СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Противоречие природы и человека

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевая игра-тренинг

Просмотр содержимого документа
«Противоречие природы и человека»

Если лягушку бросить в сосуд с горячей водой, она постарается выскочить оттуда резким прыжком. Но если посадить лягушку в сосуд с холодной водой и медленно его нагревать, лягушка погибает, не заметив постепенного нарастания температуры...

Как бы нам не оказаться в положении лягушки, которая не заметила перегрева.

А. Яблоков

Противоречие природы и человека

(ролевая игра-тренинг)

Цели:

  • коррекционно-образовательная: закрепление знаний об опасностях, которые могут случиться, об их причинах и последствиях для людей и окружающей среды; формирование у учащихся научного представления об опасностях окружающего мира на примере радиационной опасности;

  • коррекционно-развивающая: отработать практические действия личной безопасности и зашиты населения во время возникновения чрезвычайных ситуаций; развитие у учащихся способностей предвидения опасностей и построения модели безопасного поведения, умения находить верные решения при возникновении опасности;

  • коррекционно-воспитательная: воспитание навыков правильного поведения при заблаговременном оповещении об опасности и после окончания ее действия.

Оборудование: музыка "Вальс цветов", "Танец маленьких утят", песня «Расскажите птицы», индивидуальные средства защиты.


Учитель: Третья мировая война объявлена... Она ведется против природы, и природа отступает. Природный мир умирает. Он умирает быстро. Так быстро, что, если тенденция сохранится, природа утратит способность поддерживать сложные формы жизни, такие, как существование человека…

Нам придется пересмотреть свой взгляд на современный мир. В его основе - утверждение, что наука, техника и промышленность смогут создать рай на земле. Подразумевается, что наш мир не слишком приспособлен для обитания, и, дабы сделать его подходящим, человек должен систематически его трансформировать в зависимости от своих нужд.

Ученик: Современный человек фактически обожествил самого себя. Но он - фальшивый Бог. То, что создано им на Земле, – не рай, а кошмар, к которому он сам адаптируется все в меньшей степени, и который уже не может удовлетворять его социальные, психологические, эстетические запросы… Наш мир становится миром для роботов, а не для живых существ.

Учитель: Не то, что мните вы природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

  • (Танец маленьких утят (в одежде различных зверят))

  • (На фоне музыки «Вальс цветов» танцуют нимфы и Гея... Музыка затихает)

Нимфа 1: Гея! Бесчисленных чад и мать и кормилица, Гея.

Трижды привет мой тебе, о Богиня! Пою тебе славу!

Лейтесь, о мирные звуки, как волны, качая мой голос!

Нимфа 2: Ввысь воспари, о душа! Вознеси на крылах мою песню.

Взор мой блуждает по дому – вот озеро, остров зеленый.

Темные скалы, по скалам ручей, стекающий светлый;

Нимфа 3: В горной дубраве, красой и любовью твоей очарован.

Матерь великая, здесь у тебя я на лоне покоюсь!

Нимфа 4: Духи полудня игриво треплют кудри богини Зеленовласой!

Земля! Освети меня! Чу! Коль примолкну.

Паузы арфы моей музыкальным гуденьем заполни

Нимфа 5: Ты навеваешь мне радость и нежною грустью кропишь мне сердце.

Радость и грусть из души в благодарственном трепетном гимне.

Гея! Бесчисленных чад и мать и кормилица, Гея!

(Продолжение танца… Музыка резко обрывается. Стук метронома)

Природа: Что Эра?

Расщепилась вера

На до... и после ночи роковой:

Чернобыльское время измеряем в бэрах

Кремлёвское – безвременной плитой.

Учитель: Ребята, наверняка, о следующем явлении вы слышали из средств массовой информации. Это явление губительно воздействует на всё живое, разрушая его, и приводит к катастрофам широкого масштаба. Название ему – радиоактивность. Что вам известно о нём?

МЧС: В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года случилось непоправимое. Чернобыльская гроза накрыла пеленой своих радиоактивных туч значительную часть земли, которую историки называют "Славянское поле". Тогда земли Украины, России и Белоруссии оказались в зоне очага радиоактивного заражения.

Природа: Мой свидетель директор детского дома "Солнышко" Любовь Ивановна Щетинина.

Директор детского дома: Ветер там места себе не находит.

Нарезает круги чёрный аист крылом,

Но ничто безысходности так не наводит,

Как "самосёлы", живущие дома тайком.

