СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол педсовета "Формы, методы работы в ДОУ по развитию диалогической связной речи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель посещения  непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию заключалась в изучении уровня развития связной монологической речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми. Использование наглядного  моделирования: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей сказок по какому – либо характерному признаку, приучать  детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счете, развивается речь ребенка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

Просмотр содержимого документа
«Протокол педсовета "Формы, методы работы в ДОУ по развитию диалогической связной речи».»

Протокол педсовета № 3.

От 25.01.2016 года

Присутствовало: 19 чел.

Отсутствовало: 5 чел.

Тема: «Формы, методы работы в ДОУ по развитию диалогической связной речи».

Повестка:

  1. Итоги тематической проверки по использованию наглядных моделей и схем в системе речевого развития дошкольников.

Отв: Зав. ДОУ Гильфанова О.А.

  1. Практические рекомендации «Особенности эмоционального мира дошкольников»

Отв: ст. воспитатель Тикко М.П.

  1. Сказка как способ развития мышления детей дошкольного возраста

Отв: учитель логопед Грибок О.Г.

  1. Практическая часть.

Отв: Ст. воспитатель Тикко М.П.

  1. Домашнее задание:

  • Оформить альбомы детских творческих рассказов с рисунками;

  • Предоставить наглядные модели и схемы для составления описательных рассказов и пересказа произведений программы.

По решению педсовета №2 выступила, старший воспитатель Тикко М.П., она сказала, что по решению педсовета выполнен только пункт №4, предоставлен план развлечений инструктором по физическому развитию. Пункты: 1,2, 3 не выполнены.

По первому вопросу педсовета выступила заведующая Доу Гильфанова О.А, она ознакомила с итогами тематической проверки.

Главная цель посещения непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию заключалась в изучении уровня развития связной монологической речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми. Использование наглядного моделирования: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей сказок по какому – либо характерному признаку, приучать детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счете, развивается речь ребенка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

Выяснилось, что педагоги используют разнообразные средства для речевого развития дошкольников, среди которых дидактическая игра, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы, наблюдения в природе, беседы.

В ходе тематического контроля решалась задача изучения уровня эффективности использования наглядных схем и моделей в обучении детей рассказыванию.

Во всех возрастных группах была просмотрена непосредственно образовательная деятельность по обучению рассказыванию разных типов: описание, повествование, рассуждение.

Следует обратить внимание на индивидуальную работу с детьми: разучивать короткие стихи, поощрять желание детей повторять за взрослым отдельные фразы.

Во 2 младшей группе «А» Кочекова И.В. Рассказывание р.н.с. «Снегурочка». Педагог использовала художественное слово, сюрпризный момент (Снегурочка). Проводилась опытно исследовательская деятельность со снегом. Дети с удовольствием имитировали движения падающих снежинок. Словарный запас у детей выше среднего, с помощью педагога, дети учились правильно строить предложения, подбирали прилагательные к слову «зима», «снег». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя четкая, эмоциональная.

Во 2 младшей группе «Б» Судилкина Г.Г. Чтение художественной литературы «Федорино горе». Методы обучения соответствовали возрастным особенностям детей. При проведении непосредственно образовательной деятельности были использованы следующие методы и приёмы: чтение, беседа, дидактическая игра: «Напоим мишек чаем». Дети умеют слушать воспитателя, проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг и от совместной деятельности. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Выражали речевые и неречевые средства: радость, восторг. Речь детей соответствует требованиям программы данного возраста. По времени непосредственно образовательная деятельность выдержано в соответствии с возрастом детей, динамическая пауза своевременна.

Рекомендации: следует обратить внимание на индивидуальную работу с детьми малоактивными: разучивать короткие стихи, поощрять желание повторять за взрослым отдельные фразы.

Средняя группа «Б» Круглова Г.И. Педагогом проведена непосредственно образовательная деятельность познавательно – речевого характера «Зимние забавы». Следует отметить высокий интерес детей к деятельности, предусмотренной содержанием НОД. Живая, образная речь воспитателя, использование разнообразных методических приёмов (интригующее начало, элементы фольклора (загадки, потешки), подвижные и словесные игры: «Доскажи словечко», «Назови ласково», художественное слово.

Средняя группа «В» Никонова О.В. Заучивание стихотворения Е. Трутнева «Ёлка».

