Ведущий: - Сегодня праздник грустный и весёлый, мы сегодня скажем «До свидания, Азбука!» И шагнём на ступеньку выше, но никогда не забыть нам первой нашей книжки! Но мы учились не только читать, учились и писать, одним словом, мы обучались основам грамоты. Как называют человека, овладевшего грамотой?
В давние времена этих знаний нам бы хватило и нас уже называли бы грамотными, но сейчас в современном мире нам надо много ещё всего изучить и освоить.
Вспомним, почему же первую книгу называют АЗБУКОЙ?
Ребёнок даёт подготовленный ответ: В старославянском языке употреблялись буквы с другими названиями, буква «А» называлась «Аз», а буква «Б» называлась «Буки» Сложив название первых букв алфавита, получили название для первой книги «Азбука» (Ева)
В:- Ребята, для чего же вам пригодилось умение читать?
В. Берестов (Влада)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
В:-Ребята, к нам в гости пожаловала сама царица АЗБУКА!
- Поприветствуем её! (Здравствуйте!)
В:- Кто же ещё к нам пожаловал в гости? Кто вы? Напишите свои имена.
Кулагин: - Мы не можем этого сделать, нас написать нельзя!
В: - Кто же это, может, вы знаете?
Дети: ЗВУКИ
В:- А что же мы о них знаем?
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать. (Иляна)
В:- Почему же у вас разные значки?
- Я звук гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать. (Элина)
- А я согласный.
А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. (Алёша К.)
В:- Ребята, как вы думаете, почему со звуками не пришли твёрдый и мягкий знаки? Может есть у знаков этих какой-то секрет????
Чадин В.
Твёрдый знак - такая штука…
В общем, нет такого звука.
Буква есть,
А звука нет.
Почему? –
Пока секрет.
(А. Усачёв)
Асташкин Д.
Нет также звука – «Мягкий знак».
Но без него нельзя никак:
Ведь им кончается БУКВАРЬ
И размягчается
СУХАРЬ.
(Какой бы это был кошмар,
Когда бы грызли мы СУХАР!)
В: - Ребята, мы забыли позвать в гости Волшебника Ударение…. Ой-ой-ой… Как же без его помощи бывало нам тяжело! Расскажет нам Алиса)
Алиса А.
Мороз ударил, и снега
Блестят на солнце, как фольга.
«Нет, не фольга, а фольга» -
Нас поправляет Ольга.
Простите, вас не удивит,
Что так никто не говорит?
Терзает нас сомнение:
Где ставить ударение?
( Виктор Горн)
В: - Но мы учились и сейчас без труда ставим ударение в разные слова!!!!
- Дорогие звуки, вы увидели, как много знают о вас первоклассники?!
Звуки: Да, но нам пора, мы везде нужны, без нас будет кругом тишина и молчание!
В: - Ребята, а что ещё нам помогало учиться всё это время?
ТЕТРАДКИ (рома)
Тетрадки в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
— Грамматика! —
А в клетку тетрадка ворчит:
— Математика! —
На чём примирились тетрадка с тетрадкой,
Для нас до сих пор остаётся загадкой.
ЗАКЛАДКА (Вероника)
Я — красивая закладка.
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!
РУЧКА (амина)
Буквы напечатанные —
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки
— Ой, мамочки! — сказала ручка.—
Что значит эта закорючка?
— Чернильная ты голова,
Ты ж написала цифру «2»!
Карандаш
Я-малютка-карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет. И растёт!
Ну а я - наоборот!
(Манин Н.)
В: - Спасибо вам, дорогие наши помощники!!!!
В: - Ребята, а вы знаете, что школы бывают не только у людей, но и у животных? Про такую школу нам расскажут Настя Ш., Настя М., Рамиль, Ева, Диана, Ксюша и Вадим Ш.
ГОСПОДИН УЧИТЕЛЬ ЖУК К. Льдов
Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Пчёлы, осы и шмели,
Муравьи, сверчки, козявки
На урок к Жуку пришли.
