ПРОСТЫЕ РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
(классный час в 5 классе)
Автор: Головнева Ирина Борисовна,
учитель русского языка и литературы
Введение.
Удовлетворение растущего спроса на энергию сопряжено сегодня с дефицитом энергоресурсов, нарастающей нагрузкой на окружающую среду.
Культура потребления энергоресурсов должна воспитываться с детства. Предлагаемая разработка позволит сформировать у пятиклассников осмысленное отношение к проблеме энергосбережения и сохранения климата на Земле.
Учащиеся – активные участники подготовки и проведения урока. Использование в уроке методов интерактивного обучения (мозговой штурм, решение ситуационных задач, обсуждение творческих работ и т.п.), использование видео- и аудиоматериалов позволяют формировать гражданскую и жизненную позицию пятиклассников путём вовлечения их в непосредственную деятельность по энерго- и ресурсосбережению.
Уроки по энергосбережению, полученные в ходе учебного занятия (классного часа), безусловно, будут способствовать бережному отношению учащихся к энергоресурсам.
Задачи урока:
Формировать у пятиклассников правильное осмысленное отношение к проблеме сохранения климата на Земле;
Расширить и углубить знания в области энергосбережения;
Формировать активную гражданскую и жизненную позицию пятиклассников путём вовлечения в деятельность по энерго- и ресурсосбережению.
Оборудование:
ММ-презентация, музыкальная заставка.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, мы рады приветствовать вас на нашем необычном уроке.
Ведущий : «В чем же его необычность?» – спросите вы.
Учитель: Да в том, чтобы самим найти способы решения сложных задач сохранения энергоресурсов и жизни на планете.
Ведущая: Но мы же еще дети… Разве мы можем найти такие способы? Такие задачки под силу только взрослым и то не всем, а разве только ученым.
Ведущий: А вот и нет. И сегодня на нашем уроке мы докажем, что многое нам под силу. И энергоресурсы можем сохранять, и повлиять на сохранение климата мы тоже можем. Надо только думать, решать, действовать. Итак, начинаем наш урок.
Учитель: И начнем мы его с замечательной презентации с музыкальным сопровождением. Презентацию подготовили учащиеся нашего класса (называет авторов презентации)
Прослушивание песни «Как прекрасен этот мир» сопровождается слайдами
Музыкальное сопровождение к ММ-презентации
«Как прекрасен этот мир»
Музыка Д. Тухманова
Слова В. Харитонова
Ты проснешься на рассвете,
Мы с тобою вместе встретим
День рождения зари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир!
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир!
Ты не можешь не заметить:
Соловьи живут на свете
И простые сизари.
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир!
Ты взглянула – и минуты
Остановлены как будто.
Как росинки, их бери…
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир!
Как прекрасен этот мир, посмотри.
Как прекрасен этот мир!
Учитель: Понравилось?
Учащиеся делятся своими впечатлениями
Учитель: Прекрасно, что вы замечаете красоту вокруг себя, создаете её сами. Вот какую чудесную презентацию подготовили. Но порой природа преподносит нам такие сюрпризы…И очень даже неприятные.
Просмотр короткого видеоролика «Катаклизмы на планете» в сопровождении тревожной музыки.
Ведущий:
Новый день, будь ты другом для нас,
Сделай все, что в твоей доброй власти.
Ведущая:
Дай нам радость надежд,
Дай нам право сказать:
«Жить на земле – это счастье!»
Ведущий : Как же мы можем противостоять таким глобальным природным явлениям? Разве мы можем что-то изменить?
Учитель: Можем. Ведь всё, что происходит на планете, зависит от человека, от его отношения к природе и энергетическим ресурсам: свету, воде, теплу. Слово нашим художникам.
Художники представляют свои работы – плакаты.
Ведущая : А давайте выберем лучшую подпись к нашим плакатам.
Учащиеся предлагают варианты: «Энергосбережение – новый подход к старым проблемам», «Берегите воду – важный источник энергии», «Энергосбережение – дело каждого», «За умное потребление электроэнергии».
