СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубление знаний о простом осложненном предложении.

Просмотр содержимого документа
«Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.»

Учитель: Черникова В.В.

21.10.2017г.

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.

Цели урока:

- образовательные:

углубить знания и сформировать умения в анализе и построении текста с однородными членами предложения, вводными словами и обращением;

выработать умение употреблять знаки препинания в осложненном предложении.

- развивающие:

развивать практические умения в нахождении простых осложненных предложений в тексте;

развивать мышление и внимание; умение рассуждать, сопоставлять и сравнивать.

способствовать формированию культуры речи, созданию комфортного психологического климата для обеспечения возможности сохранения здоровья обучающихся.

- воспитательные:

воспитывать любовь к родному слову;

воспитывать чувства гуманизма, коллективизма, взаимопомощи, стремление к физическому здоровью.



Тип урока: урок комбинированный

Вид урока: урок смешанный

Методы и формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, конспект-схема, тестирование.

Средства обучения: мультимедийный проектор, презентация по теме.



Ход урока

(Проветривание кабинета, оптимальный температурный режим, чистота, хорошая освещенность)

I. Организационный момент 1 мин.

(Мотивация обучающихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки; доброжелательный и эмоциональный тон, положительная обстановка на уроке, чтобы снять стресс и создать ситуацию успеха, отсутствие эмоционального дискомфорта, в случае, если в процессе обучения обучающийся с чем-то не справится или что-то не смог выполнить)

II. Сообщение темы и целей урока 2 мин.

Слово учителя.

- Сегодняшний урок будет состоять из двух частей: теоретической и практической.

- Основная задача нашего урока - выявлять в тексте осложненные предложения, оформлять их пунктуационно грамотно, обосновывать свой выбор, использовать в собственной речи. Примеры для работы взяты из текстов художественной литературы, изученных вами на 1 и 2 курсах.

- Обратимся к формулировке темы урока. «Простое осложненное предложение».

Работа с учебником ( устно, а затем письменно)

(Работа с учебником в устной и письменной форме позволяет развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху обучающихся)

III. Актуализация опорных знаний обучающихся 3 мин.

(Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить название ранее изученных тем, а также мыслительные операции, необходимые  и достаточные для восприятия нового материала: аналогии, обобщение)

Фронтальный опрос и самостоятельное составление схемы обучающимися

(Технология деятельностного подхода с выделением трех подгрупп в соответствии с их уровнем интеллектуального развития)

- Как может осложняться простое предложение? ( примеры высвечиваются на доске и у каждой группы на столах)

Осложнённым называется предложение, имеющее в своем составе: 

1. Однородные члены: Пример: Шёл клочьями снег и уже засыпал дорогу, и крышу сарая, и деревья сада, и подъезд (Л. Толстой)

2. Обособленные члены: Пример:Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца (В. Короленко)

3. Обращения: Пример: Прощай, мой товарищ, мой верный слуга... (А. Пушкин)

4. Вводные конструкции: Пример: Дама, казалось, была тронута (А. Пушкин)

5. Сравнительные обороты: Пример: Деревья, точно на картине, стояли недвижимы и тихи. (М. Волконский)

( Составление схемы и проверка: презентация)



Динамическая пауза: гимнастика для глаз 1 мин

IV. Изучение нового материала 18 минут

Начальная мотивация учебной деятельности 10 мин

(Лекция – визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках), что позволяет показать связь русского языка и компьютера)



План

  1. Раскрыть понятие однородных членов предложения

  2. Что такое обособленные члены предложения? Какие члены предложения могут быть обособленными?

  3. Что такое вводные слова и вставные конструкции?

  4. Что такое обращение?

Первичное закрепление изучаемого материала 8 мин

Работа в группах ( смена видов деятельности: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу.

1) Слайд 5. (Чтение и ответы на вопросы)

Расставьте знаки препинания. Чем осложнены данные предложения? Из какого произведения примеры? Кто его автор?

Ни над собой ни вне себя ни внутри себя он не признаёт никакого регулятора никакого нравственного закона никакого принципа.

Небольшая низенькая комнатка была очень чиста и уютна и убрана довольно роскошно но без особого вкуса.

Под влиянием различных смутных чувств сознания уходящей жизни желания новизны она заставила себя дойти до известной черты заставила себя заглянуть за неё – и увидала за ней даже не бездну а пустоту… или безобразие.

Проверка. Слайд 6.

V. Закрепление полученных знаний 10мин.

2) Слайды 7-9. Работа с заданиями по русскому языку (опрос и письмо)

3) Слайд 10. (Работа с интерактивной доской)

(Изменение динамических поз. Занятия в режиме телесной вертикали активизируют межсистемную координацию, способствуют повышению эффективности произвольно-моторной деятельности и снижению за счет этого напряженности. Режим моторной свободы и динамических поз улучшает становление психической сферы).



Исправьте пунктуационные ошибки. Укажите, чем осложнено каждое предложение?

Николай Петрович быстро обернулся, и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнажённую красную руку.

То был человек лет тридцати двух-трёх от роду среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами гулявшими, беспечно по стенам.

Сидя подле неё разговаривая с нею, о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск её глаз, и улыбки относившейся не к говорённым речам, а к её внутреннему счастью.

Проверка. Слайды 11-13.

