Пространство Вдохновения
«Краткая история метода проектов в начальной школе»
Мотивирующая к исследовательскому поведению образовательная среда
Обязательное условие проектной деятельности - участие родителей.
ДЖ. ДЬЮИ
- Научной основой метода проектов принято считать идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), философское наследие, которого и в настоящий момент является предметом пристального интереса педагогов.
- Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей детей и считал, что обучение должно приносить пользу каждому учащемуся, что школа должна развивать врожденные интеллектуальные или практические «импульсы» ученика. Обучение, как считал Дьюи, необходимо организовывать вокруг какого-либо дела, задания. При этом знания извлекаются из самостоятельной практической деятельности учащихся и из их личного жизненного опыта. Роль учителя сводится к руководству этой деятельностью и побуждению любознательности школьников.
Основоположник метода проекта
"Метод проектов" затрагивает эмоциональную сферу
ребенка, усиливает мотивацию учения, развивает индивидуальную ответственность учащихся за конкретную работу, учит партнерству, кооперации, взаимодействию учащихся друг с другом и с учителем.
Авторское право на «Метод проектов» в педагогике принадлежит американскому педагогу У. Килпатрику - ученику Д. Дьюи.
Дж. Дьюи разработал метод проектов — новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3-х этапов:
- 1. Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
- 2. Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения — план работы, а затем проект как последовательность действий.
- 3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.
Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
11/12/2023
«Шацкий признавал влияние на развитие своих педагогических взглядов идей Джона Дьюи, который привлекал его внимание философией прагматизма, тонким анализом детских интересов».
Краткая история метода проектов в образовании
Станислав Теофилович Шацкий
Уильям Херд Килпатрик
Джон Дьюи
Станислав Теофилович Шацкий
Шацкий Станислав Станислав Теофилович советский педагог - экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания.
В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков обучаемых, умений самостоятельно конструировать свои знания,
умения ориентироваться в информационном пространстве и развивать критическое мышление.
Дети, принимавшие участие в проектной деятельности, заметно развивают свои личностные
качества: проявляют любознательность, гибкость и открытость к восприятию новой информации; способны увидеть проблему там, где другие ее не видят.
Метод проектов С. Т. Шацкий применял с 1905 года, именно он возглавлял группу сотрудников, пытающихся активно использовать данный метод на практике. Учёные рассматривали этот метод как универсальное средство для развития инициативы, творческой самостоятельности и установления связи между знаниями и реальной жизнью и трудом
Пространство Вдохновения
Станислав Теофилович Шацкий. Его принципы обучения сохраняют актуальность и в современных условиях.
Педагогическая работа, по мнению Станислава Теофиловича, это не только работа, но и
постоянное творчество в котором участвуют и обучающийся, и обучающий.
Станислав Теофилович - педагог новатор
Вклад С. Т. Шацкого в развитие теории и практики образования в том, что он «был сторонником того, чтобы дети самостоятельно добывали знания, и считал, что учебный процесс должен быть построен с учетом жизненного опыта обучающегося и его возрастных особенностей. Ученики в школе должны получать такие знания, которые свободно могли бы применить в жизни. Школа должна объединить обучение и жизнь, чтобы удовлетворить требования обучающихся, развить способность к труду — это одна из главных задач практико-ориентированного обучения»
Ценный опыт Станислава Теофиловича- это
метод проектов.
Актуализация педагогического наследия С. Т. Шацкого в современных исследованиях .С.Т. Шацкий о проектах – теория и практика.
- Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта.
ПРОЕКТ
Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Пространство Вдохновения
В процессе проектной работы учащиеся самостоятельно добывают нужную информацию, анализируют и объединяют индивидуально собранные материалы в единое целое, повышая свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.
- Основным достоинством метода проектов является то, что результат своей деятельности ученики могут применить в реальной жизни, найти им практическое предназначение.
Наиважнейший фактор
Работа над проектом учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, используя для этого знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи.
"
Положительный опыт участия в конкурсах, позволяет каждому ребёнку пережить чувство радости от достигнутого, успех, признание.
Список литературы
1 . Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2019. – 58 с.
2. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П . Учебные
экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. – Архангельск, 2015.- 54 с. .
3.Ковязина Т.Н., ГалицынаН.Е Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Ковязина Т.Н., ГалицынаН.Е.. –
Волгоград: Учитель, 2019. – 153 с.
4. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин //Народное образование. – 2017. - № 7. – С. 164 – 169.
5. Психологические аспекты проектной деятельности: программы,
конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С.
Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2018. – 191 с.
6 . Господникова М.К.. Совместные воспитательные проекты: родительские собрания,
семейные вечера, спортивные развлечения, проекты \ авт. – сост. Господникова М.К.. – Волгоград: Учитель, 2019. – 152 с.: ил.
7. Русинова М.В.. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии / авт. – сост. Русинова М.В.. – Волгоград: Учитель, 2018. – 175 с.
8 . Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодёжи. – М.: УЦ Перспектива, 2019, 2019. – 196 с
Ссылки
new.future4you.ru
https://easyen.ru/load/nachalnykh/proekt/284
https://obuchonok.ru/nachalnaya-shkola