Учитель: Замечательные слова. Но за каждыми словами должны быть дела.
Ведущий: А ещё за каждым словом стоят цифры. Вот, к примеру, в каждом доме есть электроприборы. Нам без них не обойтись никак. Какие это приборы?
Учащиеся называют: утюг, компьютер, холодильник, фен, стиральная машина и т.д.
Ведущий: А у какого прибора расход электроэнергии за месяц будет больше, чем у других?
Учащиеся предлагают свои ответы.
Ведущий: Правильно, холодильник. Потому что он работает непрерывно.
Ведущая: А знаете ли вы, что эти приборы, находящиеся в режиме ожидания (подключены к розетке), тоже потребляют энергию. Как мы можем сохранить электроэнергию?
Учащиеся предлагают ответы.
Ведущий: Правильно, те приборы, которыми мы не пользуемся, необходимо отключить от сети. И энергию сбережем
Ведущая : И деньги сэкономим.
Бросает монетки в копилку.
Ведущий: А вот вам еще одна задачка.
Обращает внимание на экран.
Сколько процентов солнечного света поглощают грязные окна?
На слайде : 30%, 40%, 50%
Ведущая: правильный ответ – до 30%. Так стоит ли нам включать каждый раз свет? Надо просто вымыть окно.
Ведущая: Не будем расходовать электроэнергию – и снова сэкономим.
Бросает монетку в копилку.
Ведущий: Все мы пользуемся зарядными устройствами для телефонов, планшетов. А знаете ли вы, сколько энергии используется впустую, если зарядное устройство оставлено включенным в сеть?
Ведущая: внимание на экран: 30% 65% 95 %
Учащиеся предлагают свои варианты выбора.
Ведущий: Зарядное устройство, оставленное включенным в розетку, нагревается, даже если телефон к нему не подключен. Это происходит потому, что устройство все равно потребляет электроэнергию на 95%.
Ведущая: Мы принимаем активное участие в акции «Соберем макулатуру – сбережем наши леса». А знаете ли вы, сколько надо собрать макулатуры, чтобы сберечь одно дерево? Внимание на экран.
на слайде: 10 кг 100 кг 500 кг 1000 кг.
Ведущий: Правильный ответ 100 кг. А теперь подсчитайте, сколько деревьев сохранили учащиеся нашей гимназии, если с сентября 20… года собрали …(называет цифры) килограмм макулатуры.
Ведущая: Если за окном зима. И морозы совсем нешуточные. Не спешите включать обогреватель. Знайте: есть простые способы сохранения тепла в доме. А вы их знаете?
Учащиеся приводят примеры сохранения тепла в доме: закрыть щели, раскрывать шторы днем, открыть дверь в ванной комнате после купания, открыть духовку после приготовления пищи, положить на подоконник пузырчатую пленку…
Ведущий: Вот еще один способ сэкономить.
Бросает в копилку монетку.
Ведущая: Но это еще не все: можно и нужно экономить и воду. Ваши варианты экономии?
Учащиеся называют примеры экономного использования воды.
Ведущий: Правильно, лучше принимать не ванную, а душ — это позволит сэкономить и горячую, и холодную воду, а выполняя гигиенические процедуры, такие, как умывание или чистка зубов, надо отключать воду в те моменты, когда она вам не нужна и т.д.
Ведущая: Опять экономия ресурсов и денег.
Учитель: Молодцы.
Ведущий: Надо, чтобы в мире этом
Было больше доброты.
Ведущая: Чтоб энергию хранили,
Сберегали я и ты.
Ведущий: Чтоб под солнцем дружно жили
В этом мире доброты
Люди, птицы, звери, рыбы.
Ведущая: И конечно, я и ты.
Учитель: Конечно, чтоб под солнцем все мы жили в тепле и радости. Но для этого нам всем нужно беречь что?
Учащиеся : энергоресурсы.
Ведущая: А на сэкономленные деньги (встряхивает копилку) можно отправиться в путешествие, чтобы посмотреть, как прекрасен этот мир.
На экране меняются кадры – картины природы.
Звучит песня «Как прекрасен этот мир»
(Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова).