«ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка.
Задачи:
- развитие познавательной активности и творческих способностей детей;
- воспитание у учащихся интереса к чтению;
- приобщение обучающихся к традициям начальной школы.
Учитель: Дорогие первоклассники, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в этом зале поздравить друг друга с первой школьной победой, которую мы одержали, поднимаясь по ступенькам знаний с помощью замечательной книги «Азбуки». Теперь мы с вами умеем читать любые слова, напечатанные и написанные предложения и даже короткие рассказы. Давайте покажем, чему мы научились за это время.
1-й ученик: Поступил я осенью
В школу, в первый класс.
И считаюсь школьником я,
Друзья, сейчас.
2-й ученик: Ровно в восемь тридцать
Утром, каждый раз,
Очень много школьников
Входят в первый класс.
3-й ученик: Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
4-й ученик: Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать,
Только вылез из пеленок –
Просит книгу показать.
5-й ученик: Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
6-й ученик: Мы учили в Азбуке,
Как писать и «а» и «ре»,
И узнали, например,
Говорят не «ре», а «эр».
7-й ученик: Научились мы писать
И большие фразы,
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
8-й ученик:
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с азбуки обложку, и закладок нет …
Все взволнованы немножко. В чём секрет?
9-й ученик:
Уже Земля сменила платье,
Надела вешний свой наряд.
Сегодня праздник – школьный праздник
Для всех читающих ребят!
10-й ученик:
Март месяц за окном стоит,
В воздухе весна кружится.
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
11-й ученик:
Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Азбуке мы скажем: «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
12-й ученик:
Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
13-й ученик:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Учитель: Ребята, а давайте отправимся в путешествие по СТРАНЕ ЗНАНИЙ. Поедем мы и на поезде, а где то пойдём по дорогам этой удивительной страны. И как в любом путешествие, нас ждёт что то необычное! Ах как интересно, правда ,ребята.
14-й ученик:
В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится.
От границы до границы,
По степям до синих гор,
На зеленый светофор.
15-й ученик:
В школу он спешит сейчас.
К нам на праздник в 1 класс.
Опоздать нельзя на праздник,
Это каждый знает.
Мчится поезд первоклассник.
Скорость набирает!
16-й ученик:
Прибавляет на пути:
К трем – четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучает алфавит.
Учитель: Остановка. Что за ровные ряды стоят на площади?
Ведущий:
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй,
Строй, как строй, да не простой,
Он зовется – азбукой!
Азбука, стройся!
Выходят дети с буквами.
Ведущий: - Гласные, здесь?
Гласные: - Здесь!
Гласные буквы:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребенка качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ведущий: - Согласные, здесь?
Согласные: - Здесь!
Согласные буквы:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ведущий: - Буквы, которые не обозначают звука, здесь?
Ъ, Ь: - Здесь!
Ведущий: Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё…
Все: - Алфавит!
Поём алфавит.
А ,б, в, г, д, е, ё, Ж, з, и, и краткое, К, л, м, н, о, п, р, С, т, у, ф, х, Ц, ч, ш, щ, ъ, ь, ы, э, ю, Я последняя стоит – Вот весь русский алфавит. Алфавит, алфавит буквы 33 хранит. Песню мы про них поём, Буквы вместе узнаём.
Презентация «Забавная азбука»
А Аист в алом сапоге
На одной стоит ноге.
Б По дороге шёл баран,
Бил копытом в барабан.
В Волк купил велосипед
И поехал на обед.
Г На гитаре гусь играл,
Громко-громко гоготал.
Д Дятел на дубу сидит,
Дед на дудочке дудит.
Е,Ё У кого торчат иголки?
У ерша, ежа и ёлки.
Ж Жаба в гости ждёт жука,
Он летит издалека.
З Зайка с розовым зонтом
Притаился под кустом.
И Нашёл индюк иголку
И положил на полку.
Й Йог индийский в позу сел
И клубничный йогурт съел.
К У открытого окошка
На подушке дремлет кошка.
Л Рядом с лилией лягушка
Подставляет солнцу брюшко.
М За морошкой и малиной
Мышка шла с большой корзиной.
Н Носорог нашёл носок
И надел его на рог.
О В океане осьминог
Отдохнуть на дно прилёг.
П Пышет паром паровоз,
Он игрушки нам привёз.
Р Рыба раку говорит:
- В небе радуга горит.
С Слон гуляет по арене
Как большой артист на сцене.
Т Трактор едет, тарахтит,
Он торопится, пыхтит.
У Однажды мышка с уточкой
Пришли на речку удочкой.
