2. Актуализация знаний и выявление проблемы и постановка учебных задач. Задача: сформировать мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | Методы обучения Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию, стимулирование занимательным содержанием. Методы воспитания: Методы стимулирования деятельности и поведения: Поощрение. | -Посмотрите внимательно на дерево мудрости. (Оно на слайде) -О чем напоминают вам его плоды? -Можно сказать, что эти плоды - символ вашего нравственного взросления, приобретенной мудрости. -Ребята, подумайте, пожалуйста, что стало главным ориентиром в ваших поступках и отношении к людям? (Золотое правило нравственности) -Кто может назвать это правило? (Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе) - Значит, можно сказать, что мы должны следовать этому правилу в жизни. - Таким образом, темой нашего урока будет «Простая этика поступков» -Значит, целью нашего урока будет: обсудить, что является нравственной основой поведения человека в различных жизненных ситуациях. | Личностные: понимают значение этических ценностей; демонстрируют регулятивные УУД: формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; демонстрируют коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; |
3. Открытие нового знания. Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала. Воспитательная: способствовать развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; понимают значение этических ценностей; понимают душевное состояние персонажей текста и могут сопереживать им. Развивающая: способствовать развитию регулятивные УУД: учить определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; способствовать развитию коммуникативные УУД: учить слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; способствовать развитию познавательные УУД: извлекать необходимую информацию для выполнения учебных заданий; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форм. Образовательная: закрепить знание об общечеловеческих ценностях и формировать понимание о нравственном начале поступков людей. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: Беседа, объяснение, демонстрация; Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоения элементарных норм ведения разговор. Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли). Методы воспитания: Методы формирования сознания личности: Объяснение. Методы стимулирования деятельности и поведения: Поощрение; Создание ситуации успеха. Методы воспитания: Методы формирования сознания личности: Рассказ, объяснение, беседа. Методы поощрения: Похвала. | -А как вы думаете, это правило нравственности придумали давно? (нет) - Данное нравственное требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т.д. Термин «золотое правило» за ним закрепился с конца 18 в. - Это основное правило жизни, это нормы, принятые человечеством. В наше время их называют по-другому - этика, этикет. -Ребята, эти слова звучат похоже, но есть ли в них что-то общее? -Как вы понимаете слово этика? А слово этикет? -Или они отличаются? -Я попрошу вас найти определение этих слов в словаре Ожегова. -Итак, что же такое этика? -Что такое этикет? (ответ обучающегося) -Теперь вы будете различать эти слова, но не забывайте, что эти слова связаны между собой. -Что связывает эти два понятия между собой? -Ребята, а руководствуемся ли мы Золотым правилом нравственности каждый день? -А нужно ли всегда думать о нем? (нет, оно должно только лишь быть у нас в осознании) -Сейчас я вам предлагаю поработать с притчами. У каждого ряда будет своя притча. Вам нужно ее внимательно прочитать, придумать ей название и ответить на вопросы. Работать вы будете в парах. Через 5 минут мы начнем с вами обсуждать вашу работу. 1. Кто главные персонажи притчи? В каких отношениях они находятся? 2. Как в этой притче нарушено Золотое правило нравственности? 3. Придумайте окончание притчи. Объясните, почему именно так должна была закончиться история. Притча «Корзина для старика» «Давным-давно, в одной восточной стране, жила одна семья: отец, мать, маленький сын и дедушка. Дедушка был очень старенький, и доставлял всем очень много хлопот, куда больше, чем маленький ребенок. То опрокинет на себя суп, то забудет закрыт калитку в огороде, и козы там все вытопчут, то чуть дом не подожжет, стараясь развести огонь в очаге. И вот жена кричит своему мужу: — Мне это все уже страшно надоело! Этот старик уже из ума выжил! Посади его сейчас же в корзину, отнеси подальше в лес, и оставь там! Муж уже пошел было за корзиной, как сын сказал ему: ... — А когда вы с мамой состаритесь, то она понадобится мне, чтобы отнести вас в лес…» Неблагодарность — Отец! Когда оставишь дедушку в лесу, то не забудь принести корзину обратно домой! — Зачем?, — удивился отец. Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает: – Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом. Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает: – Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый? – А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек. – Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну. Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать: – А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью. Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал. Красивые слова и красивые дела Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле. Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал: – Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя… Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова. – Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик… А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику. Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела. -Итак, ребята, как золотое правило нравственности нарушены в этих притчах? -Давайте прослушаем мнение 1 ряда. -Как вы озаглавили притчу? -Как вы закончили притчу? -Посмотрите на слайд и прочитайте конец притчи, придуманную автором и ее название и сверьтесь, так ли у вас. -Сейчас пусть представят свое мнение ученики 2 ряда. -Как вы озаглавили притчу? -Как вы закончили притчу? -Посмотрите на слайд и прочитайте конец притчи, придуманную автором и ее название и сверьтесь, так ли у вас. -И сейчас расскажет о своей истории 3 ряд. -Как вы озаглавили притчу? -Как вы закончили притчу? -Посмотрите на слайд и прочитайте конец притчи, придуманную автором и ее название и сверьтесь, так ли у вас. -Как нарушено Золотое правило нравственности? Любые действия человека не должны быть во вред кому-либо. | Личностные: понимают душевное состояние персонажей текста и могут сопереживать им; демонстрируют коммуникативные УУД: готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; демонстрируют познавательные УУД: извлекать необходимую информацию для выполнения учебных заданий. Предметный: демонстрируют знание общечеловеческих ценностей и понимание нравственного начала поступков людей. |
4. Первичное закрепление. Задача: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: Беседа, объяснение, демонстрация; Методы эмоционального стимулирования: Создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: Стимулирование занимательным содержанием. Методы контроля и диагностики познавательной деятельности: Анализ продуктов детской деятельности, беседа. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоения элементарных норм ведения разговор. Методы развития речи: коммуникативный (умение выражать свои мысли | -Как эта важная истина выглядит в повседневной жизни, вы поймете, закончив следующие предложения: 1) Со своими одноклассниками я стараюсь… 2) По отношению к учителям считаю важным… 3) Если мама или бабушка идут в магазин или затевают уборку квартиры, я … 4) Входя в метро или автобус, я … 5) Если кто-то в классе расстроился, я… 6)Когда кого-то дразнят или обижают, я … 7) Если мне о ком-то говорят плохо, я … 8) Если со мной поступают неправильно, я … -Задание вы будете выполнять на карточках, после того, как вы закончите предложения, мы обсудим то, что вы записали. (Обсуждение выполненного задания) -Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Волшебный клубочек». Ваша задача: передавать этот клубочек соседу и назвать 2 его лучших качества, и так далее пока не дойдет до того, от которого покатился наш клубок. Я попрошу вас встать со своих мест, сделав круг, так что бы в центре стояли парты. -Итак, начнем с тебя… -Посмотрите, ребята, какое волшебство произошло в нашем классе. - Мы все увидели лучшее друг в друге и поняли, какие мы хорошие. -Это ниточка волшебного клубочка помогла нам увидеть доброе и сосредоточиться на нём. Вам было это приятно? -Видите, как важно и как хорошо, когда в тебе стараются увидеть лучшее. -Подумайте, какое простое этическое правило мы с вами можем сформулировать? (опираться на лучшее в человеке.) -Ведь на фоне этого лучшего по-другому будут восприниматься привычки, манеры, особенности человека, которые почему-то не нравятся вам. -Вы терпимее будете относиться к этим особенностям, потому что хорошие человеческие качества важнее для общения и взаимодействия. Согласны? | Личностные: понимают значение этических ценностей; демонстрируют коммуникативные УУД: готовность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; демонстрируют познавательные УУД: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форм. |
4. Организация самостоятельной работы. Задача: выявление качества и уровня усвоенного материала. | Методы воспитания: Методы формирования сознания личности: Педагогическое требование. | -Давайте подумаем, в связи с этим, в каких жизненных ситуациях важно проявлять терпимость к человеку, если даже вы не разделяете его взглядов и позиций? -Со слов «Прежде всего…» постарайтесь ответить на этот вопрос. Каждый ряд работает самостоятельно, после чего обсудим то, как вы ответили. На вопрос: в каких жизненных ситуациях важно проявлять терпимость к человеку, если даже вы не разделяете его взглядов и позиций? (Работа с учеником на странице 118) Видите, и здесь применены простые правила этики. Их суть проста: Будь терпим и уважителен к человеку другой национальности, любой веры. -Какую взаимосвязь вы видите между определившимися простыми правилами этики? -Сейчас, мы с вами создадим маленькую брошюру под названием «Как связаны этика и этикет?» -Обложку этой брошюры я уже заготовила, а содержанием этой брошюры будут ваши ответы на вопросы. -Сейчас я попрошу вас ответить на эти вопросы. Отвечать можно прямо на карточках, которые я вам сейчас раздам. 1. В чём основа этики поступков? 2. На какие этические правила вы ориентируетесь в повседневной жизни и почему? 3. Что для вас значит быть терпимым? | демонстрируют регулятивные УУД: формировать умения определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; демонстрируют коммуникативные УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. |