Технологическая карта урока в 9 классе
Тема урока: «Простые вещества – металлы»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель: Создать условия для изучения учащимися строения, свойств, применения металлов через использование информационно-коммуникационных технологий.
Задачи
Образовательные задачи:
- Способствовать усвоению учащимися знаний о строении, свойствах, получении, применении элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.
Развивающие задачи:
- Продолжить формирование информационных умений через организацию работы с текстом учебника, с инструкциями
- Продолжить развитие интеллектуальных умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные задачи
- Формировать коммуникативные качества учащихся через организацию групповой работы на уроке
- Создать условия для развития познавательного интереса учащихся к предмету.
Оборудование и реактивы для учителя: компьютер учителя + проектор; презентация к уроку
Оборудование и реактивы для учащихся: инструкции для работы в группах, электронное учебное издание по дисциплине «Химия. 8 класс» содержащий набор информационных объектов: интерактивов, анимаций, слайд-шоу, моделей 3D, иллюстраций, текстов — по каждому параграфу учебника, коллекция «Металлы».
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапе урока |
1. | Мотивация к учебной деятельности. | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Сообщает учащимся об истории металлов в презентации (Приложение №1), предлагает сформулировать цель урока и план изучения темы. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Исходя из прослушанной информации, формулируют цель урока и предлагают план изучения темы | Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества. Личностные- самоопределение Регулятивные – постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. |
2. | Актуализация знаний и умений | Предлагает послушать доклад учащегося о металлах – основе цивилизации. Приложение №2 | Слушают информацию о металлах, задают вопросы: – Почему Аэрофлотом и другими авиакомпаниями запрещены к перевозке аппараты и приборы, содержащие ртуть? – Приведите примеры металлических изделий и укажите, какое металлическое свойство в них используется? | Познавательные – структурирование знаний, извлечение необходимой информации из прослушанного текста. Коммуникативные - формулирование и аргументация своего мнения. |
3. | Первичное усвоение учебного материала | Предлагает учащимся работу в группах по инструкциям (Приложения №3-6) с последующим отчётом группы перед классом. Во время сообщений детей демонстрирует слайды и делает выводы. | Внутри группы распределяют задание и работают с учебником, инструкциями, электронным приложением к учебнику, записывают результаты работы в тетрадь. Делятся результатами своего исследования | Познавательные – постановка познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, построение речевых высказываний. Коммуникативные- достижение договоренностей и согласование общего решения. Личностные - осознание ответственности за общее дело |
4. | Осознание и осмысление учебной информации | Задаёт вопросы: – О каком свойстве метолов говорится в начальной строке стихотворения А.С.Пушкина «Кинжал»: Лемносский бог тебя сковал? – О каком свойстве металлов говорится в приведенных ниже строках: Как адский луч, как молния богов, Немое лезвие злодею в очи блещет, И, озираясь, он трепещет Среди своих пиров? | Отвечают на вопросы: – Ковкость – Металлический блеск | Коммуникативные- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Познавательные – подведение под понятия. Регулятивные – самостоятельный учет выделенных ориентиров в новом учебном материале. Личностные- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения. |
5. | Закрепление учебного материала | Проводит тестовую работу (Приложение №7), осуществляет проверку с помощью слайда Презентации | Работают с текстом. Проводят самопроверку с использованием слайда | Познавательные- анализ, синтез; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные – постановка вопроса. Личностные- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
6. | Домашнее задание | Дает инструкции по выполнению д/з | Записывают д/з | |
7. | Рефлексия | Подводит итог урока, предлагает составить синквейн Приложение № 8 | Составляют синквейн Познавательные- рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Регулятивные- адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества. Личностные – самооценка на основе критерия успешности. |
Приложение №1
С древних времен по средние века были известны только 7 металлов, которые соотносились с известными тогда планетами: Солнце-золото, Юпитер-олово, Луна – серебро. Марс-железо, Меркурий –ртуть, Сатурн- свинец, Венера- медь. Древние алхимики говорили: «Семь металлов создает свет по числу семи планет», -и полагали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли и рождаются эти металлы.
с
лайд
Приложение №2
Сообщение о свойствах и применение металлов.




Металлы в медицине
В составе имплантатов и протезов: Ti, Au, Ni, Ag Медицинское оборудованиеи посуда Al, Fe, Cr, Zn Медицинский аппараты и приборы Zn, Ag, Fe, Al, Cu Медицинский транспорт Fe, Al, Cr
Приложение №3
1 группа. Задание: положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Проанализируйте главные и побочные подгруппы.
Сделайте вывод, каких элементов больше металлов или неметаллов. Почему?
Приложение №4
2 группа. Задание: особенности строения атомов металлов.
Какие радиусы имеют атомы элементов-металлов?
Как правило , сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов металлов?
Атомы металлов стремятся принять или отдать электроны?
Приложение №5
3 группа. Задание: Металлическая химическая связь.
Какие особенности строения кристаллической решетки позволяют металлам проявлять следующие физические свойства:
- металлический блеск;
- электропроводность;
- теплопроводность.
Приложение №6
4 группа Задание: Физические свойства металлов и области их применения.
Добавление какого металла обусловлена высокая прочность стали?
Из какого металла изготавливают нити накаливания электрических ламп?
Где используют жидкое агрегатное состояние ртути?
Приложение №7
Тестовая работа по теме «Простые вещества - металлы»
Выберите тип связи, характерный для металлов.
- ковалентная
- металлическая
- ионная
Составьте электронные формул атомов металлов, указав необходимое число электронов на подуровне.
-


3Li 1s 2s


4Be 1s 2s




12 Mg 1s 2s 2p 3s
Выберите свойства алюминия, которые позволяют использовать его сплавы в самолетостроении
- металлический блеск
- лёгкость
- удовлетворительная стойкость к коррозии
- теплопроводность
- электропроводность
-сравнительная дешевизна
Приложение № 8
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.
(«Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).
Правила составления синквейна:
В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным)
Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Пятая строка – одно слово, синоним темы.