Живёт в моём доме маленькая девочка, ей около года, в этом возрасте дети уже пробуют ходить. Ксюша ходить не будет никогда. Она даже сидеть не будет. Ей мешает голова, втрое тяжелее хиленького туловища, целыми днями Ксюша лежит в постельке, смотрит на окружающих чистыми голубыми глазами и всё время улыбается. Она не знает, что обречена, что жить ей не долго и что окружающие, на которых она смотрит, так же, как и она - уродцы. Дима, у него, как и у Ксюши, гидроцефалия – гигантская голова, лежит уже четыре года. У Андрюши, наоборот, микроцефалия – мозг, практически, отсутствует. Голова, как яйцо, острым концом вверх, вся в ссадинах и зелёнке. Он сидит в кроватке и бьётся головой о деревянную стенку. Уже три года Кира скрюченная, как старушка. Руки и ноги не сгибаются и не разгибаются – у неё врожденный церебральный паралич. Ещё у одного Андрюши огромная сосудистая опухоль и громадные, несоразмерные ноге ступни - редкая патология, даже названия ей не придумано. У Маши – сросшиеся на руках и ногах пальчики. А у Светы, хорошенькой девчушки с умными глазами, - нет левой руки, такой она и родилась. Они окружены заботой и любовью, у них есть всё: игрушки, еда, одежда, музыка. Нет лишь одного – нормальной детской жизни. Они родились уродами, и их удел – существование в специальных учреждениях.

Врач: В населённых пунктах, близких к эпицентру аварии, мы проверили каждого жителя. Результаты сравнили с данными по другим районам. Что мы обнаружили. Повышение проницаемости и ломкости сосудов, понижение артериального давления, изменение состава крови, множественных точечных кровоизлияниях на слизистых оболочках рта, половых органов, нетипичные поражения кожи на открытых частях тела. У молодых людей наблюдалось выпадение и неравномерный рост волос. Маленькие дети отставали в развитии. В тяжелейших формах протекали туберкулёз, бруцеллёз.

МЧС: Да, действительно, проникающая радиация – это трагедия для человечества. Дело в том, что сущность поражающего действия проникающей радиации на человека состоит в том, что атомы и молекулы организма человека при облучении ионизируются, а это приводит к изменению химической структуры белковых молекул и нарушению обмена веществ в тканях, т. е. развивается лучевая болезнь. Раньше всего нарушается деятельность нервной и сердечно-сосудистой системы, кроветворных органов. Вследствие этого резко изменяется состав крови, и, в частности, процентное содержание белых и красных кровяных телец. Нарушается барьерная роль печени, селезёнки, лёгких, лимфоузлов. Всё это создаёт благоприятные условия для развития микробов в организме. Так развивается лучевая болезнь со страшными последствиями.

Учитель: Итак, радиоактивное заражение происходит в результате выпадения радиоактивных осадков из облака ядерного взрыва. Каково же действие в районе радиоактивного заражения?

МЧС: О приближении радиоактивного облака предупредят вас штабы ГО. Услышав об этом проверьте герметичность вашей квартиры, закройте окна и двери, занавесьте их тканью, укройте запасы продуктов и воды. Помните! Если вы останетесь на открытой местности, то можете получить 100%-ую дозу облучения. От воздействия радиоактивных излучений вы защититесь полностью, если укроетесь в шахте или другой горной выработке. О начале выпадения осадков вас предупредит сигнал "Радиоактивное заражение". По этому сигналу немедленно наденьте индивидуальные средства защиты и уходите в укрытие. К индивидуальным средствам защиты относятся:

  • Противогаз. Он, конечно, надёжен! А вдруг его нет?

  • Противопыльный респиратор.

  • Противопыльная тканевая маска.

  • Ватно-марлевая повязка.

  • От радиоактивной пыли на некоторое время вас защитит и обычная одежда: плащ, накидка, брюки, резиновые сапоги.

  • Для защиты головы и шеи служат тканевые капюшоны.

  • Чтобы эта одежда могла вас защитить её нужно пропитать мыльно-масляной эмульсией на основе хозяйственного мыла и растительного масла.

  • При сильном радиоактивном заражении местности в укрытии придётся пробыть несколько суток. Поэтому возьмите с собой запас продуктов, питьевой воды и тёплые вещи.

Учитель: Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,
Пред стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой
Вам поможет с бедой совладать.

Тесты «Защити себя сам»

1.   Сирены и прерывистые гудки предприятий, транспортных средств означают сигналы оповещения:

  • «Внимание! Опасность!»

  • «Внимание всем!»

