СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простить нельзя наказать. Где поставить запятую?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Простить нельзя наказать. Где поставить запятую?»

Департамент образования Администрации городского

округа Самара, МБОУ ОДПО ЦРО г.о. Самара



КОНКУРСНАЯ РАБОТА

«Простить нельзя наказать. Где поставить запятую?»,

представленная на городской дистанционный конкурс

(с межрегиональным участием) для педагогов и специалистов

образовательных организаций

«Лучшая методическая разработка сценария родительского

собрания в образовательной организации»




работу выполнила:

учитель начальных классов МБОУ Школа № 150 г.о. Самара,

победитель (3 место) в городском конкурсе лучших

педагогических практик, реализуемых в работе с детьми с ОВЗ

«Человеческий фактор: преодолевая границы»

В номинации «методическая разработка/ методический прием»

Скобкина Елена Александровна





Самара, 2023 г.

«Интерес к учению появляется

только тогда, когда есть вдохновение,

рождающееся от успеха»

В.А. Сухомлинский


В современном мире самая острая проблема педагогики – это почти полное нежелание детей прилагать усилия, чтобы получить новые знания. У кого - то из учеников желание учиться снижается постепенно и пропадает со временем, а у кого – то оно отсутствует изначально и посещение школы превращается в каждодневную каторгу. Как известно: качество знаний учащихся школ в последние годы стремительно снижается и причина этого явления - чрезмерно низкая мотивация у учащихся к получению знаний.

Формирование учебной мотивации в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из самых актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Известно, что в широком понимании обучение – процесс двусторонний, включающий передачу и усвоение учебного материала от учителя к ученику. Возникает ряд вопросов «Как помочь школьнику в усвоении этих знаний и как замотивировать его на получение новых умений и навыков? Как научиться мотивировать ребенка без скандалов, запугиваний и наказаний? Как сформировать адекватную самооценку, научить ребенка преодолевать трудности, не бросая дела при первых же неудачах, а также справляться с ленью и скукой? »

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения.

2. Через непосредственную учебную деятельность школьника, которая должна чем – то заинтересовать его.

Д. Б. Эльконин рассматривал мотивацию как один из главных компонентов учебной деятельности. Как известно, учебная деятельность - полимотивирована. Она побуждается и направляется разными учебными мотивами, если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Если он стремится овладеть знаниями – эффективность познавательного процесса в разы возрастает. Таким образом, одна из главных задач учебной деятельности – максимально способствовать раскрытию внутреннего потенциала личности ученика. Это мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения. При этом результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. В процессе своего формирования мотивационная сфера ребенка постоянно подвергается влиянию со стороны внешней среды и непосредственного окружения в целом. Несмотря на то, что в каждом конкретном случае кроется своя причина нежелания учиться, в тоже время есть и довольно распространенные, типичные причины спада учебной мотивации:

- непринятие условий, нежелание следовать нормам и правилам, отсутствие адаптации.

- трудности с восприятием учебного материала, непонимание цели учения.

- неусидчивость, постоянное отвлечение на посторонние дела, игры.

- проблемы в общении со сверстниками, учителями.

- отсутствие интереса к предмету.

- нервно – психические расстройства, уровень умственного развития ученика.

- страх перед школой, эмоционально – некомфортная обстановка.

Мотивацию ребенка также снижает:

- недостаток родительского внимания и любви

- сомнения в способностях ребенка, упреки, принижающая критика

- завышенные требования к ребенку

- высокие нагрузки, не соответствующие психическому состоянию ребенка или возрасту.

Главная задача родителей – развивать внутренние мотивы ребенка. Ребенку будет легче и интереснее учиться, если активность будет побуждаться такими мотивами, как интерес к знаниям. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у детей должны сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Таким образом, эмоциональный тренинг – через выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учения – является средством развития учебной мотивации. Продуктивное взаимодействие семьи и школы способствуют благополучию и успеваемости ученика.

