2. Актуализация знаний: Но сначала немного повторим то, что уже изучили. Перед вами вопросы небольшого теста. Ответьте на них. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга. А теперь представим, что нам надо поднять вверх не маленький груз, а тяжелые бетонные плиты? Мы и сейчас восхищаемся грациозностью сооружений древних строителей. В Египте более 4-х тысяч лет тому назад были построены пирамиды. Например, мы строим пирамиду, подобную пирамиде Хеопса. Высота 147 метров. Длина стороны основания 232 метра. Для её сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс.каменных плит. Средний вес каждой 2,5 тонны. Как быть? | Учащиеся отвечают на вопросы теста 1. В каком случае совершается работа? А. Шарик катиться по гладкому столу Б. кирпич лежит на столе В. Автопогрузчик поднимает груз 2. Кто развивает большую мощность: человек идущий по лестнице или он же, прыгающий с шестом? А. первый Б. второй В. Мощность одинакова 3. Какую работу совершает двигатель мощностью 100 Вт за 3 с? А. 0,05 Дж Б. 0,3 Дж В. 300 Дж 4. Груз какого веса можно поднять, совершая работу 20 Дж на высоту 5 м? А. 4Н Б. 100Н В. 25 Н Учащиеся слушают учителя. Высказывают свои предположения. Предлагают использование лебедки или наклонной плоскости. |
3. Изучение нового материала С древних времен для облегчения своего труда человек использует различные механизмы (греч. "механэ" – машина, орудие). Без специальных приспособлений невозможно было построить такие грандиозные сооружения как Пирамиды. Простые механизмы –приспособления, служащие для преобразования силы. К ним относятся: Рычаг – твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. Ворот – это два колеса, соединенные вместе и вращающиеся вокруг одной оси, например, колодезный ворот с ручкой. Блок – представляет собой колесо с жёлобом по окружности, вращающееся вокруг своей оси. Наклонная плоскость применяется для перемещения тяжелых предметов на более высокий уровень без их непосредственного поднятия. К таким устройствам относятся пандусы, эскалаторы, обычные лестницы и конвейеры. Чем положе уклон, тем легче выполнить работу по подъему груза на высоту. Винт – простейший механизм. Резьба винта, в сущности, представляет собой другой простейший механизм – наклонную плоскость, многократно обернутую вокруг цилиндра. Выдающийся учёный древнего мира Архимед в своих работах излагает законы рычага и делает вывод о том, что теоретически с помощью рычага можно поднять любое тело, в том числе и Землю. Послушайте небольшое сообщение об этом замечательном ученом. Сегодня мы рассмотрим только один простой механизм – рычаг. Рассмотрим рычаг более подробно. Единственная неподвижная точка рычага – точка опоры. Плечо силы – кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила. Давайте проведём следующий опыт: У нас есть тяжёлая коробка. Как её передвинуть? Попробуем применить рычаг – линейку. Мы убедились на опыте, что рычаги бывают первого и второго рода. Рассмотрите и ответьте, что у них общего и в чем различие. | Учащиеся делают записи в тетради. Приводят примеры простых механизмов, встречающихся в жизни. Ученик делает небольшое сообщение о древнегреческом ученом Архимеде: О жизни Архимеда известно немного, но его имя и творчество овеяны многочисленными легендами. Архимед родился в Сиракузах на острове Сицилия в 287 г. до н.э. Его отец, астроном Фидий, был родственником сиракузского царя Гиерона. Архимед получил хорошее образование, долгие годы, пробыв в Александрийском музее – уникальном научно-исследовательском центре античного мира, с которым учёный не порывал связей до конца своей жизни. Творческую деятельность Архимед начал как инженер, создавая различные механические приспособления, широко использо-вавшиеся в строительстве и быту. ВсегоАрхимеду приписывают около сорока изобретений, в том числе винта и полиспаста. К этому периоду относится одно из его первых сочинений «Книга опор», не дошедшая до нас, цитаты из которой приводит в своей «Механике» александрийский инженер и математик Герон. Однажды Архимед пришел в один город, где местный тиран был наслышан о чудесах, творимых великим механиком. Он попросил Архимеда продемон-стрировать какое-либо чудо. "Хорошо, – сказал Архимед, – но пусть мне помогут кузнецы". Он сделал заказ, и через два дня, когда машина была готова, на глазах изумленной публики Архимед в одиночку, сидя на песке и лениво вращая рукоятку, вытащил из воды корабль, который еле-еле вытаскивали 300 человек. Легендой овеяны последние минуты его жизни. Ворвавшийся в дом Архимеда римский воин убил склонённого над какими-то вычислениями старика, который просил немного подождать, пока он закончит решение задачи. Ученик у доски проводит опыт. Ученики пробуют сдвинуть коробку при помощи рычага, применяя разные способы. Первый способ. Мы нажимаем на конец палки и с силой давим вниз. Второй способ. Обе силы направлены в одну сторону. Приподнимаем конец рычага. Обе силы направлены вверх. Учащиеся отвечают на вопросы: «Общее – простые механизмы, служащие для преобразования силы и получения выигрыша в силе» «Различие – точка опоры расположена в первом случае между точками приложения сил, во втором на конце рычага. По разному направлены силы.» |
5. Подведение итогов Итак, мы с вами изучили лишь один из простых механизмов – рычаг. Но он обладает важным свойством, обуславливающим его широкое применение в природных механизмах скелетах животных и человека. Рычажными механизмами в скелетах являются почти все кости, имеющие некоторую свободу движения: кости конечностей, нижняя челюсть, фаланги пальцев. Выполнив домашнюю лабораторную работу №17, измерьте плечи у руки – рычага и определите дает ли он выигрыш в силе. На следующем уроке мы обсудим, получившийся результат. А закончить урок мне хочется стихотворением Б. Пастернака: Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности истекших дней, До их причины, До основанья, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. | |