  • «Тревога»

2.   Радиация

  • имеет специфический резкий запах нашатырного спирта

  • стелется по земле на небольшой высоте

  • не имеет запаха, цвета, вкуса

3.   Известно, что, находясь в зоне радиоактивного заражения, человек облучается, и у него может возникнуть

  • лучевая болезнь

  • отравление

  • раковое заболевание

4.   Респиратор служит для защиты органов дыхания от

  • отравляющих веществ и бактериальных средств

  • высоких температур внешней среды

  • радиоактивной пыли и просто пыли

5.   Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания?

  • убежища, противорадиационные укрытия

  • ватно-марлевая повязка, респиратор, противогаз

  • защитный костюм Л-1, ОЗК

6.   Противогаз служит для защиты органов дыхания, зрения, открытых участков кожи от

  • отравляющих веществ

  • бактериальных средств

  • радиоактивных веществ

  • высоких температур окружающей среды

7.   Что обязаны взять с собой граждане при объявлении об эвакуации?

  • личные вещи

  • продукты питания

  • документы

  • туалетные принадлежности

  • спальные принадлежности

  • хозяйственные принадлежности

ремонтный инструмент

8.   При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо

  • находиться в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и кожи

  • периодически снимать средства индивидуальной защиты и отряхивать их от пыли

  • двигаться по высокой траве и кустарнику

  • без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам

  • избегать движения по высокой траве и кустарнику

  • не принимать пищу, не пить, не курить

  • принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде

  • не поднимать пыль и не ставить вещи на землю

9.   Противорадиационная защита населения включает:

  • оповещение о радиационной опасности

  • дезинфекцию

  • использование коллективных и индивидуальных средств защиты

  • соблюдение режима поведения населения на зараженной радиоактивными веществами территории

  • защиту продуктов питания и воды от радиоактивного заражения

  • дегазацию

  • использование медицинских средств индивидуальной защиты

  • определение уровней радиационного заражения территории

  • дозиметрический контроль за облучением населения

  • экспертиза заражения радиоактивными веществами продуктов питания и воды

Игра"Лото"

(Каждая команда получает предварительно перемешанные карточки. Игру начинает та команда, у которого карточка отмечена тремя крестиками. Любой представитель этой команды читает вслух вопрос, который находится внизу карточки. Остальные участники смотрят на верхнюю часть карточки, имеющихся у них, и нашедший ответ озвучивает его для всех участников, и игра продолжается до тех пор, пока не будет задан вопрос первому участнику.)

  1. Запрещается принимать пищу, употреблять овощи, фрукты, пить воду из открытых водоемов, купаться в них, лежать или сидеть на земле.

Вопрос: Какие поражающие факторы ядерного оружия вы знаете?

  1. Ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.

Вопрос: Дать характеристику надводного ядерного взрыва.

  1. Этот взрыв производится на поверхности воды или на такой высоте, когда светящаяся область касается воды. Характерен ослаблением действия светового излучения и проникающей радиации.

Вопрос: Дайте характеристику поражающего фактора - световое излучение.

  1. Поток лучистой энергии, включающий ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи.

Вопрос: Дайте определение и характеристику ядерного взрыва.

  1. Это оружие массового поражения взрывного действия, основанного на использовании внутренней энергии. Оно одно из самых разрушительных средств ведения войны, включает в себя различные ядерные боеприпасы.

Вопрос: Что называется эпицентром ядерного взрыва?

  1. Точка, в которой произошел взрыв, называется центром, а ее проекцию на поверхности земли (воды) - эпицентром ядерного взрыва.

Вопрос: В каком году было открыто явление радиоактивного излучения?

  1. В 1896 году французским физиком А. Беккерелем было открыто явление радиоактивного излучения.

Вопрос: Дать характеристику поражающего фактора - ударная волна.

  1. Область резкого сжатия воздуха, распространяющаяся во все стороны от центра взрыва со сверхзвуковой скоростью.

Вопрос: Дать характеристику подземного ядерного взрыва.

  1. Этот взрыв производится ниже поверхности земли. Характерен сильным заражением.

Вопрос: Дать характеристику поражающего фактора - радиоактивное заражение.

  1. Это заражение местности, атмосферы, воды и других объектов радиоактивными веществами из облака ядерного взрыва.

Вопрос: Что может служить защитой от светового излучения?

  1. От светового излучения может защитить любая преграда, способная создать тень. Ослабляет его и запыленный (задымленный) воздух, туман, дождь, снегопад.

Вопрос: В основе какого взрыва происходит использование внутренней энергии, выделяющейся при цепных реакциях?