"А" -- акула, "Б" -- букашка,
"В" -- ворона, "Г" -- глаза..."
Шмель и муха, не болтайте!
Не шалите, стрекоза!
"Д" -- дитя, "Е" --единица,
"Ж" -- жаркое, "З" -- зима...
Повторите, не сбиваясь:
"И" -- игрушка, "К" -- кума!
Кто учиться хочет с толком,
Пусть забудет в школе лень...
"Л" -- лисица, "М" -- мартышка,
"Н" --наука, "О" -- олень.
"П" -- петрушка, "Р" -- ромашка,
"С" --сверчок, "Т" -- таракан,
"У" --улитка, "Ф" --фиалка,
"X" -- ходули, "Ц" -- цыган".
Так наш Жук, махая розгой,
Учит азбуке стрекоз,
Мушек, мошек и козявок,
Мурашей, шмелей и ос.
В: в подтверждение я покажу вам несколько картинок про то, как звери учат своих малышей.
В: - Дорогая Азбука, мы знаем, что люди очень любят тебя и ценят.
Азбука: - Да, это верно, про меня есть песни, стихи и даже пословицы. Вот, например:
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Кто грамоте горазд – тому не пропасть.
Азбука – к мудрости ступенька.
- Вы замечательно отвечали, наверное, подустали? Скорее в большой круг. Изображаем пузырь.
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
И не лопайся.
По команде «Пузырь лопнул» дети начинают двигаться в центр, издавая звук «фффффффф»
В: - Ой, ребята, заигрались мы, а в это время прилетела срочная телеграмма.
(Соня)
Что случилось?
Что случилось?
С полки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем.
(Даша А)
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою.
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.
(Данил М)
Ф, бедняжку, так раздуло --
Не прочесть ее никак.
Букву Р перевернуло,
Превратило в мягкий знак.
(Миша Б)
Буква С совсем сомкнулась,
Превратилась в букву О.
Буква А когда очнулась,
Не узнала никого.
В: - Ребята, наверное, это какой – нибудь Незнайка так буквы неправильно писал, что их узнать стало трудно?! Как же мы поможем нашим буквам поправиться?
- Может, Незнайка разминку перед письмом не сделал? Покажем, как мы это делали на уроках:
Пальчиковые упражнения.
Тик-так, тик-так – так часы стучат.
Тук-так, тук – так – так колёса стучат.
Тук – ток, тук – ток – так стучит молоток.
Так – чок, так – чок – так стучит каблучок.
(Повторяют движения за учителем)
В: - Кто был внимательным? Какой звук повторялся чаще других? (т)
Давайте найдём предметы на букву Т.
Топор, монеты, пирамида, тарелка, тюльпан, телевизор, дятел, фломастер, теремок.
Какие два звука скрывает буква Т? (т –ть)
Составьте пары из предложенных звуков? (т, ть, д, дь) По каким признакам вы их составили? (т – ть по тв.-мяг. Т –д, ть-дь по звонк.-глух.)
В словах появились пробелы,
Не знает он, что написать!
Ребята, поможем скорее
Незнайке Всезнайкою стать.
Хиж_на, груш_ поспели, ч_лок, прищ_рил глаза, поч?тальон Печ?кин, правнуч?ка, пощ_дил.
- Мы замечательно потрудились!!! И все буквы встали на место.
(Даша П.)
Если буквы по порядку
Вышли,
Будто на зарядку,
И никто из них
Друг дружку
Обогнать не норовит
Этот
Азбучный порядок
Называют
АЛФАВИТ.(хором)
А: - Дети, вас ждёт самая первая и самая дорогая награда за трудолюбие и терпение – это орден «маленького мудреца» за успешное изучение первой своей книги!
Песенка. «Алфавит»
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –
Прикатили на еже.
З, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Задания: нарисовать Незнайку, закупить медальки, повесить на ленточки, для украшения класса: шары, растяжку «Спасибо азбука» или паровозик «Азбука», презентацию подготовить, распечатать всем слова песни.