СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Простые механизмы"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Простые механизмы"»

Тема: Простые механизмы.

Цели:

  • Познакомить с сущностью простых механизмов.

  • Проверить умение применять полученные знания для решения практических задач.

  • Показать связь изученного материала с жизнью.

  • Развитие мышления учащихся путём применения полученных знаний к решению практических задач.

  • Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

  • Развитие  наблюдательности

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Развитие навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).

Оборудование: рычаг, блоки, динамометр, наборы грузов, штативы, ножницы .

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент: «Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний, он постоянно  расширяется.» Арабская пословица  

Тема нашего урока: простые механизмы.


Формулируют цель урока

 Цель – познакомиться с простыми механизмами и вывести правило равновесия рычага.

2. Актуализация знаний: Но сначала немного повторим то, что уже изучили.

Перед вами вопросы  небольшого теста. Ответьте на них. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга.

 

 

 

 

 

 

 А теперь представим, что нам надо поднять вверх не маленький груз, а тяжелые бетонные плиты? Мы и сейчас восхищаемся грациозностью сооружений древних строителей. В Египте более 4-х тысяч лет тому назад были построены пирамиды. Например, мы строим пирамиду, подобную пирамиде Хеопса. Высота 147 метров. Длина стороны основания 232 метра. Для её сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс.каменных плит. Средний вес каждой 2,5 тонны. Как быть?

 

Учащиеся отвечают на вопросы теста

1. В каком случае совершается  работа?

А.  Шарик катиться по гладкому столу Б. кирпич лежит на столе В. Автопогрузчик поднимает  груз

2. Кто развивает большую мощность: человек идущий по лестнице или он же, прыгающий с шестом?

А. первый Б. второй В. Мощность одинакова

3. Какую работу совершает  двигатель  мощностью 100 Вт за 3 с?

А.  0,05 Дж    Б.  0,3 Дж      В.  300 Дж

4. Груз какого веса можно поднять, совершая работу 20 Дж  на высоту 5 м?

А.  4Н      Б. 100Н      В. 25 Н

Учащиеся слушают  учителя. Высказывают свои предположения. Предлагают использование лебедки или наклонной плоскости.

3. Изучение нового материала 

С древних времен для облегчения своего труда человек   использует различные механизмы (греч. "механэ" – машина, орудие). Без  специальных приспособлений  невозможно было построить такие грандиозные сооружения как Пирамиды.

Простые механизмы –приспособления, служащие для преобразования силы.

К ним относятся:

Рычаг – твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.

Ворот – это два колеса, соединенные вместе и вращающиеся вокруг одной оси, например, колодезный ворот с ручкой.

Блок – представляет  собой  колесо с жёлобом по окружности, вращающееся вокруг своей оси.

Наклонная плоскость применяется для перемещения тяжелых предметов на более высокий уровень без их непосредственного поднятия. К таким устройствам относятся пандусы, эскалаторы, обычные лестницы и конвейеры. Чем положе уклон, тем легче выполнить  работу по подъему груза на высоту.

Винт – простейший механизм. Резьба винта, в сущности, представляет собой другой простейший механизм  наклонную плоскость, многократно обернутую вокруг цилиндра.

Выдающийся учёный древнего мира Архимед в своих работах излагает законы рычага и делает вывод о том, что теоретически с помощью рычага можно поднять любое тело, в том числе и Землю. Послушайте небольшое сообщение об этом замечательном ученом.

 

 

 

Сегодня мы рассмотрим только один простой механизм – рычаг.

 Рассмотрим рычаг более подробно. Единственная неподвижная точка рычага – точка опоры.

Плечо силы – кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила.

Давайте проведём следующий опыт: У нас есть тяжёлая коробка. Как её передвинуть? Попробуем применить рычаг – линейку.

Мы убедились на опыте, что рычаги бывают первого  и второго рода.

Рассмотрите  и ответьте, что у них общего  и в чем различие.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делают записи в тетради.

Приводят примеры простых механизмов, встречающихся в жизни.