  1. В основе ядерного взрыва.

Вопрос: Назовите основной способ защиты людей и техники от ударной волны.

  1. Это укрытие в канавах, оврагах, лощинах, кюветах, щелях, траншеях, погребах, защитных сооружениях.

Вопрос: Охарактеризуйте зону А радиоактивного заражении.

  1. Умеренное заражение (примерно 70-80% площади следа).

Вопрос: Дайте характеристику поражающего фактора - проникающая радиация.

  1. Совместное излучение гамма-лучей и нейтронов.

Вопрос: Охарактеризуйте зону Б радиоактивного заражения.

  1. Сильное заражение (примерно 10%) площади следа.

Вопрос: Дать характеристику воздушного ядерного взрыва.

  1. Производится на высотах от нескольких сотен метров до нескольких километров. Радиоактивность заражения местности практически отсутствует.

Вопрос: Назовите зоны радиоактивного заражения.

  1. В зависимости от степени заражения и опасности поражения людей след делится на четыре зоны: Умеренная зона; Б-сильная зона заражения; В-зона опасного заражения; Г - чрезвычайно-опасная зона.

Вопрос: Что может служить защитой от воздействия проникающей радиации?

  1. От воздействия проникающей радиации практически полностью защищают человека убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ), а также открытые и перекрытые щели уменьшают это воздействие.

Вопрос: Охарактеризуйте зону Г радиоактивного заражения.

  1. Это зона чрезвычайно опасная.

Вопрос: Что категорически запрещается делать в очаге радиоактивного заражения местности?

Учитель: Нужно сказать, что одним из поражающих факторов для человека является стресс, который он испытывает, попав в экстремальную ситуацию.

Советы психолога:

РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

  • ступор

  • двигательное возбуждение

  • агрессия

  • страх

  • истерика

  • нервная дрожь

  • плач «разрядки»



Ступор - одна из самых сильных защитных реакций организма. Происходит после сильнейших нервных потрясений (землетрясение, взрез, нападение), когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.

Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Поэтому, если не оказать помощь, и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

Признаки

  1. резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи

  2. отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения)

  3. «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние неподвижности

  4. возможно напряжение отдельных групп мышц

Помощь

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.

3. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

Помните!

Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.



ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ. Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

«Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю где нахожусь»

«Я что-то делал, с кем-то разговаривал, но ничего не могу вспомнить»

Признаки

  1. резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия

  2. ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленно)

  3. часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы)

Помните!

Пострадавший может причинить вред себе и другим.

Помощь

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

3. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.



Агрессивное поведение - один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

Признаки:

    1. раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу)

    2. нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами

    3. словесное оскорбление, брань

    4. мышечное напряжение

    5. повышение кровяного давления

Помощь

1. Сведите к минимуму количество окружающих.

2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

3. Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если Вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на Вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации»

5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.



СТРАХ. Человек, переживший землетрясение, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру. А тот, кто подвергся насилию, с трудом заставляет себя входить в свой подъезд. Причиной всего этого является страх. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

Признаки

  1. напряжение мышц (особенно лицевых)

  2. сильное сердцебиение

  3. учащенное поверхностное дыхание

  4. сниженный контроль собственного поведения

Помощь

1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я СЕЙЧАС РЯДОМ, ТЫ НЕ ОДИН».

2. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.



НЕРВНАЯ ДРОЖЬ. Человек, только что переживший аварию, нападение или ставший свидетелем происшествия, участником конфликта, сильно дрожит. Со стороны это выглядит так, будто он замерз. Однако причина в другом.

После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва.

Признаки

  1. дрожь начинается внезапно - сразу после инцидента или спустя какое-то время

  2. возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может держать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету)

Реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов).

Помощь

Нужно усилить дрожь.

1. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши действия как нападение.

2. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

Нельзя!

  • обнимать пострадавшего или прижимать его к себе

  • укрывать пострадавшего чем-то теплым

  • успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки



Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

Признаки

  1. сохраняется сознание

  2. чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы

  3. речь эмоционально насыщенная, быстрая

  4. крики, рыдания

Помощь

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для Вас.

2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.



Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каждый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, проплакавшись, быстро засыпает.) Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Признаки

  1. человек уже плачет или готов разрыдаться

  2. подрагивают губы

  3. наблюдается ощущение подавленности

  4. в отличие от истерики нет возбуждения в поведении

Помощь

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом.

3.  Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе):

  • периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете

  • повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

4. He старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выгово­риться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов.

