Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Семейкинская средняя общеобразовательная школа –
детский сад № 31»
(ГОУ Семейкинская СОШ Д-С №31)
ПРОТОКОЛ
заседания педагогического совета
«01» ноября 2019 г. № 2
пгт. Семейкино
Председательствующий – Осипенко Е. М.
Секретарь – Огиенко Я. В.
Присутствовали: ___17 (СОШ) и 11(ДОУ)_ человек (список прилагается)
«О преемственности ДОУ и школы»
Повестка дня:
1. Значение преемственности ДОУ и начальной школы на современном этапе.
2. Социальная готовность детей к школе.
3. Содержание работы по преемственности ДОУ и школы.
4. Мотивация обучающихся первых классов.
5. Результаты готовности детей к школе.
1. СЛУШАЛИ: Осипенко Елизавету Михайловну, директора ОУ, которая о рассказала о значении преемственности ДОУ и начальной школы; ознакомила с задачами современного дошкольного учреждения по осуществлению преемственности.
Организовала составление лесенки развития (ступеньки готовности к школе)
Каждый воспитатель выделил и назвал основную линию развития в своей возрастной группе. 1. (1,5-2г) – ознакомление с предметным миром и физическое развитие (культурно-гигиенические навыки).
2. (2-3гг) – ознакомление с предметным миром и сенсорное развитие, навыки самообслуживание.
3. (3-4г) – экспериментальная деятельность, обобщение, речевое описание. элементарные представления (все через практическую деятельность).
4. (4-5 л) – нравственно-волевая сфера, связная речь, проектная деятельность. 5. (6-7 л) – самоконтроль и самоорганизация, творчество, связная речь.
ВЫСТУПИЛИ: Руководители ШМО (классных руководителей Макахова Т. Л., начальных классов - Савченко Т. В.), которые отметили, что необходимо внести изменения в планирование работы школьных методических объединений в связи с необходимостью укрепления преемственности ДОУ и начальной школы на современном этапе.
ПОСТАНОВИЛИ:
Признать работу по преемственности удовлетворительной.
2. СЛУШАЛИ: воспитателя подготовительной группы Шепель Анжелику Александровну, которая рассказала о социальной готовности детей к школе (сообщение прилагается). Вопрос социальной готовности является одним из основных составляющих при подготовке детей к школе. Воспитатель обратила внимание педагогов на несоответствие теоретических знаний с практическими навыками. Особенно это касается навыков самоконтроля, организации условий к учебной деятельности, самостоятельной работы на занятиях.
Причины выделила следующие:
1.Неустойчивые навыки произвольного внимания.
2. Несформированность навыков самостоятельной деятельности. Этому способствовали: перевод детей в группу через возрастной этап, отсутствие единых требований ДОУ и семьи, чрезмерная опека со стороны родителей, отсутствие у детей представлений о разных способах работы.
3. ВЫСТУПИЛИ: учителя начальных классов Макахова Т. Л. Результаты работы «Школы подготовки». Учителя очень довольны подготовкой детей, ярко выражены умения добывать информацию, работать в парах, работать с карточками схемами. Активную позицию занимают родители будущих первоклассников. У детей есть представления о содержании уроков, о поведении в школе, о работе самой школы. Отметила хорошее взаимопонимание между учителями и детьми. Слушали преподавателя внеурочной деятельности Щербакову И. О.– о результатах адаптации бывших выпускников ДОУ. Дети показывают устойчивые результаты при подготовке к занятиям, в работе над проектами. Хорошая база дана по формированию математических представлений и развитию связной речи. Поблагодарила всех сотрудников ДОУ за многолетнее сотрудничество. На высоком уровне ведется систематическая работа по каждому разделу программы.
ПОСТАНОВИЛИ:
Предложения воспитателям:
При знакомстве с кисточкой и карандашом в раннем детстве формировать правильный зажим. Усилить работу по формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Уделить особое внимание самоконтролю, самоорганизации.
Работа в микрогруппах.
Составление модели первоклассника.
По результатам обеих команд было 100% совпадение выбранных качеств личности ребенка первоклассника: жизнерадостный, активный, любознательный, умеющий строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, дисциплинированный и организованный, творческий.
4. СЛУШАЛИ: ЗД по УВР ДОУ, Бухову Елену Васильевну, о содержании форм работы со школой. Проблемный анализ показал, что выбранные методы и формы проверены временем, затрагивают все сферы воспитательно-образовательной деятельности.
