Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 города Тюмени
с углубленным изучением краеведения
(МАОУ СОШ № 9 города Тюмени с углубленным изучением краеведения)
Павлова ул., д. 8, г. Тюмень, 625043
Тел./факс: (3452) 26-77-70, е-mail: [email protected]
ОКПО 32122288; ОГРН 1027200831932;
ИНН/КПП 7202060380/720301001
______________________________________________________________________________
ПРОТОКОЛ № 3
методического объединения учителей естественных наук (химия, физика, биология)
Дата проведения: "10" января 2025 года
Время проведения: 10 час.00 мин
Место проведения: кабинет 308, второй корпус
Присутствовали: Томилова М.В.
Расторгуева Е.С.
Бисерова Н.В.
Баламутова О.М.
Мещеряков В.В.
Тема: «Приемы и методы формирование познавательной активности обучающихся»
Повестка:
1. Подведение итогов успеваемости за 1 полугодие;
2. Анализ результатов внутришкольного контроля. Анализ подготовки обучающихся к ГИА;
3. Анализ подготовки и проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, физике, биологии. Планирование дальнейшей работы с одаренными детьми.
4. Приемы и методы формирования познавательной активности, системно-деятельностный подход, способствующий повышению качества учебных результатов.
Слушали:
По первому вопросу слушали Расторгуеву Е.С., учителя биологии, Баламутову О.М., учителю биологии и химии, Томилову М.В., учителя химии, Бисерову Н.В., учителя биологии, которые подвели итоги успеваемости обучающихся по свои предметам за первое полугодие. Наметили темы по учебным предметам для отработки в урочной и внеурочной системе для улучшения результатов в конце учебного года.
По второму вопросу слушали Расторгуеву Е.С., учителя биологии, Баламутову О.М., учителю биологии и химии, Томилову М.В., учителя химии, Бисерову Н.В., учителя биологии, Мещерякова В.В., учителя физики, которые показали индивидуальные маршруты каждого обучающегося при подготовке к ГИА в формате ОГЭ, ЕГЭ. Предложили конкретные формы и методы для успешности обучающихся (пятиминутки на каждом уроке, индивидуальные и групповые консультации обучающихся, семинары, мысленные эксперименты, мозговые штурмы, работа с текстом).
По третьему вопросу слушали Томилову М.В. учителя химии, руководителя МО, которая подвела итоги подготовки и проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, физике, биологии. Баламутова О.М., учитель химии и биологии предложила проводить семинары для одаренных детей один раз в четверть.
По четвертому вопросу слушали Бисерову Н.В., учителя биологии, которая вспомнила и предложила обсудить «Приемы и методы формирования познавательной активности, системно-деятельностный подход, способствующий повышению качества учебных результатов».
Некоторые приёмы и методы формирования познавательной активности:
-Создание проблемной ситуации. Ученикам предлагают решить знакомое задание не традиционными способами, а новым набором действий. Упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей личности.
-Коллективный поиск. Учитель направляет его, используя вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания.
-Использование активных методов обучения. К ним относятся частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод обучения.
-Развитие творческого мышления. Учеников учат разностороннему анализу ситуации, проблемы, выполнять одно задание несколькими способами.
-Развитие критического мышления. Используются методы анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
-Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. Это обеспечивает свободный поиск эффективного подхода к решению задачи.
Расторгуева Е.С., учитель биологии предложила акцентрировать внимание на вопросе «Системно-деятельностный подход» в педагогике — организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основная идея подхода — новые знания не даются в готовом виде, учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Некоторые принципы системно-деятельностного подхода:
-субъектность;
-учёт ведущих видов деятельности и законов их смены;
-учёт сензитивных периодов развития;
-сотрансформация;
-определение зоны ближайшего развития;
-амплификация (обогащение, углубление развития);
-обязательная результативность каждого вида деятельности;
-обязательная рефлективность всякой деятельности.
Системно-деятельностный подход способствует повышению качества учебных результатов, так как обеспечивает более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, повышает мотивацию и интерес к учению, позволяет дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сокращает время обучения, наблюдает прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
Томилова М.В., учитель химии, руководитель МО предложила участие в методической гостиной «Современный урок по ФГОС. Конструктор урока» под руководством методиста школы.
Решили:
1. Продолжить работу по улучшению качества результатов обучающихся. Улучшить результаты успеваемости обучающихся к концу учебного года. Принять информацию к сведению;
Срок: постоянно, в течение 2024-2025 учебного года
Ответственные: учителя, ученики, родители
2. Продолжить работу по систематической подготовке учащихся к итоговой и промежуточной аттестации. Принять информацию к сведению;
Срок: постоянно, в течение 2024-2025 учебного года
Ответственные: учителя, ученики, родители
3. Продолжить работу с одаренными обучающимися. Принять информацию к сведению;
Срок: постоянно, в течение 2024-2025 учебного года
Ответственные: учителя, ученики, родители
4. Принять информацию к сведению. Принять участие в методической гостиной «Современный урок по ФГОС. Конструктор урока».
Срок: февраль,2025года
Ответственные: учителя, ученики, родители, Давлетшина С.Р., завуч по методической работе
Руководитель МО М.В. Томилова