Современная жизнь диктует свои условия – просто родить и любить своего ребенка - этого уже недостаточно, важно еще суметь воспитать достойного, мыслящего человека, подготовленного к жизни в обществе. Быть настоящими родителями очень трудно, потому что жизнь взрослых наполнена тысячами разных проблем, решения которых никто не подсказывает. Многочисленные проблемы усиливают напряжение в семье, что непременно сказывается на детях: их воспитании, развитии. Чрезмерная занятость взрослых собственными проблемами, их раздражительность ни в коей мере не поможет вырасти детям здоровыми и счастливыми. Не стоит превращать жизнь в уныние, зачастую ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, не нужны навязчивые нравоучения, его нужно просто успокоить и постараться понять.

Универсальных методов воспитания не существует. Дети - наши постоянные свидетели, где - то краем глаза они видят наши провалы, срывы. Краем уха слышат, как взрослые разговаривают с друзьями, соседями. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим непременно оставят след в поведении и общении ребенка, послужат примером для невольного подражания.

Помните, детей учит то, что их окружает..

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

Если ребенку часто демонстрировать враждебность - он учится драться.

Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если с ребенком часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относится.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Чувствовать свою ответственность, представлять круг своих обязанностей могут многие, но не всем, однако, удается желаемое воплотить в действительное. И вовсе не потому, что они не хотят, а потому что не знают, как творится это дело – воспитание. Какие невидимые, сложные простому глазу влияния, силы лепят, чеканят характер, волю, нравственность ребенка. Какой причудливый водоворот событий, какое стихийное переплетение обстоятельств может определить его судьбу. Важно, чтобы каждый из родителей осознал свою сложность, всю многократность своих обязанностей. Воспитание ребенка – это кропотливый труд, труд каждодневный и непрерывный, без выходных и отпусков.


Краткая аннотация: Мотивационная сфера ребенка всегда стоит первоочередной задачей в любой образовательной среде. Но основу для становления и развития мотивации ребенок приобретает в семье. В гармонично развитых семьях мотивация любой деятельности ребенка приобретает статус «потребности в развитии». В этих семьях умеют договариваться, в них доминируют эмоционально – близкие отношения, где есть границы и возможность быть самим собой. Семьи, где любая деятельность направлена на совместную работу взрослых и детей. Но. к сожалению, не каждую семью назовешь гармоничной и понимающей. Миссия данной работы - сплочение семьи, формирование мотивации ребенка к учебе, домашним делам, развитию лучших качеств детей, создание крепких доверительных отношений с родителями.

Занятие рассчитано для родителей учеников начальной школы. Проводится в виде родительского собрания классным руководителем. Для наиболее продуктивной и эффективной работы потребуется 1,5 – 2 часа. Для проведения собрания родителей необходимо рассадить по группам (примерно 6 – 8 чел) в зависимости от количества присутствующих на собрании.






Роль семейного воспитания в повышении

учебной мотивации детей

Общая цель:

- повышение психолого - педагогической компетентности родителей в вопросе мотивации детей к учебной деятельности, усиление роли семьи в воспитательном процессе.

- ознакомить с методами и приемами воспитания, которые способствуют повышению уровня мотивации.

- рассмотреть возможность применения этих методов и приемов на практике.

Задачи:

- улучшить отношения между детьми и родителями.

- расширить объем знания о взаимоотношениях ребенка и взрослого в условиях школы и семьи по преодолению трудностей.

- пробудить у родителей желание увидеть проблемы своего ребенка изнутри и найти способы решения.

- обучить родителей знаниям и умениям, способствующим гармонизации детско – родительских отношений.

Форма проведения: семинар – практикум

Предварительная работа: беседа с родителями

Оборудование: сигнальные карточки, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, чистые листы бумаги, блокнот для записи, таблицы, буклеты, памятки, интерактивная доска.

1 этап – Вводный

Цель этапа:

- разобрать с родителями понятие мотивация, расширение знаний по теме мотивация.

- выявить сложности формирования учебной мотивации у детей.

- наметить пути преодоления трудностей в ее формировании.

Раздаточный материал:

1. сигнальные карточки (красный, желтый, зеленый) по 1 комплекту на каждого родителя.

2. Лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, ластик

Вступление:

- Вы устали от ежедневных затяжных «домашек» и хотите в это время заняться чем – то полезным по дому? Ребенок не хочет делать что – то делать? А вы не можете убедить его стать более ответственным и чувствуете, что проблема не в банальном упрямстве. Так в чем же причина? И я не открою вам нового, если скажу, что проблема в мотивации. Мотивационная сфера ребенка всегда стоит первоочередной задачей в любой образовательной среде. Но основу для становления и развития мотивации ребенок приобретает в семье. Далеко не все родители понимают, как мотивация влияет на успеваемость ребенка в школе, успехи в творческой деятельности, спорте и вообще на желание что – либо делать.

Есть такая древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя»

- Как вы понимаете эти слова?

(без нашего желания ничего невозможно сделать; необходимо, чтобы он захотел их выполнить)

- Как раз это желание и называется мотивом.

- Как вы думаете, что такое мотив?

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивация – побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотивы бывают внешние и внутренние:

Внешние – наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т.д. Это мотивация с применением внешних стимулов. Она работает, пока есть стимул (отметка, поощрение, угроза, наказания). Эти способы эффективны, но не надолго. Они негативно сказываются на самооценке ребенка, формируют у него зависимое поведение, разрушают отношения ребенка с родителями.

Внутренние – интерес к своим к своим знаниям, любознательность, стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность в новой и активной информации, т.е. все то, что побуждает человека к учению, как к своей цели.

- Всегда ли есть желание делать то, что необходимо для развития самого себя? (Нет. Не всегда)

- А задумывались ли вы о том, почему я или мой ребенок не хотим ничего делать? Связывали ли вы это с мотивацией?

Задание 1.

(для ответа используются сигнальные карточки)

«да, для меня это актуально» - зеленая

«да, но не связывала это с мотивацией» - желтая

«нет, не задумывалась» - красная

- Спасибо за ответы.

2 этап - Основной

Цель этапа:

- выявление причин затруднений, возникающих во взаимоотношении с ребенком.

- узнать, как действовать родителям в ситуации, когда ребенок не хочет что – то делать и родители не понимают его поведения.

Раздаточный материал: памятки (приложение 1 и 2), таблицы.

1. Порой из – за этого возникает много проблем во взаимоотношениях с нашими детьми и близкими. Поэтому предлагаю вам сегодня окунуться в мир познания истоков мотивации и что делать, когда ее нет.

- Как вы думаете, где первоначально начинает происходить формирование мотивации? (в семье)

- Как вы считаете, какую роль родители играют в формировании мотивации? (главную, первую) Именно в семье ребенок берет начало своей жизни, происходит его формирование, закладываются основы поведения, характера. К семи годам, когда ребенок идет в школу, мы получаем « готовый продукт», который будет только дополняться.

Задание 2.

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце. В центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое « солнце любви» и зачитывают то, что написали. Предлагается взять это солнышко домой и пусть теплые его лучики согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему, ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку, внимание.

Задание 3. (педагог может рисовать на доске вместе с родителями)

Нарисуйте себя, чисто схематически в виде человечка. А теперь вы будете рядом рисовать своего ребенка.

- Когда вы любите своего ребенка (на слове любовь рисуем сердце возле взрослого) – «появляется тело». Когда вы принимаете свою роль родителя – у ребенка появляется «голова», когда вы добры – ребенок «улыбается», когда есть уважение - вас хотят видеть и слышать - появляются «уши и глаза», когда вы обнимаете своего ребенка – он тянется к вам навстречу – появляются «руки», когда вы с ним гуляете – «ноги». Когда мы понимаем друг друга, создается фундамент «почва под ногами». Когда мы радуемся

своему ребенку – появляется «солнце». Познаете мир вместе с ребенком – «дома, деревья, цветы… окружающий мир»

- Какие чувства вы испытываете. глядя на эту картинку? Вам нравится, что у вас получилось?

- А теперь появилась проблема. Ребенок сказал вам, что не хочет учиться или идти в школу.

2. Разыгрывается ситуация с родителями. Учитель – ребенок, а родители, задавая разные вопросы, всячески пытаются уточнить, почему он не хочет идти в школу. Ответ один: « Не хочу, не пойду…» Ребенок на контакт не идет.