Ф Филин рядышком с совой
Гордо крутит головой.
Х Пили чай хомяк с хорьком
С пирогом и сахарком.
Ц Восседает царь на троне
В позолоченной короне.
Ч Чайник в чашки чай налил
И за стол всех пригласил.
Ш Шмель присел на шоколадку:
- Ах, как вкусно, ах, как сладко!
Щ Наварила щука щей,
На обед зовёт лещей.
Ъ, Ь Твёрдый знак и мягкий знак,
Нам без них нельзя никак!
Ы Буква ы живёт в улыбке,
В мыле, в сыре, даже в рыбке.
Э Экскаватор землю роет,
Дом высотный рядом строят.
Ю Юля в юбку нарядилась,
Как юла она крутилась.
Я Яхта по морю плывёт
Яхта ягоды везёт.
АЗБУКА:-Здравствуйте , ребята! Вы узнали меня? Да, я-королева Азбука, а все буквы с которыми вы познакомились на уроках-Мои подданные! Мы все жители волшебной страны! А знаете откуда взялось моё имя? Что оно значит? Кто изобрёл первую славянскую азбуку? (В старину первые буквы называли аз и буки, создали её братья Кирилл и Мефодий более 400 лет тому назад, Азбука-к мудрости ступенька)
Я пришла на праздник проститься с вами и проверить ваши знания и умения.
Учитель: - Ребята, я очень рада, что вы все подружились с Азбукой, и она научила вас читать. Представляете, как тяжело живется тому, кто читать не умеет. Как Незнайка живет – непонятно! Ни вывески прочитать не может, ни объявления!
Появляется Незнайка
Незнайка:
- Кто меня вспомнил? И чего вы это тут собрались?
Делать вам нечего? Повалялись бы лучше на диване…
Какие буковки!? Что в них толку?
Одни больше, другие меньше – какая разница!?
А то еще придумали: гласные, согласные! Подходит к согласным
- Ну, эти еще ничего – симпатичные! А эти? Подходит к гласным
- Ну что в них такого?! Подумаешь – кружок!
Дырка от бублика? («О»)
Или эти две палки («У»)
А это что? Калитка какая –то! («И»)
Вот уж и без них вполне можно обойтись!
Учитель:
- Нет, Незнайка, ты ошибаешься! Попробуй-ка прочитать хотя бы одно слово.
Незнайка:
- Ну и попробую! (Подходит к плакату, пытается прочитать, ходит с разных сторон, плачет)
Может я тоже хотел научиться читать, да только меня не учит никто, хоть пропадай!
Учитель: - Не плачь, Незнайка! Ты приходи к нам на занятия и ребята тебя научат всему. Хочешь?
Незнайка: Очень (утирая слёзы)
Азбука.
1.Если хочешь много знать, многого добиться, Обязательно читать Должен научиться.
Азбука, азбука каждому нужна.
Нам поможет книжки прочитать она!
2.Надо буквы нам писать Аккуратно в строчку, надо их запоминать Без ошибки, точно.
3.Книжки могут рассказать Обо всем на свете. Очень любят их читать Взрослые и дети.
17-й ученик:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
18-й ученик:
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные -
(Вместе): Гласные, согласные.
19-й ученик:
С-с-с... - змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш... - шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж... - шмели в саду жужжат,
Р-р-р... - моторы тарахтят.
20-й ученик:
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни: МАША!)
К нам явились на урок.
21-й ученик:
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай: СОВА.
22-й ученик:
«Мила мыла руки мылом,
Мама кашу варит нам».
Чтоб скорей и легче было,
Все читайте по слогам!
23-й ученик:
Соединили мы два слова –
Предложение готово:
«Дождь идет. Гремит гроза.
Улетела стрекоза».
24-й ученик:
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать!
Учитель:-А далеко мы от станции ушли. Мы с вами попали в лес и там что то происходит. Давайте посмотрим что.
СЦЕНКА(Тетерев, лиса и зайчата)
На доске дерево и плакат «Зайцы! Здесь ходит лиса!» (Тетерев сидит на дереве. Забегают зайчата.)
1.Зайчата: Здравствуй, дядюшка Терентий!
1.Терентий: Здравствуйте, зайчата. Что вы тут делаете?
2.Зайчата: Играем.
2.Терентий: А разве вы не видите плакат, который я написал для вас? Прочтите его.
3.Зайчата: 1. А мы читать не умеем. Мы не научились!
2.Мы пока только иностранные языки изучаем.