Сюрпризный момент, волшебный сундучок, педагог загадывает загадки, дети называют, что находится внутри. Дети описывали Деда Мороза, Снегурочку, ёлочные игрушки. При описании Деда Мороза, Снегурочки, ёлочных игрушек дети старались говорить полным предложением. Дети умеют внимательно слушать педагога, активны в речевом диалоге с взрослым. При разборе стихотворения «Ёлка», педагог обращала внимание детей на изобразительно – выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты); помогала детям почувствовать красоту и выразительность языка произведения. Проведена словесная игра «Вопрос – ответ».

В старшей группе «Б» Кутузова З.И. была просмотрена совместная деятельность во второй половине дня, пересказ сказки «Маша и медведь». Педагогом было уделено внимание наглядным схемам, которые являлись опорой для составления связного последовательного повествования. При коллективном рассказывании сказки каждый ребенок принял активное участие в речевой деятельности, внимательно следили за последовательностью речевых высказываний других детей. Дети поочередно передали: начало, середину, конец сказки.

В старшей группе «А» Спогреева Н.И. была просмотрена совместная деятельность педагога с детьми во 2 половину дня по развитию речи Придумывание продолжения и завершения рассказа Л. Пеньевской «Как Маша варежку потеряла». Совместная деятельность была направлена на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. Педагогом были использованы следующие методы и приёмы: рассказ, пересказ, работа с текстом, вопрос-ответ, придумывание концовки рассказа с опорой на жизненный опыт. Дети были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. Составляли и придумывали свой конец сказки, каждый рассказ был индивидуален, интересен, логичен и содержателен.

В подготовительной группе «А» Димова О.В. показала «Рассказывание по картине «Вот так покатался». Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на обогащение словаря детей, активизацию связной речи. Дети пользуются грамматикой и лексикой при выражении своих мыслей, выслушивают рассказы других детей. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. У многих детей имеются нарушение звуковой культуры речи. У некоторых детей недостаточно развит активный словарь, поэтому они испытывают трудности в построении сложных предложений.

Рекомендации: воспитателю использовать более эффективные приёмы мотивации, заинтересованности малоактивных детей.

Таким образом, тематический контроль показал, что речевое развитие детей соответствует среднему уровню программных требований. У многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность. У большинства детей существует проблема развития звуковой стороны речи, которая является не только предпосылкой формирования грамматического строя речи, обучения грамоте, но и показателем речевого развития ребёнка в целом. Поэтому некоторые дети испытывали трудности в изложении материала.

Анализ календарного планирования работы по развитию речисвидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к непосредственно образовательной деятельности, регулярно их проводят. Редко планируется индивидуальная работа по речевому развитию, отработке звуковой культуры речи. Для проявления детьми творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры, частично театрализованная деятельность, организуются вечера загадок.

Анализ планирования во всех группах показал, что в основном планируются традиционные виды сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей. Практически не планируются игры нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и др., игры-драматизации, режиссерских игры, игры-фантазии.

Рекомендации: При планировании сюжетно-ролевых игр планировать предшествующую и последующую работу (беседы, рассматривание картин и картинок и т. д.). Продумывать планирование игр нового поколения, связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны. Активно осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой: обучать ролевым действиям, помогать осуществлять диалоги в процессе развития игр и т. д.

Созданная предметно – развивающая среда используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей. В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги.

Во всех группах (кроме 2 младшей «Б», «В»), в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками.

В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры соответствуют возрасту детей.

Во всех группах в достаточном количестве методической литературы и пособий по речевому развитию воспитанников (схемы, модели).

Изучение взаимодействия с родителями с целью речевого развития ребёнка показало, что данный вид работы ведется педагогами не в полной мере. Планируются, в основном, консультации: материал в печатном виде помещается в уголки для родителей.

Необходимо организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию.

(Справка тематического контроля прилагается).

По второму вопросу выступила учитель – логопед Грибок О.Г., где дала консультацию педагогам «Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста». Ольга Геннадьевна познакомила с разными приёмами придумывания сказки, для развития мышления у детей. Показала на примере как изменится сказка:

  • «Царевна –лягушка», если в этой сказке появится Доктор Айболит?»,

  • «Гуси – Лебеди», если в сказке появится Карлсон?

  • «Три поросёнка», если в сказке появится Буратино?»

  • «Волк и семеро козлят» если в сказке появитсяЗнайка?

  • «Маша и медведь», если в сказке появитсяМухтар?