- Что с вам сейчас происходит? Какие эмоции вы испытываете? (родители

записывают их на своих листках: гнев, раздражение, отчаяние, обиду)

- Что вам хочется сделать в этой ситуации? (записывают ответы: наорать, отшлепать, стукнуть, заставить и пр.)

- Как вы думаете, насколько эффективны ваши действия? (они не эффективны, они помогут только для достижения сиюминутного результата, они разрушают отношения)

- Получается радости от общения с ребенком нет. (стирается или зачеркивается солнце). Нам кажется, что ребенок перестает нас уважать, нас не слышит и не смотрит на нас, опускает голову или отворачивает ее (стираются уши и глаза). Мы понимаем, что мы уже не можем спокойно разговаривать с ребенком (стирается рот с улыбкой). Мир, который был таким красивым – становится безразличным (закрашиваются деревья, дома, цветы темными карандашами). Когда ребенок не идет с нами на контакт, мы не знаем, как вывести его на разговор – у нас исчезает почва под ногами (стирается - «убираем понимание») и нам кажется, что нас не любят – разрываем «сердце» (рвется лист пополам через рисунок сердце)

Пауза. (дать немного побыть родителям в таком состоянии)

- Что вы чувствуете? Ваши ощущения? (мнения родителей) Можно сейчас честно ответить на вопрос – мы понимающие родители? Можно утверждать, что мы понимающая семья? Мы попали в трудную ситуацию. Как решить проблему? (ответы родителей: необходимо разобраться, подумать от чего возникают такие ситуации и ка решить эту проблему)

3. Выявление причины затруднения.

- Почему возникают такие ситуации? (зачастую взрослые не знают, что делать, как себя вести с ребенком, чтобы добраться до истинных причин его негативного поведения, тогда когда возникает непонимание)

4. Построение проекта выхода из сложившейся ситуации.

Необходимо понять как вести себя в сложившейся ситуации, понять причину такого поведения ребенка и что делать чтобы встать на путь исправления данной ситуации. (намечается план действий)

- первое, как вести себя в подобной ситуации

- второе, пронять причину поведения ребенка

- третье, вывести алгоритм действий в подобной ситуации, создать свод правил, чтобы не терять взаимопонимания со своим ребенком.

5. Реализация построенного проекта. Выслушиваются варианты родителей по каждому этапу. Далее создается список рекомендаций (приложение 1) можно выполнить часть упражнений в классе.

- Итак, мы успокоились. Теперь нам надо понять, почему ребенок не хочет вести себя хорошо, разговаривать с нами. Для этого нужно вспомнить то чувство, которые мы испытывали при отказе ребенка разговаривать с нами.

Родители чувствуют тоже, что обычно чувствует их ребенок в ситуации с родителями, когда те их не понимают. Если родитель чувствует злость, то и ребенок в конфликтных ситуациях чувствует злость и раздражение. Если родитель чувствует обиду, то и во взаимоотношениях ребенок чувствует обиду.


Чувство

Причина

Раздражение

Отсутствие достаточного необходимого внимания

Гнев, злость

Самоутверждение, признание себя, как личности, право решать свои дела.

Обида

«Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет плохо». Месть за: неверие в мои силы и возможности; сравнение с другими; унижение в кругу семьи; потерю родителя во время развода; появление нового более значимого человека в нашей семье; несправедливое отношение ко мне, невыполнение обещаний; родительскую ложь; отдали в отстойную школу, которую каждый день «критикуете».

Отчаяние, безнадежность, стопор

Переживание своего неблагополучия.


Задание 4 (Парковка вопросов)

Составление предполагаемой беседы с ребенком. Делятся на две команды. Одна команда – дети. Другая – взрослые, родители. Для составления вопросов можно использовать текст (приложение 2)

Итогом беседы будет составление списка возможных причин отказа от учебной деятельности;

- ребенок начал врать (двигатель – страх наказания)

- непонимание предмета

- неудачи в учебной деятельности (у меня ничего не получается)

- над ребенком смеются, с ним не общаются в классе

- ребенок устал, у него нет сил.

После того как понятны причины всего происходящего, как вы начинаете себя чувствовать? (более уверенно). А когда мы начинаем себя чувствовать уверенно, относится к ситуации спокойно, понимаем причину происходящего, мы знаем что делать, то соответственно и мир вокруг семьи начинает меняться к лучшему.