3.Терентий: И какие же вы иностранные языки изучаете?
4.Зайчата: Я научилась лаять по собачьи! Гав, гав!
А я мяукать по кошачьи! Мяу, мяу!
4.Терентий: Очень хорошо! Эти иностранные языки, может быть, очень пригодятся в жизни. Но всё таки обязательно нужно научиться читать. Если бы вы умели читать, то прочитали бы , что на этом плакате написано «Зайцы! Здесь ходит лиса!»( Зайцы испуганно прижимаются друг к другу) А вот и она сама . Зайчата, прячьтесь в кусты! (Зайчата прячутся, а лиса замечает плакат.)
1.Лиса: Опять, Терентий , ты здесь этот глупый плакат повесил! Безобразие! А зайцев ты здесь не видел? Такие маленькие, глупенькие, хорошенькие…
4.Терентий: Нет, не видел.
2.Лиса: (показывает в сторону кустов) А что-то там вроде кусты шевелятся? Не они ли это? Посмотри, Терентий. Тебе сверху всё видно.
5.Терентий: Да нет, там, кажется, собака, а за ней, похоже, охотник.
5.Зайчата: Гав, гав!
3.Лиса: Ой, собака. Ой, охотник! Бегу, Терентий, прощай. Некогда мне! (Лиса убегает)
6.Терентий: Да и вы не растерялись , во время залаяли. Пригодились вам иностранные языки.
6.Зайчата: Конечно, но теперь мы ещё и учится читать начнём. Теперь мы видим, что уметь читать тоже очень важно! До свидания , дядюшка Терентий!
7.Терентий: До свидания , Зайчата! Ушли! А кто это по дороге идёт ко мне на поляну? Да это Баба Яга…. Здравствуй, Баба Яга. Ты ка тут оказалась?
1.Баба Яга: Да вот мимо шла, смотрю, у вас праздник. Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!
8.Терентий: Тогда оставайся у нас на праздник, раз пришла.
2.Баба Яга: Что , сокол мой ясный, ты мне предлагаешь? Я ещё уроки не сделала, форму физкультурную не постирала, алфавит не выучила, упражнения по пению не повторила. Дел по горло! Я чай отличница!
9.Терентий: Ну и тараторка! Какие уроки? Ты же 100 лет назад школу закончила?
3.Баба Яга: Внуки у меня, родненький. Сейчас очень модно- за внучат уроки делать. Хотя это наверное, ужасно не педагогично.
10.Терентий: Конечно. Пусть сами всё делают.
4.Баба Яга: Да я с ними строго. Сделаю уроки на черновике, а потом они начисто в тетрадь переписывают.
11.Терентий: Так они ничему не научатся. А вот наши ребята делают уроки сами, без мам и бабушек. Ну, может чуть-чуть им они помогают. Правда , ребята?
5.Баба Яга: А давай их проверим, что они знают. Сыграю я с ними в игру-Доскажи словечко! Я говорю вам слово, а вы мне добавляете к нему литературного героя.
КОТ (Леопольд, в сапогах, Матроскин); Папа (Карло). Почтальон (Печкин), Доктор (Айболит), Красная(Шапочка), Дядя (Фёдор, Стёпа), крокодил (Гена), Винни (Пух).
12.Терентий: Ну что убедилась, что ребята много знают, потому что сами уроки делают!
6.Баба Яга: Не может быть! Да врут они всё! Ты что разве детей не знаешь. На урок опаздывают и говорят: «Часы встали.» Уроки не выучат и говорят: «Живот болел.» И когда играли, то случайно правильно ответили. Давай, Терентий, я ещё их проверю. «Я называю разные слова и если слово начинается с гласного звука, пусть руки вверх поднимают; а если первый звук согласный, то пусть приседают! Готовы?»
УТЮГ СТОЛ КНИГА АПЕЛЬСИН ШКОЛА ИГРА ДОСКА ЖУК МЯЧ ЯМА ЭХО
Да, молодцы ребята! Всё знают! Охо -хо-хо…
13.Терентий: Ну что ты загрустила! Ребята, поднимем Бабе Яге настроение. Споём ей частушки .Но помни-пусть твои внуки уроки делают сами!
Частушки
1.Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Припев: Елочки-сосеночки
Колкие, зеленые.
Все ребята – первоклашки
В азбуки влюбленные!
2.Топни ножка – нога,
Топни правенькая.
Азбуку всю изучила,
Хоть и маленькая.
3.Разбудите меня ночью
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
4.Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
5. Ах, ты, бабушка моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда
Есть лишь 10 гласных.
6.Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу».
7.Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в азбуке
Кончились странички.
8.С азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду!
У меня характер крут –
Уважаю с детства труд!
9.Мы простимся с азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо 10 раз
Дружно хором скажем!
Сценка «Буква Я»
Рассказчик:
Всем известно буква "Я"
в азбуке - последняя.
А известно ли кому -
Отчего и почему?
Неизвестно? (Неизвестно! )
Интересно? (Интересно! )
Ну, так слушайте рассказ!
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится -
Там и дело спорится.
Только раз всё дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"... в строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я":
Буква Я: - Я, - сказала буква "Я", -
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф: - Фу-ты, ну-ты! - фыркнул "Эф",
От обиды покраснев.
Буква С: - Срам! – Сердито "эс" сказало.
Буква В: "Вэ" кричит: - Воображала!
Буква П: Проворчала "Пэ": - Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Рассказчик: "Я" затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Рассказчик:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором):
- Хорошо! Идем на спор.
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
- Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а "Я"!
Рассказчик:
Буква "Я" взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела -
Написать она сумела
Только: "Я - я - я - я - я!"
Буква Х:
Как зальется буква "Ха":
- Ха - ха - ха - ха - ха - ха - ха!
Буква О: "О" от смеха покатилось!
Буква А: "А" за голову схватилось!
Буква Б: "Б" схватилось за живот.
Рассказчик:
Буква "Я" сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я:
- Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы "Ю".
Буква Ю:
- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Рассказчик:
Буква "Я" всегда была,
Всем и каждому мила,
Но, советуем, друзья,
Помнить место буквы "Я"!
Блиц-опрос. Ответьте на вопросы.
• Сколько букв в русском языке?
• Сколько гласных букв? Звуков?
• Назовите парные согласные.
• Когда буквы я, ю, е, ё обозначают два звука?
• Какие буквы не обозначают звука?
• Какие правила русского языка вы знаете?
Игра «Живые буквы» У каждого из вас в руках есть буква. Я называю слово, а нужные "буковки" выбегают и образуют его: кит, весна, школа, азбука, дом.
Игра «Назови сказочного героя»
1.Возле леса на опушке
трое их живёт в избушке
Там 3 стула и 3 кружки,
3 кроватки, 3 подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои это сказки? (3 медведя)
2.У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
3.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (7 козлят)
4.На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (Колобок)5.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор (Айболит)
Учитель:
Есть такая пословица: «Хорошая книга от всех болезней лечит»
Ученик:
Две болезни у меня: беготня и болтовня.
Беготня бежит ногами без дороги прямиком.
Болтовня моя часами всё болтает языком.
Только кончит беготня, начинает болтовня.
Замолчу и побегу – заболтаю на бегу.
Излечился я легко – я не ездил далеко:
В первый класс меня отдали, научился я читать,
И теперь меня, ребята, "Не видать и не слыхать".
Только папа пожалел: - Мальчик чтеньем заболел.
Учитель:
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки,
Вы прочтёте любые книжки!
1-й ученик:
Ты за жизнь прочтёшь немало книг,
Постигая мудрую их силу.
Но навечно первою из них
Будет та, что чтению научила.
2-й ученик:
Азбуку беру в последний раз,
Несу её в просторный класс,
Учебнику я говорю: Благодарю! Благодарю!
3-ученик:
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть.
Все книги я смогу прочесть.
4-й ученик:
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
5-й ученик:
Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!» 6-й ученик: Если мамы дома нет, то не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет, чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая, чудеса она творит!
Обо всём на свете знает и со мною говорит.
7-й ученик:
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай ещё страницу!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать!
8-й ученик:
Под Российским небосводом
Книгу любят и хранят.
Пусть же крепнет с каждым годом,
Дружба книги и ребят! (Азбука говорит до свидания и знакомит с «Литературным чтением»)
2.Азбука: Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились, умеете отвечать на сложные вопросы, рассказывать стихи, поёте песни, дружно играете. Но наступает грустная, хотя и торжественная минута- я прощаюсь с вами! А на смену азбуке пришла новая книга «Литературное чтение». Подружитесь с ней, больше читайте и берегите её. А я пойду дальше к своим будущим первоклассникам! Ведь мне со многими ребятами предстоит в ещё подружиться, а о вас я буду вспоминать и радоваться вашим успехам! До свидания, ребята! Счастливого вам пути по дорогам СТРАНЫ ЗНАНИЙ.
Прощай, букварь.
1.Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
2.Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)
3.Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)