2 | Изучение нового материала. Слушание. Наглядность, объяснение. | 10 5 3 5 | Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, её песнями, частушками, играми, загадками и поговорками. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности. А кто из вас бывал на таком народном гулянье - тот знает, что это за праздник - Масленица! Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины) Чем блины хозяйки смазывают? (маслом) Есть такое выражение в народе - замаслить, что это значит? задобрить. Кого ж надо было задобрить? Правильно зимушку! Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла. Зима недаром злиться, прошла ее пора, Весна в окно стучится и гонит со двора. А вы хотите узнать, как на Руси отмечали проводы зимы. Масленицу? Сегодня мы будем говорить об очень древнем празднике, который уходит своими корнями в Древнюю Русь. Во время этого праздника люди прощаются с зимой и встречают весну. Масленица бывает в конце февраля – начале марта. Вы видите, как праздновали Масленицу в старину. Это веселые проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла, весеннего обновления природы. Непременный атрибут Масленицы – БЛИНЫ. Круглые, румяные, горячие, как символ солнца, которое светит всё чаще и ярче и дни становятся длиннее. Масленица продолжается целых семь дней. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями, которые дошли и до наших дней. А кто их придумывал? ( Народ).Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение) Все дни масленой недели имеют свои названия: Понедельник — встреча. К этому дню устраивали горки, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями, катались на тройках - целый день звучало веселье. В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали? (Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…) Масленица любит, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили. Второй день, вторник, – заигрыши. Молодцы приглашали девиц покататься на горках, девицы молодцов – поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать». Закрывали лица смешными масками, верили, что в ином обличье и жизнь начнется другая - радостная и благополучная. Третий день, среда, – лакомка. В этот день хозяйки действуют по поговорке: "Что есть в печи - все на стол мечи". Тещи приглашали зятьев на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха - денег приберуха". Четвертый день, четверг, – "разгуляй". Широкий четверг - наступает настоящий разгул: возят чучело на колесе, катаются, поют песни. Традиционно устраивались соревнования в силе и ловкости, кулачные бои, конные бега, петушиные бои, снежные крепости. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Пятый день, пятница, – тещины вечерки. Зятья угощали своих тещ блинами. Шестой день, суббота,– золовкины посиделки. Седьмой день, воскресенье –– прощеный день, самый последний и самый важный день Масленицы. В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Дарили сделанные из ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, – символ дружбы. В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья. Когда горела Масленица, замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле – это был признак неурожая. Пепел же от чучела развевали над полями - "на богатый урожай". Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни, озорные частушки, танцуют. Сжигали Масленицу под слова: Гори, гори ясно, чтобы не погасло. В небе птички летят, колокольчики звенят. Солнышко, посвети, ясное, посвети! Празднуют Масленицу испокон века сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет. Вот какие поговорки придумал народ: «Масленица – объедуха, деньгам – приберуха». «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить». | Дети слушают, отвечают. | Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Р: Принимают и решают поставленную задачу. К: Участвуют в учебном диалоге. |
3 | Слушание «Заиграйте, моигусельки!» Н. А.Римский-Корсаков | | Садко - былинный герой, гусляр, который жил в богатом городе Новгороде, и однажды, попав в гости к морскому царю, поразил его своей великолепной игрой. «Заиграйте, мои гусельки!» – так называется фрагмент из оперы Римского-Корсакова. Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка. Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко». Беседа по прослушанному произведению: Как выглядит Садко в опере? Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Какая она? Меняется ли? (Нет) Как вы думаете, кто мог ее исполнять? ( Сказители) А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел? Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали? ( ...) Какие чувства у вас вызвала эта музыка? Скажите, звучали гусли или нет? (Скорее всего, мнения разделятся.Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.) | | |