СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Прощание с Масленицей»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА И ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ  ФОЛЬКЛОРУ РОССИИИ

Просмотр содержимого документа
««Прощание с Масленицей»»


Конспект урока музыки.






Тема четверти: «Гори,гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема урока: «Народные традиции и обряды: Масленица. Звучащие картины»

Цель деятельности: воспитание любви и уважения к фольклору (масленичные песни, частушки), как к источнику народной мудрости, знакомство с традициями древнейшего праздника Масленицы.

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:

1.Наблюдение за использованием музыки в жизни человека; Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

2.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

Метапредметные:

1.Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

2.Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Личностные:

1.Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

Организационный момент.

2

Здравствуйте ребята меня зовут Марина Владимировна и я проведу у вам урок музыки. Давайте с вами поздороваемся по музыкальному. Перед началом урока звучит музыка - Хор «Ой, вставала яранёшенько» русская народная песня. Вы обратили внимание, какая музыка звучала в начале урока? Как вы думаете, кто сочиняет народную музыку композитор или народ?

Где чаще исполняют русские народные песни? (на праздниках, посиделках, на гуляньях) Нас скоро ожидает весёлый праздник, а вот какой, узнаете, когда отгадаете загадку:

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины. (Масленица)

И тема нашего урока называется «Прощание с Масленицей».

Дети приветствуют. Отгадывают

Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

2

Изучение нового материала.












































Слушание.

Наглядность,




объяснение.














10













































5






3












5







Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, её песнями, частушками, играми, загадками и поговорками. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности. А кто из вас бывал на таком народном гулянье - тот знает, что это за праздник - Масленица!

Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)

Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)

Есть такое выражение в народе - замаслить, что это значит? задобрить. Кого ж надо было задобрить?

Правильно зимушку!

Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

Зима недаром злиться, прошла ее пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора.

А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы. Масленицу?

Сегодня мы будем говорить об очень древнем празднике, который уходит своими корнями в Древнюю Русь. Во время этого праздника люди прощаются с зимой и встречают весну.

Масленица бывает в конце февраля – начале марта.

Вы видите, как праздновали Масленицу в старину. Это веселые проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла, весеннего обновления природы.

Непременный атрибут Масленицы – БЛИНЫ. Круглые, румяные, горячие, как символ солнца, которое светит всё чаще и ярче и дни становятся длиннее. Масленица продолжается целых семь дней.

Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями, которые дошли и до наших дней. А кто их придумывал? ( Народ).Как эти песни дошли до нашего времени(Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)

Все дни масленой недели имеют свои названия:

Понедельник — встреча. К этому дню устраивали горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями, катались на тройках - целый день звучало веселье. В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали? (Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…)

Масленица любит, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.

Второй день, вторник, – заигрыши.

Молодцы приглашали девиц покататься на горках, девицы молодцов – поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». Закрывали лица смешными масками, верили, что в ином обличье и жизнь начнется другая - радостная и благополучная.


Третий день, среда, – лакомка.

В этот день хозяйки действуют по поговорке: "Что есть в печи - все на стол мечи". Тещи приглашали зятьев на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха - денег приберуха".

Четвертый день, четверг, – "разгуляй".

Широкий четверг - наступает настоящий разгул: возят чучело на колесе, катаются, поют песни. Традиционно устраивались соревнования в силе и ловкости, кулачные бои, конные бега, петушиные бои, снежные крепости. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.

Пятый день, пятница, – тещины вечерки.

Зятья угощали своих тещ блинами.

Шестой день, суббота,– золовкины посиделки.

Седьмой день, воскресенье –– прощеный день, самый последний и самый важный день Масленицы.

В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.

Дарили сделанные из ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, – символ дружбы.

В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.

Когда горела Масленица, замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле – это был признак неурожая.

Пепел же от чучела развевали над полями - "на богатый урожай".

Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни, озорные частушки, танцуют.

Сжигали Масленицу под слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

В небе птички летят, колокольчики звенят.

Солнышко, посвети, ясное, посвети!

Празднуют Масленицу испокон века сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет. Вот какие поговорки придумал народ: «Масленица – объедуха, деньгам – приберуха». «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».

Дети слушают, отвечают.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

3

Слушание «Заиграйте, моигусельки!» Н. А.Римский-Корсаков



Садко - былинный герой, гусляр, который жил в богатом городе Новгороде, и однажды, попав в гости к морскому царю, поразил его своей великолепной игрой.

«Заиграйте, мои гусельки!» – так называется фрагмент из оперы Римского-Корсакова. Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.

Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко».

Беседа по прослушанному произведению:

Как выглядит Садко в опере?

Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она?

Меняется ли? (Нет)

Как вы думаете, кто мог ее исполнять? ( Сказители)

А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел?

Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали? ( ...)

Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

Скажите, звучали гусли или нет?

(Скорее всего, мнения разделятся.Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.)



4

Пение.

Браво – черный кот

10

Сегодня мы с вами начнем учить песню, сейчас я вам ее спою, теперь давайте её разучим .

ВХТ

Методы и приемы.

1. Интонационные:

-повтор одного звука

-хроматизм.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-показ звуковысотности.

-использование минусовки.

2. Ритмические:

-распевы.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

3. Дикционные:

-окончание фраз словами с согласной в конце.

-распевы.

-собственный показ.

-помощь инструмента.

-использование минусовки.

Молодцы ребята!

Дети поют.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

5

Подведение итогов.

5

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном, древнем русском, народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образом народных сказителей былины познакомились на уроке? (Садко.) 

Сегодня Вы очень постарались, спасибо Вам за урок!


Дети отвечают и прощаются.

Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

2.Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;


Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!