Протокол динамики речевых процессов старших школьников
Ф.И.О._________________________________________________________________________________
Дата обследования_______________________________________________________________________
Дата рождения____________________Возраст____________________Класс______________________
Заключение МПК________________________________________________________________________
Речевой профиль
100 | | | | | | | | | | | |
90 | | | | | | | | | | | |
80 | | | | | | | | | | | |
70 | | | | | | | | | | | |
60 | | | | | | | | | | | |
50 | | | | | | | | | | | |
40 | | | | | | | | | | | |
30 | | | | | | | | | | | |
20 | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | |
0 | | | | | | | | | | | |
1.фонематическое восприятие 2. артикуляционная моторика 3. звукопроизношение 4. слоговая структура 5. навыки языкового анализа 6. грамматический строй речи 7. словарь и словообразовательные процессы 8. связная речь 9. понимание логико-грамматических отношений 10 письмо 11. чтение |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.
Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция: повторяй за мной слоги.
| Начало года | Конец года | Баллы |
Би-ба-бо – бо-ба-би | | | | |
Ма-на-на – на-ма-на | | | | |
Ба-па – па-ба | | | | |
Ча-ща-ча – ща-ща-ча | | | | |
За-за-жа – жа-за-за | | | | |
Ла-ра-ла – ла-ра | | | | |
Са-ша – ша-са | | | | |
Ла-ра – ра-ла | | | | |
Жа-ща – ща-жа | | | | |
Па-па-бв – ба-па-ба | | | | |
Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; о,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па) ; 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Всего за пробу(макс.оц. 10 баллов): н.г._____-_______%
к.г._____-_______%
Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики.
Инструкция: делай так, как я покажу.
«улыбка» | | | | | Критерии: темп выполнения, точность, симмет- ричность, саливация, тремор, посинение. |
губы «трубочкой» | | | | |
«лопатка» | | | | |
«иголочка» | | | | |
«маятник» | | | | |
«улыбка»-«трубочка» | | | | |
Оценка: 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение движения с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения.
Всего за пробу(10): н.г._____-_______%
к.г._____-_______%
Исследование звукопроизношения.
Инструкция: повторяй за мной слова.
собака-маска-нос сено-василек-высь | | | | | шуба-кошка-камыш жук-ножи | | | | |
замок-коза | | | щука-вещи-лещ | | |
зима-магазин | | | чайка-очки-ночь | | |
цапля-овца-палец | | | лампа-молоко-пол | | | | |
рыба-корова-топор | | | | | лето-колесо-соль | | |
река-варенье-дверь | | | другие группы звуков | |
Оценка: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
Баллы, начисленные за выполнение каждой из пяти групп заданий, суммируются.
Всего за пробу (макс.оц.5 баллов): н.г._____-_______%
к.г._____-_______%
4. Исследование сформированности слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова.
баскетбол | | | | | аквалангист | | | | |
перепорхнуть | | | | | термометр | | | | |
достопримечательность | | | | | |
Слова предъявляются до первого воспроизведения.
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова ( пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова ); 0 баллов – невоспроизведение.
Всего за пробу(макс.оц.5 баллов): н.г._____-_______%
к.г._____-_______%
Всего за I серию (макс.оц. 30 баллов):н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия II. Исследование навыков языкового анализа.
Инструкция: ответь, пожалуйста, на вопросы.
Сколько слов в предложении: «Около дома росла высокая береза» | | | | |
Какое третье слово в этом предложении? | | | | |
Сколько слогов в слове «дождь»? | | | | |
Сколько слогов в слове «аквариум»? | | | | |
Какой второй слог в слове «аквариум»? | | | | |
Сколько звуков в слове «дождь»? | | | | |
Сколько звуков в слове «диктант»? | | | | |
Какой четвертый звук в слове «диктант»? | | | | |
Сколько согласных звуков в слове «диктант»?(назвать по порядку) | | | | |
Какой звук следует после д в слове «диктант»? | | | | |
Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».
Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.
Всего за II серию (макс.оц.10 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия III. Исследование грамматического строя речи.
Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция: постарайся составить предложение из слов.
Миша, косить, трава, кролики, для. | | | | |
Сын, купить, шар, красный, мама. | | | | |
Солнце, земля, освещается. | | | | |
Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак. | | | | |
Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у. | | | | |
Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения, использование помощи в виде одного вопроса; 0,25 балла – негрубые аграмматизмы, использование развернутой помощи (составление предложения по опорным вопросм), упрощение структуры предложения; 0 баллов – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Всего за пробу (макс.оц.5 баллов): н.г._____
к.г._____
Повторение предложений.
Инструкция: повторяй за мной как можно точнее.
Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу. | | | | |
После лета наступает осень, и с каждым днем становится холоднее. | | | | |
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. | | | | |
Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо готовиться к экзамену. | | | | |
В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. | | | | |
Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения; 0,25 балла – негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, упрощение синтаксической схемы предложения; 0 баллов – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов.
Всего за пробу (макс.оц.5 баллов): н.г._____
к.г._____
Верификация предложений.
Инструкция: постарайся найти в предложении ошибку и исправить её.
Зима пришла, потому что река замерзла. | | | | |
Мама довольна сыну. | | | | |
Самолет разбился, хотя мотор был неисправен. | | | | |
Все старики когда-то будут молодыми. | | | | |
Подъезжая к станции, у мужчины слетела шляпа. | | | | |
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – использование стимулиоующей помощи при выявлении или исправлении ошибки; 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамматическими ошибкамиили упращением структуры предложения; 0 баллов – ошибка не выявлена.
Всего за пробу (макс.оц.5 баллов): н.г._____
к.г._____
Добавление предлогов в предложение.
Инструкция: попробуй найти и вставить пропущенное слово.
Лодка плывет … озеру. | | | | |
Чайка летит … водой. | | | | |
Молодая трава выглядывает … снега. | | | | |
… конуры сидит пес. | | | | |
Большая толпа собралась … театром.. | | | | |
Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – самокоррекция; 0,25 балла – коррекция после стимулирующей помощи («Подумай еще»); 0 баллов – неправильное выполнение даже после помощи или отказ.
Всего за пробу (макс.оц.5 баллов): н.г._____
к.г._____
Образование множественного числа существительных.
Инструкция: образуй множественное число по образцу.
стул | | | | |
ухо | | | | |
зеркало | | | | |
пальто | | | | |
платье | | | | |
Оценка: 1 балл – форма образованна правильно; 0,5 балла – самокоррекция; 0,25 балла – коррекция после стимулирующей помощи («Подумай еще»); 0 баллов – неправильная форма слова или отказ.
Всего за пробу (макс.оц.10 баллов): н.г._____
к.г._____
Всего за III серию (макс.оц.30 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия IV. Исследование словообразовательных процессов.
Образование уменьшительной формы существительных
Инструкция: образуй уменьшительную форму слова.
дерево | | | | |
лес | | | | |
улица | | | | |
ухо | | | | |
слово | | | | |
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
Образование относительных прилагательных от существительных.
Инструкция: образуй прилагательные по образцу. Образец: бумага – бумажный.
солома | | | | |
лед | | | | |
вишня | | | | |
слива | | | | |
черника | | | | |
клюква | | | | |
ель | | | | |
масло | | | | |
лен | | | | |
суп | | | | |
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
Образование качественных прилагательных.
Инструкция: образуй прилагательные по отношению к слову день.
мороз | | | | |
снег | | | | |
дождь | | | | |
солнце | | | | |
ветер | | | | |
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
Образование притяжательных прилагательных от существительных.
Инструкция: образуй прилагательные, отвечающие на вопрос чей.
волк | | | | |
медведь | | | | |
лев | | | | |
птица | | | | |
орел | | | | |
мать | | | | |
отец | | | | |
брат | | | | |
дед | | | | |
дочь | | | | |
Всего за пробу: н.г._____
к.г._____
Оценка: 1 балл – правильная форма; 0,5 балла – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте; 0 баллов – неправильная форма слова или отказ.
Всего за IV серию (макс.оц.30 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия V. Исследование связной речи.
1. Пересказ текста
Инструкция: «Внимательно послушай рассказ и приготовься его пересказывать»
Галка и голуби
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Покрасилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали.
Вопросы: Почему галку не признали свои? Какая мораль у этой истории?
Оценка:
1. Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения | 5 баллов – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего; 2,5 баллов – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов; 1 балл – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов; 0 баллов – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи. | | |
2. Критерии возможности построения текста | 5 баллов – пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения; 2,5 баллов – пропуск отдельных смысловых звеньев, или неоправданные стереотипные повторы связующих элементов; 1 балл – фрагментарность текста, тенденция к перечислению деталей и событий, неоднократные необоснованные повторы слов и грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов или сочетание небольших ошибок из предыдущего пункта; 0 баллов – невозможность повторения связного текста, даже в условиях помощи. | | |
3. Критерии грамматического оформления | 5 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций; 2,5 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов; 1 балл – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств); 0 баллов – множественные аграмматизмы. | | |
4. Критерии лексического оформления | 5 баллов – адекватное использование вербальных средств; 2,5 баллов – поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены; 1 балл – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие); 0 баллов – далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств | | |
Всего за пробу (макс. оц. 20 баллов): н.г._____к.г._____
2. Рассказ на заданную тему
Инструкция: «Расскажи, пожалуйста, о своих увлечениях. Как ты проводишь свободное время?»