ВЫСТУПИЛИ: воспитетель Живолуп Е. В. выделила эффективные средства и формы работы с детьми:
Групповые советы. Проектная деятельность,
Работа с блоками Дьенеша,
Экспериментальная деятельность.
Совместное планирование рабочего дня.
Работа с планом, карточками-схемами.
Работа педагогов в соответствии с тематическим планированием.
ПОСТАНОВИЛИ:
Провести проблемно-ориентированный анализ и усилить работу по формированию у детей навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков на всех возрастных этапах.
5. СЛУШАЛИ: ЗД по ВР Черевань Ирину Владимировну о психологической готовности к школе.
Остановилась на результатах обследования конкретных детей подготовительной группы. Отметила положительную динамику развития познавательных способностей детей.
Обратить внимание:
1. На развитие устойчивости внимания.
2. Произвольности поведения.
3. Развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
ПОСТАНОВИЛИ:
Особое внимание уделить воспитанию нравственно-волевых качеств.
Выступление. Тема: «Преемственность между дошкольным учреждением и школой»
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Переходный период считается наиболее сложным и уязвимым. Для того чтобы он прошёл как можно “мягче”, “безболезненно” необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и развития ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
В нашу структуру «детский сад – школа» входят детский сад «Родничок».
Цель работы: реализовать единую линию развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; воспитание положительного отношения дошкольников к школе.
Задачи: – согласование целей воспитания, обучения и развития в условиях детского сада и начальной школы;
– выработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе и начальной школе;
– совершенствование форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей.
Результат: последующая успешная адаптация дошкольников к школе.
В нашем комплексе установлены тесные контакты между дошкольными учреждениями и школой. Мы работаем по трём направлениям обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.
Методическая работа. Методическая работа в системе «детский сад – школа» направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Учителя школы имели возможность ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с программами для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Данные формы работы позволяют решать вопросы, которые возникают в процессе работы, выявить недостатки, которые мешают осуществлению преемственности, определить способы усовершенствования учебной работы. Благодаря таким мероприятиям, воспитатели и учителя обогащаются знаниями в нормативно – правовых вопросах, использовании интерактивных форм и методов работы с детьми в детском саду и школе. У нас организовано посещение открытых занятий в подготовительных группах и уроков в первых классах школы. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. В этом году на базе детского сада было проведено бинарное интегрированное занятие для детей старшей группы, которое совместно подготовили и провели воспитатель и учитель начальных классов, набирающая на следующий учебный год детей. Также воспитатели детских садов в свою очередь, не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами, посещая открытые уроки. Также в рамках данной работы состоялись: показ новогоднего спектакля для воспитанников ДОУ «В гостях у сказки», совместная выставка творческих работ «Моя мама лучше всех», единый День здоровья. Каждое такое совместное мероприятие вызывало у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.
Работа с детьми. Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д. Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали разнообразные формы работы:
1. Непосредственно образовательная деятельность.
2. Беседы о школе.
3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику.
4. Экскурсии в школу, в школьный музей, библиотеку.
5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.
6. Ознакомление с пословицами и поговорками.
7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
9. Сюжетно-ролевая игра « Школа».
Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.
Наша работа ведётся не только в учебном году, но и в летний период. В нем для детей были организованы занятия по развитию внимания, памяти, мышления, речи, а также интерактивные, развивающие игры, отдых детей. Все данные формы и многие другие вызывают интерес у детей пойти в школу, убирают страх и вселяют уверенность в своих силах. По определению известного педагога «дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством».
Работа с родителями. Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего этого года была направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. В начале года было проведено анкетирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка. Специально для родителей была оформлена папка “Скоро в школу”, где они могли найти полезную информацию. В течение года были организованы консультации для родителей по следующим темам:
«Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др.
Нами составлены памятки для родителей: «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой», в которых даются советы и рекомендации по развитию и воспитанию дошкольников в целях их успешной подготовки к школе. Были проведены два родительских собрания. В школе прошло общее родительское собрание «Наша школа: традиции, достижения, перемены», на котором родителей будущих первоклассников познакомили с работой школы.
Таким образом, реализация принципа преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой в процессе обучения, построение обучения на основе единых методических принципов и с учётом тенденций и динамики развития детей действительно обеспечивает высокий уровень готовности при поступлении ребёнка в школу.