Задание 5.

Родители берут свои остатки рисунков. Смотрят на них.

- Что вам хочется сделать? (перерисовать, склеить) ниже в таблице мероприятия и действия, которые необходимо выполнять, чтобы скорректировать свое взаимоотношение с ребенком.

Чувство

Исправления

Раздражение

Оказываем ребенку положительное внимание; становимся более внимательными к его обращениям – желательно сделать реакцию с первого обращения ребенка; планируем совместные мероприятия, игры, походы, прогулки – где все внимание на нашем совместном взаимодействии…

Гнев

«Уменьшаем» свою включенность в дела ребенка; даем ему возможность самостоятельно справляться со своими делами, подбадривая; можем обращаться за советом…

Обида

Понимаем причину обиды, какая боль у ребенка – исправляем причину. Приносим извинение за причиненную боль; рассказываем о своем негативном опыте и каким образом из «него выходили»; меняем школу или перестаем плохо говорить о школе и педагогах; стараемся исполнить свои обещания…

Отчаяние, безнадежность

Перестать предъявлять завышенные свои требования; сбросить на «ноль» свои ожидания и претензии; разобраться в причинах его неуспешности; найти способности и развивать их; найти тот минимум с которым он справляется и двигаться вперед; провести медицинское обследование; обратиться

к специалистам…


3 этап – Заключительный

Цель этапа:

- создание алгоритма действий родителей в ситуации, когда ребенок не хочет учиться и т.п.

- подведение итогов, рефлексия

Раздаточный материал: буклеты

Алгоритм составляется в группах родителей (3 – 5 минут), выносится на обсуждение. В итоге может получиться следующее:

1. Успокоиться.

2. Понять причину, по которой ребенок не хочет с нами разговаривать, понять через чувства взрослых.

3. Подготавливаем беседу с ребенком.

4. Разговариваем.

5. Выясняем причину (от чего зависит)

6. Разбираемся в причине и выстраиваем дальнейший план действий во времени.

7. Реализовываем план. Вносим коррективы, если что – то не так.
8. Смотрим на результат.

Далее при наличии времени можно разыграть 2 – 3 ситуации. Используя составленные диалоги и пользуясь алгоритмом действий.

- Вы прекрасно справились с заданием. Почему вам это было необходимо? (нужно было разобраться в причинах, почему у ребенка пропадает желание учиться, понимать своего ребенка, повышать его мотивацию к учебе и другому делу).

- Уважаемые родители, домашним заданием будет – потренироваться с ребенком, применять на практике те диалоги, секреты, которых вы сегодня открыли. Результат тренировок отразите в блокнотах.

Помните! Радость от достижения – стимул двигаться дальше. Вера в себя – путь к успеху.

Подведение итогов. Рефлексия:

- В конце нашего занятия подведем итог. (педагог может провести итог в удобной для него форме: в виде анкет, устных ответов, выдачи буклетов в помощь родителям)

Родители могут ответить на вопросы

- какую цель ставили в начале родительского собрания?

- как вы думаете, вы ее достигли?

- были ли у вас затруднения?

- что помогло вам их преодолеть?

- что нового вы открыли для себя сегодня?

- сможете теперь применять полученные знания в других сферах жизненных ситуациях, связанных с эмоциями?

- что вам хочется сделать после того, как вы достигли цели сегодня на родительском собрании?

Когда видишь таких ответственных и активных родителей, как вы, душа радуется

В конце собрания раздаются два буклета.

























Список литературы:

1. Дмитрий Козырев. Наталья Козырева

Просто о сложном. Детомотиватор.

Издательство «Феникс» г. Ростов - на – Дону, 2022 год

2. Шамиль Ахмадуллин. Диана Шарафиева.

Мотивация детей.

Издательство « Билингва» г. Москва, 2016 г

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.

Издательство «Питер» Санкт-Петербург. 2002 год.

4. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б.

Формирование мотивации учения. – Москва, 1990.

5. Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В. и др./ Изучение личности школьника учителем/ Педагогика, Москва. – 1991.

6. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 1991.


12