читать!
Очень грамотными стали – поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас: “Рада, я, друзья, за вас!”
А вы знаете, сколько мне лет?
Почти 400
Учитель: Это сейчас, ребята, вы учите буквы по азбуке, а раньше, много-много лет назад у детей не было ни букваря, ни других учебников. . И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий, создали первую азбуку. И называлась она тогда кириллица. Шло время, кириллица менялась и появилась первая учебная книга для детей «Азбука». Слайд 11.
Азбука – это старшая сестра Букваря.
Кто знает, почему ее так назвали? Все очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Сложили две первые буквы АЗ и БУКИ – получилось АЗБУКА.
-А это первые буквари, по которым учились ваши бабушки и мамы.
Книгу первую мою берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
.Букварь – начало всех наук.
Ведь слова рождаются из букв.
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать.
Букварь - родная книжка
Для девчонки и мальчишки:
В букваре – загадки, сказки,
И картинки в ярких красках.
Буквы, слоги и слова-
Закружилась голова.
Я чернилами сначала
Только палочки писала,
А теперь в Букварь гляжу,
Буквы смело вывожу
И вот за это говорю
Спасибо книге Букварю.
.С тобой, Букварь, я в первый раз
Пришёл в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!
Дорогому Букварю
Говорю: “Благодарю!”
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Беру букварь в последний раз
Несу букварь в просторный класс
И дорогому букварю
Я говорю: «Благодарю»!
24. Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я
На свете много книжек есть
Все книжки я могу прочесть!
Азбука. Ребята! Сколько в русском языке звуков? (42), а букв? (33)
- Буквы мы пишем, а звуки? (слышим)
- Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие? (Гл. и Согл.)
Азбука. Прежде чем попасть в страну «Литературию», вы должны доказать, что готовы к этому. А я на вас посмотрю и послушаю.
Учитель Буква – как Учитель. Докажем, ребята, что готовы к новым знаниям? Да.
Итак, в путь.
Задание 1.
Перед вами лежат буквы, расставьте их на свои места.
(дети читают стихи, берут букву и встают в ряд)
2 задание.
А сейчас вам нужно закончить пословицу.
Кто много читает, тот много знает.
Дом без книги – день без солнца.
Чтение – лучшее учение
Золото добывают из земли, а знания из книги.
3 задание
Азбука.
Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы работаете. У вас осталось последнее задание, и я вам помогу. За моим городом протекает река Речь, вам нужно её перейти.
А перейти через реку вам помогут шарики, в которых находятся тексты. Вы должны прочитать их выразительно и тогда окажитесь на том берегу:
Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку прочитала сказку. Мама была очень рада.
Помню, я была мала, тётка дала мне тряпку, иглу и нитку. И я сшила себе сумку. Сумка была плоха, но я была горда, что сама сшила эту штуку.
Звучит музыка, появляется Незнайка.
Незнайка. – Ой, куда я попал? Ой, мамочки, опять эта школа! (хлопает себя по лбу) Я ведь в цирк собирался!
Учитель. Незнайка, здравствуй! Ты как раз вовремя, у нас праздник. Наши дети изучили всю грамоту, теперь они умеют читать и как раз сегодня прощаются со своим первым учебником.
Незнайка. – Вот, здорово! Значит, и я сейчас распрощаюсь со своей Азбукой, ух, как она меня надоела! (подкидывает вверх и ловит свою азбуку) . Ура! Ребята, а вы чего все сидите, как приклеенные, ведь праздник же, давайте веселиться!
(подбегает к сидящим детям, поднимает их с места).
- Вставайте, вставайте, я сейчас вам танец классный покажу, он вам непременно понравится.
Тетенька (обращается к учителю), подержите, пожалуйста, мою книжку.
Танец Незнайки.
Азбука. Незнайка, мне кажется, ты слишком торопишься со мной расстаться, вот возьми свой учебник, открой на любой странице и прочти нам…
Незнайка. Тетенька, да вы чего? Я его ни разу еще не открывал, я до школы еще не дошел, у меня дела поважнее были, чем ваша школа, я сейчас вам такое расскажу…
Учитель. Незнайка, о твоих приключениях мы все давно наслышаны, похоже, что ты так и не исправился, ты ведь обещал хорошо учиться, а сам до сих пор в цирке пропадаешь?
Незнайка. Ну, все, я влип! Ну ладно, я пошел, мне пора…(пытается уйти, Азбука его удерживает)
Азбука. Нет, дорогой наш Незнайка! Мы уйдем с тобой вместе. Пока не выучим все буквы и ты не научишься читать, я тебя от себя никуда не отпущу
Незнайка. (шепотом спрашивает детей)Ребята, а кто это?
Ой, мамочки мои, все, я пропал!
(К Буратино подходят 3 детей и утешают его)
Дети:
- Не бойся, миленький Незнайка, это совсем не страшно!
- Даже наоборот – очень интересно!
- Не бойся, мы тебе поможем!
Учитель: Ребята, помогите Незнайке собрать портфель.
Игра «Собери портфель!»
1.Я все знаю, всех учу;
А сама всегда молчу;
Чтоб со мною подружиться.
Нужно грамоте учиться.
(Книга)
2. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ней сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (тетрадь)
3. Отгадай что за вещица
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке,
На листах твоей тетрадки.
Что это? (ручка)
4. Пишет он , когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (карандаш)
5. В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши.
Ручки, перья, скрепки, кнопки-
Что угодно для души. (пенал)
6. Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю.
(Линейка.)
Буратино.. Ребята, а ещё чему вас учат в школе?
Песня «Чему учат в школе»
Азбука. За вас я , ребята, абсолютно спокойна. Вы многому научились, немало узнали. Я вам уже не нужна, поэтому все свои силы направлю на то, чтобы хоть немножко дать ума этому молодому человеку. (показывает в сторону Незнайки)
Думаю, что ему общение со мной не помешает.
Сегодня я привела вам новую гостью . Это Литературное чтение.
Литературное чтение . Мне давно хотелось с вами познакомиться .Надеюсь мы теперь станем добрыми друзьями. Я расскажу вам много интересного про вашу родину , про наш народ , про ребят ,про нашу жизнь. Я знаю ребята, что все вы аккуратные, и все же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу
Я добрый друг и с спутник твой.
Будь ,школьник , бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплет не выгибай
Корешок не моломай
Меня в обложку оберни
Где взял меня –туда верни
Запомни, я- твой лучший друг,
Не только не для грязных рук.
Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Мы заканчиваем наше веселое путешествие от А до Я, и пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека
.
Учитель: Дорогие первоклассники!
В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки.
(Вручение)
10