4) Слайды 14-16. Слайды 19-20. Работа с заданиями по русскому языку (просмотр наглядных материалов)

(В целях повышения физической активности учащихся, предупреждения их утомляемости выполняются упражнения с использованием сенсорно-моторного тренажа. Зрительно-поисковый метод сочетается с движением головы, туловища, глаз (продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты). На мультимедийном проекторе появляются высказывания и портреты писателей и поэтов, чьи произведения были использованы на уроке по схеме цифр 1-2-3-4-5. По режиму счета обучающиеся пробегают глазами в сопровождении движения головы и туловища по схеме и обратно 5-4-3-2-1. В заключенной части режим счета задается в случайной последовательности 1-3-4-2-5, 2-5-1-3-4. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости).



5) Слайд 17. (Просмотр фрагмента из к/ф «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

В предложениях из романа И.А. Гончарова «Обломов» расставьте знаки препинания, выделите вводные слова, обращения.

Счастливый, сияющий, точно «с месяцем во лбу» по выражению няньки пришёл он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: «Ольга».

К зиме однако ж свидания их становились всё реже наедине.

Дом Обломовых бог знает отчего всё беднел, мельчал, и наконец незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами.

Что же погубило тебя Илья?

Проверка. Слайд 18.

6) Выпишите только простые осложнённые предложения. Обоснуйте свой выбор. Из каких произведений примеры? Кто автор? Слайд 21.

Раскольников разглядел худенькое, но милое личико девочки, улыбавшееся ему и весело на него смотревшее. Человек помолчал и вдруг глубоко, чуть ли не до земли, поклонился ему. Все расступились, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину.

Проверка. Слайды 22-23.

Релаксационная пауза 1 мин

упражнения на мышечное расслабление, чтобы снять избыточное напряжение в отдельных группах мышц.

Обобщение пройденного материала

Игра «Предметное лото». 2 мин

Инструкция: У каждой команды карточка с номерами. Учитель вытягивает наугад «бочонок» с цифрой и задает соответствующий вопрос. Отвечает та команда, у которой на карточке есть такой номер. Ответы не выкрикиваются, капитан назначает отвечающего; при неправильном ответе право ответа переходит к другой команде. (по одному баллу за каждый правильный ответ)

Вопросы:

1.Правда ли, что в предложении «Сынок, письмо, в котором ты просишь денег, мы не получили» 2 обращения?

2. Правда ли, что причастный оборот обособляется всегда?

3. Верно ли утверждение, что вводные слова и обращения не являются членами предложения?

4.Можно ли утверждать, что в предложении «Он работал не покладая рук» сравнительный оборот не обособляется?

5.Согласны ли вы с утверждением, что однородные члены предложения на письме разделяются запятыми?

6. Верно ли, что в предложении «Люблю тебя, Петра творенье…» я обращаюсь к Петру Егорову?

7.Есть ли в предложении «Он, однако, не сомневался в своих друзьях» вводное слово?

8.Какой осложняющий компонент в предложении «Пустоварова Анна, студентка группы 13.10, уехала на конференцию»?

9.Правда ли, что если главное слово является личным местоимением, то причастный оборот обособляется всегда?

10. Согласны ли вы с утверждением, что предложение «Доехала хорошо, целую, крыша» осложнено однородными сказуемыми?

11. Верите ли вы, что это предложение с причастным оборотом «Он бежал от заведующего отделением, сверкая пятками»?

12.Правда ли, что деепричастный и сравнительный обороты в предложении являются обстоятельством?

VI. Обобщение и систематизация изученного материала 5 мин.

Тест

«Простое осложненное предложение»

1 Члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью, являются одним и тем же членом предложения, называются:

а) обособленными б) уточняющими в) однородными

2 Слова, словосочетания, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания, называются: а) обособленными б) уточняющими в) вводными

3 Обращение может быть распространенным: а) да б) нет

4 При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные: а) да б) нет

5 Место обобщающего слова в предложении: а) обобщающие слова стоят только перед однородными членами б) обобщающие слова стоят только после однородных членов в) обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них

6 Слова, которые называют того, к кому обращена речь, называются: а) обращениями б) вводными словами в) подлежащим

7 Чаще всего обращения употребляются в а) разговорной речи б) в научном стиле в) в официально-деловом стиле

8 Определите, каким является обращение Русый ветер, какой ты счастливый!

а) нераспространенное б) распространенное



9 Определите, является ли выделенное слово вводным Осенью, как водится, бывает по ночам много падающих звезд а) является б) не является

10 Укажите значение вводного слова (словосочетания)

Пушкин, по его собственным словам, каждую осень расцветал вновь. а) чувства говорящего б) уверенность в) источник высказывания

11 Укажите, есть ли в предложении с однородными членами обобщающие слова

Хлебом, яблоком, медом, парным молоком ноздреватая пахнет земля. а) есть обобщающее слово б) нет обобщающего слова

12 Определите, сколько в предложении однородных членов, если они есть

Свищет ветер под крутым забором, прячется в траву. а) нет однородных членов б) два однородных члена в) три однородных члена



1в,2в,3а,4а,5в,6а,7а,8б,9а,10в,11б,12б

( Ответы высвечиваются на проекторе, взаимопроверка между группами)

VII. Заключение по уроку 1 мин.

- Какой теме был посвящен урок? - Чем могут осложняться простые предложения? - Какие литературные произведения мы сегодня вспомнили? - Как вы думаете, для чего писатели используют такие виды предложений?

-По результатам проверочного теста сделайте вывод, насколько успешно вы усвоили данную тему, какие проблемы в знаниях у вас еще остались?

Хочется, ребята, что бы вы осознали, что русский язык – это не только свод правил правописания, но и величайшее сокровище, которым вы можете научиться владеть

VIII. Домашнее задание 1 мин.

Упр. 191 . Списать данный текст, расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть однородные и неоднородные определения.

Рефлексия (Сформировать личную ответственность за результаты деятельности).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!