Помните! Ваша задача – выслушать.

ОСОБЕННО ВАЖНО!

  • Если Вы находитесь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагическом известии, физическом или сексуальном насилии и т.п.), не теряйте самообладания.

  • Поведение пострадавшего не должно Вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

  • Позаботьтесь о своей психологической безопасности.

  • Не оказывайте психологическую помощь в том случае, если Вы этого не хотите (неприятно или другие причины). Найдите того, кто может это сделать.

  • Придерживайтесь принципа: «Не навреди»

  • Не делайте того, в пользе чего Вы не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу).

Релаксация

Волшебная поляна

(на фоне музыки)

Старый мудрый волшебник обещал мне показать волшебную поляну: "Она предстанет перед тобой во всей своей красе, если ты встанешь рано-рано утром, на рассвете, когда первые лучи солнца освещают горизонт, а солнышко вот-вот появится. Ни секундой раньше, ни секундой позже надо быть на этой полянке. В тот миг всё, что на ней есть,- волшебное. Сегодня или никогда мы будем там".

Я напрягаю ноги, живот, спинку, руки, лицо. Сильно-сильно...

А сейчас я расслабляю ноги, спинку, руки, лицо...

Дышится легко, ровно, глубоко...

(Пауза)

Вот она, эта удивительная поляна. Я весь в ожидании чуда. Звёзды и месяц поблекли на небе, первые лучи солнца пробиваются сквозь густые заросли могучих деревьев. Тело моё расслаблено, мне легко и спокойно.

Я ощущаю свежесть и прохладу раннего утра. Дышится легко, ровно, глубоко...

(Пауза)

Кругом ещё темно, но поляна освещена, как днём. В руке волшебника горсть зёрен пшеницы ярко-жёлтого цвета. Он бросает их на поляну, и вдруг из них вырастают разноцветные чудесные цветы, похожие на тюльпаны. Лепестки их плотно сжаты, как у нераспустившихся бутонов. Я подхожу к одному из них и дотрагиваюсь до него.

"Дзынь-дзынь", - отзывается цветок и полностью раскрывается. В ярко-жёлтой серединке цветка стоит голубая скамеечка с резной спинкой, напоминающей кружевное полотно.

(Пауза)

Я становлюсь совсем крохотным, подхожу к скамеечке и сажусь на неё. Лепестки цветка закрываются, нежно обнимая меня.

(Пауза)

Дышится легко, ровно, глубоко...

Учитель: Никто, в сущности, не знает, какая именно из множества опасностей и проблем, далеко не все из которых мы уже успели прочувствовать и осознать, развяжет ту цепную реакцию, которая поставит человечество на колени. Никто не может сейчас предсказать, когда это произойдёт. И вполне возможно, что ближайшие годы и есть последняя отсрочка, дарованная человечеству, чтобы оно, наконец, образумилось и пока не поздно изменило курс. И нет, и не будет ему спасения, пока человек сам не изменит своих привычек, нравов, поведения. Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособится к тем изменениям, которые он сам же внёс в этот мир.

Бегущая строка

...Сенсация! Сенсация! Состоялся необычный суд! Природа обвинила человека!

Поймёт ли человек, что стоит на краю бездны? Что победит: разум или бесхозяйственность и бездушие?

Интервью корреспондентов

  1. Какие шаги вы считаете необходимо принять первыми для предотвращения экологического кризиса?

  2. Какие качества нашего времени нужны для разрешения глобальных проблем, уничтожающих природу?

  3. В чём, по-вашему, может и должна заключаться роль каждого конкретного человека в разрешении экологического кризиса?

Подведение итогов

Учитель: Мы сегодня пригласили корреспондентов газет "Медицинские ведомости", "Юный эколог" и "Природа". Им предложено взять интервью и выпустить специальный выпуск совместной газеты. Судебный процесс завершён... Жаль, что он не разрешит всех проблем окружающего мира. Но хочется верить, что каждый из нас будет правильно понимать своё место в этом мире; выполнять одну из заповедей "Не навреди", способствовать экологическому возрождению нашей Земли.

Если лягушку бросить в сосуд с горячей водой, она постарается выскочить оттуда резким прыжком. Но если посадить лягушку в сосуд с холодной водой и медленно его нагревать, то лягушка погибнет, не заметив постепенного нарастания температуры... Как бы нам не оказаться в положении лягушки, которая не заметила перегрева.

Ребята, мне приятно было сегодня с вами работать. В процессе подготовки к мероприятию вы удачно реализовали себя. Я благодарю всех участников и присутствующих.