Просмотр содержимого документа
«Протокол педагогического наблюдения №4»
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми |
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» |
|
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ Отделение |
СХЕМА-АЛГОРИТМ
«Адаптация и обучение ребёнка с ОВЗ при поступлении в школу»
Выполнили студентки 531 группы:
Ботнарь Дойна,
Реброва Полина,
Туинова Ксения,
Усова Диана
«Адаптация и обучение ребёнка с ОВЗ при поступлении в школу»
О
Физическая неготовность:
- низкая работоспособность, повышенная утомляемость не позволяют ему в полной мере осваивать программу
- неадаптированность к длительным учебным нагрузкам
- ограничение двигательной активности
Педагогическая неготовность:
- необходимость стимулирующей, организационной, корригирующей и развивающей помощи ребёнку с ОВЗ
- необходимость организации щадящего режима
- необходимость игровой деятельности в жизни младшего школьника с ОВЗ
Психологическая неготовность:
- низкий уровень самоконтроля и саморегуляции поведения
- неадаптированность в социально-бытовых вопросах
- усвоение школьных норм поведения
сновные проблемы при поступлении в школу (адаптация ребёнка в школе)
Мотивационная неготовность:
- не осознает, что это- большое количество обязанностей в новой социальной роли школьника и как только он с ними сталкивается- нежелание ходить в школу
- отказ от выполнения задания и освоения учебного материала
Коммуникативная неготовность:
- трудности коммуникативного взаимодействия с другими обучающимися
- неудовлетворенность межличностными отношениями с учителем
Эмоционально-волевая неготовность:
- эмоциональная неподготовленность
- эмоциональная нестабильность
Рекомендации учителю
ПЕРВЫЙ ЭТАП: Рекомендации учителю при приёме документов ребёнка с ОВЗ в школу |
1. Знакомство с родителями ребёнка с ОВЗ и самим ребёнком: установление доверительных отношений и демонстрация желания помочь ребенку, с целью дополнительного сбора информации о психофизиологических особенностях ребенка; информирование и демонстрация родителям специальных условий для детей с ОВЗ, созданных в школе; при отсутствии заключения ПМПК, информирование о важности прохождения процедуры для предоставления школой специальных условий. |
2. Подготовка документационного сопровождения образовательного процесса ребёнка с ОВЗ: ознакомление с представленной документацией (с заключением ПМПК и результатами психолого-педагогической диагностики); психолого-педагогическая диагностика ребенка с ОВЗ, совместно с другими специалистами школы; разработка АОП совместно другими специалистами ОО; утверждение АОП на психолого-педагогическом консилиуме и с родителями ребенка с ОВЗ; составления плана координации действий специалистов различных служб для реализации ИОП |
3. Выработка модели внутришкольного и межсетевого взаимодействия по вопросу реализации специальных условий обучения ребёнка с ОВЗ: |
4. Профилактика непринятия ребёнка с ОВЗ классом: информирование о значении толерантного отношения детей и взрослых к детям с ОВЗ. разъяснение нормативно-правовых основ обучения детей с ОВЗ в школе. определение значения родителей в принятии ребенка с ОВЗ коллективом сверстников. проведение серии классных часов, направленных на формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ |
ВТОРОЙ ЭТАП: Рекомендации учителю в дни адаптации ребёнка с ОВЗ в школе |
5. Работа с родителями ребёнка с ОВЗ: согласование с родителями плана адаптационных мероприятий и определение их роли в данном вопросе (своеобразие сопровождения ребёнка с ОВЗ; помощь в выполнении домашнего задания, режим дня, питания; объяснение возможных нежелательных проявлений и алгоритм действий родителя при них) определение типичных ошибок, которые допускают родители школьников с ОВЗ на этапе адаптации в школе |
6. Работа с ребёнком с ОВЗ: установление эмоционального контакта учителем с ребёнком, создание доверительных взаимоотношений в учебной ситуации знакомство со школой и организацией пространства в ней знакомство со специалистами школы, с которыми предстоит взаимодействовать адаптация к режиму школьного обучения (расписанию, длительности урока и перемены, можно предложить план в картинках и вспомнить о его начале дня) знакомство и адаптация к обязанностям обучающегося и формирование алгоритма деятельности в различных учебных ситуациях (захотел в туалет; необходимо идти в столовую; следующий урок – физкультура; класс идет на прогулку; необходимо подготовиться к следующему уроку) включение ребёнка во взаимодействие с одноклассниками, инициатор общения детей -учитель для облегчения запоминания имён окружающих взрослых и детей можно помочь ученику с ОВЗ сделать мини альбом с фотографиями, подписанными ими. |
7. Работа с другими участниками учебного процесса: контроль и влияние на социальный статус ребёнка с ОВЗ в классе создание ситуации "успеха" в общении с одноклассниками организация взаимообучения повышение социального статуса ребёнка с ОВЗ через подчёркивание его достижений системное целенаправленное "Включение" ребёнка с ОВЗ во взаимодействие с одноклассниками обучение парной, групповой работе с распределением ролей и функциях на первых этапах |
8. Взаимодействие с администрацией и специалистами школы: распределение обязанностей по оказанию помощи в адаптации ребёнка с ОВЗ привлечение специалистов для решения возникающих в процессе адаптации проблем согласование планируемых действий с руководством |
9. Организация учебного процесса, обучающегося с ОВЗ в адаптационный период: дозированность нагрузки отработка позиции ученик учёт динамики работоспособности ребёнка индивидуальная система отдыха ребёнка с ОВЗ опора на наглядный образ и практическое закрепление создание ситуаций успеха на занятии стимулирующая помощь в ситуации отказа от выполнения предварительная подготовка ребёнка с ОВЗ к началу занятий (новой теме) смена видов деятельности чередование индивидуальной и фронтальной работы использование разноуровневых заданий использование дополнительных технических средств выполнение заданий по образцу, алгоритму обязательная опора на чёткие критерии оценивания деятельности введение дополнительных критериев оценивания с учётом возможностей ребёнка с ОВЗ |