 

 

 

 

Ученик делает небольшое сообщение о древнегреческом ученом Архимеде:

О жизни Архимеда известно немного, но его имя и творчество овеяны многочисленными легендами. Архимед родился в Сиракузах на острове Сицилия в 287 г. до н.э. Его отец, астроном Фидий, был родственником сиракузского царя Гиерона. Архимед получил хорошее образование, долгие годы, пробыв в  Александрийском музее – уникальном научно-исследовательском центре античного мира, с которым учёный не порывал связей до конца своей жизни. Творческую деятельность Архимед начал как инженер, создавая различные механические приспособления, широко использо-вавшиеся в строительстве и быту. ВсегоАрхимеду приписывают около сорока изобретений, в том числе винта и полиспаста. К этому периоду относится одно из его первых сочинений «Книга опор», не дошедшая до нас, цитаты из которой приводит в своей «Механике» александрийский инженер и математик Герон. Однажды Архимед пришел в один город, где местный тиран был наслышан о чудесах, творимых великим механиком. Он попросил Архимеда продемон-стрировать какое-либо чудо. "Хорошо, – сказал Архимед, – но пусть мне помогут кузнецы". Он сделал заказ, и через два дня, когда машина была готова, на глазах изумленной публики Архимед в одиночку, сидя на песке и лениво вращая рукоятку, вытащил из воды корабль, который еле-еле вытаскивали 300 человек. Легендой овеяны последние минуты его жизни. Ворвавшийся в дом Архимеда римский воин убил склонённого над какими-то вычислениями старика, который просил немного подождать, пока он закончит решение задачи.

 

 

 

 

Ученик у доски проводит опыт.

Ученики пробуют сдвинуть коробку при помощи рычага, применяя разные способы.

Первый способ. Мы нажимаем на конец палки и с силой давим вниз.

Второй способ. Обе силы направлены в одну сторону. Приподнимаем конец рычага. Обе силы направлены вверх.

Учащиеся отвечают на вопросы:

«Общее – простые механизмы, служащие для преобразования силы и получения выигрыша в силе»

«Различие – точка опоры расположена в первом случае между точками приложения сил, во втором на конце рычага.   По разному направлены силы.» 

4. Закрепление:

 

 

 

 

 

б) Решение задач

 (разбор задачи у доски)

 (самостоятельная работа)

  1. :

а) От каких величин зависит результат действия силы? Ответ: от числового значения (модуля); от направления действия силы; от точки приложения.
б) Чему равны действующие на рычаг силы? Ответ: весу груза.
в) В чем состоит правило равновесия рычага?

Ответ:  F2/F1 = L1/L2  

2 уровень –

Учащиеся проговаривают выводы, после обсуждения приходят к общему выводу.

Учащиеся отвечают, что полученная величина F2/F1 – это выигрыш в силе.

 

а) Учащиеся определяют выигрыш в силе простых механизмов.

 

 

б) Учащийся решает у доски.

Дано:

L1= 1

L2 = 2

m1 = 10кг

F2 = F1 L1/ L2

Решение:

F1= mg

F1= 10кг 10Н/кг = 100Н

F2/F1  = L1/ L2  

F2 = 100Н 1/2 = 50Н

Ответ: 50Н

Найти: F2 = ?



5. Подведение итогов

Итак, мы с вами изучили лишь один из простых механизмов – рычаг. Но он обладает важным свойством, обуславливающим его широкое применение в природных механизмах скелетах животных и человека. Рычажными механизмами в скелетах являются почти все кости, имеющие некоторую свободу движения: кости конечностей, нижняя челюсть, фаланги пальцев.

Выполнив  домашнюю лабораторную работу №17,  измерьте плечи у руки – рычага  и определите дает ли он выигрыш в силе.

На следующем уроке  мы обсудим, получившийся результат.

А закончить урок мне хочется  стихотворением  Б. Пастернака:

Во всем мне хочется дойти 
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности  истекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

 

6. Домашнее задание

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!