Можно дать начало сказок ( рассказов) и предложить детям закончить их. Такую работу после предварительной подготовки можно предложить для совместной работы с родителями.

Можно предложить детям придумать свою сказку, взяв за основу уже знакомую. Предварительно необходимо вспомнить сюжет выбранной за основу сказки и предложить детям (на выбор) несколько ситуаций и героев. Так, взяв за основу сказку «Репка», используя фигурки изкиндер – сюрпризов, совместно с детьми можно придумать сказку, например «Лесная яблоня».

Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией позволяет решить слкдующие задачи:

  • Развитие творческого мышления ребенка.

  • Совершенствование вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).

  • Развитие фантазии, воображения.

  • Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно – следственных связей.

  • Развитие эмпатиии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребенок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).

Буханова Т.В. подытожила, что в русские народные сказки надо добавлять что –то новое, новую форму работы. Необходимо такую работу проводить с детьми во вторую половину дня.

(Текст консультации прилагается).



Практическую часть провела старший воспитатель Тикко М.П.

Педагоги были разделены на две команды.

Был проведен "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей»

Вопросы 1 команде:

  1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

  2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

  3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

  4. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

  5. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Вопросы второй команде.

  1. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

  2. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

  3. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

  4. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)

  5. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/

Пословицы для второй команды

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/

Задание 4. "Прилагательные ассоциации"

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру : стол - круглый; пруд - большой.

Задание для 1 команды.

Список -

Критика -

Звезда -

Книга -

Кругозор -

Закон -

Лекция -

Счастье

Дом -

Пища -

Шрифт -

Дефицит -



Задание для 2 команды.

Интерес -

Убеждение -

Библиотека

Музей

Страна -

Пример -

Собака

Приказ

Жизнь -

Воспитание -

Город -

Группа



Задание 5. "Подбор антонимов, синонимов"

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

Для 1 команды - подбор антонимов.

    1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Нерадивый. 5. Импорт. 6. Рыхлый. 7. Стремительный. 8 Тощий. 9. Неряшливый. 10 Объективный. 11. Макро. 12. Старательный. 13. Плотный. 14. Прозрачный. 15. Упитанный. 16. Опрятный. 17. Субъективный. 18. Медленный. 19. Лживый. 20. Мутный.

Правдивый – лживый

Экспорт – импорт

Микро – макро

Нерадивый – старательный

Рыхлый – плотный

Стремительный – медленный

Тощий – упитанный

Неряшливый – опрятный

Объективный – субъективный

Прозрачный – мутный

Для 2 команды - подбор синонимов

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

1.Властелин. 2. Быстрый.. 3. Воля. 4. Портьера. 5. Владыка. 6. Истинный. 7. Свобода... 8. Наготове. 9. Подлинный. 10. Независимость. 11. Занавеска. 12. Повелитель. 13. Штора. 14. Стремительный. 15. Начеку. 16. Настоящий. 17. Гардина. 18. Господин. 19. Действительный. 20. Настороже. 21. Скорый.

Штора, занавеска, портьера, гардина

Быстрый, стремительный, скорый

Властелин, повелитель, господин, владыка

Наготове, начеку, настороже

Воля, свобода, независимость.

Истинный, подлинный, настоящий, действительный

При проведении практической части все педагоги были активны, правильно отвечали на поставленные вопросы.

Педагогам было необходимо выполнить домашнее задание. Спогреева Н.И., Кутузова З.И, Сергеева Л.М., Буханова Т.В. – предоставили детские альбомы с творческими рассказами. Все педагоги кроме (Савченко Н.Б.) предоставили модели, схемы для составления описательных рассказов и пересказа произведений программы.

Решение педагогического совета:

  1. Старшему воспитателю Тикко М.П. разработать сетку непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию. Срок до: 05.02.2016г.

  2. Всем педагогам планировать и проводить работу по звуковой культуры речи, как часть непосредственно образовательной деятельности, также в первую и вторую половину дня. Срок: постоянно.

  3. Савченко Н.Б, Псищевой Т.А., Бойко Т.Ф., Судилкиной Г.Г. Федющина Г.В. изготовить схемы для составления описательных рассказов. Срок до: 15.02.2016 год.

  4. Педагогам: Алексеевой О.А., Каргиной Е.И. изготовить модели для пересказа произведений. Срок до: 15.02.2016год.

  5. Всем педагогам провести открытый показ непосредственно образовательной деятельности для родителей с практической деятельностью по речевому развитию. Срок до: 28.02.2016 года.