Оценка:
1. Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения | 5 баллов – самостоятельная реализация собственного, соответствующего теме, замысла в развернутое и законченное повествование; 2,5 баллов – для формирования замысла потребовались 1-2 наводящих вопроса, рассказ соответствует теме, или собственный замысел оформлен недостаточно развернуто и целостно; 1 балл явные трудности смыслового программирования, необходимость развернутой помощи (более двух вопросов) для формирования замысла; 0 баллов – отсутствие замысла и связности в изложении даже в условиях помощи. | | |
2. Критерии возможности построения текста | 5 баллов – рассказ содержит логически выстроенные смысловые единицы, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения; 2,5 баллов – недостаточная последовательность в изложении, или отсутствие связующих элементов, или стереотипность связующих элементов; 1 балл – тенденция к фрагментарности текста без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов или грамматических конструкций, или наличие повторяющихся непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта; 0 баллов – невозможность самостоятельного построения связного текста, рассказ носит характер простого перечисления или состоит из речевых штампов. | | |
3. Критерии грамматического оформления | 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций; 2,5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, но с использованием стереотипных грамматических конструкций, или имеются нарушения порядка слов; 1 балл – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств); 0 баллов – множественные аграмматизмы. | | |
4. Критерии лексического оформления | 5 баллов – адекватное использование вербальных средств; 2,5 баллов – поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены; 1 балл – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие); 0 баллов – далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств | | |
Всего за пробу (макс. оц. 20 баллов): н.г._____к.г._____
Всего за V серию (макс.оц.40 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия VI. Понимание логико-грамматических отношений.
1. а) Покажи ключ, карандаш б) Покажи карандашом ключ в) Покажи тетрадью карандаш г) Покажи карандаш ключом | ------ ------ | ------ ------ |
2. а) Нарисуй круг под крестом б) Нарисуй крест под кругом | | |
3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето – перед весной? | | |
4. Аня выше Пети, но ниже Саши. Кто выше всех ростом? | | |
5. Сашу ударил Коля. Кто драчун? | | |
6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди? | | |
7. Папа прочитал газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? | | |
В задании 1 оцениваются только пробы б, в; в задании 2 - обе пробы.
Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – самокоррекция; 0,25 балла – перебор вариантов, поиск с нахождением правильного ответа; 0 баллов – неверный ответ или отказ.
Всего за VI серию (макс. оц. 10 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия VII. Исследование процесса письма.
1. Каллиграфия | Аккуратное, неаккуратное, разборчивое, неразборчивое | | Аккуратное, неаккуратное, разборчивое, неразборчивое | |
2. Написание букв | Ровные, неровные, широкие, мелкие, крупные. Элементы букв: лишние, не дописывает. Наклон: левый, правый, прямой. | | Ровные, неровные, широкие, мелкие, крупные. Элементы букв: лишние, не дописывает. Наклон: левый, правый, прямой. | |
3. Темп написания | Быстрый, средний, медленный | | Быстрый, средний, медленный | |
4. Наличие ошибок | | | | |
5. Наибольшее количество ошибок при: | Диктант Списывание Самостоятельное письмо | | Диктант Списывание Самостоятельное письмо | |
Оценка: пункты 1, 2, 3, 5 не оцениваются. 4 пункт: 45 баллов – не более 3 ошибок; 30 баллов – 7 ошибок; 15 балла – до 10 ошибок; 0 баллов – множество ошибок.
Всего за VII серию (макс. оц. 45 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Серия VIII. Исследование процесса чтения.
1. Уровень овладения техникой чтения | Побуквенное Слоговое Словами Смешанное | | Побуквенное Слоговое Словами Смешанное | |
2. Темп чтения | Быстрый, средний медленный | | Быстрый, средний медленный | |
3. Выразитель-ность, пунктуация | Соблюдение, не значительное соблюдение, не соблюдает | | Соблюдение, не значительное соблюдение, не соблюдает | |
4. Ошибки при чтении | | | | |
5. Понимание прочитанного | | | | |
Оценка:45 баллов – не более 3 ошибок; 30 баллов – 7 ошибок; 15 балла – до 10 ошибок; 0 баллов – множество ошибок.
Всего за VIII серию (макс. оц. 45 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
Всего за весь тест (макс.оц.240 баллов): н.г._____-_____% к.г.______-______%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ
№ | Название проб | Кол-во баллов Успешность в % |
Начало Конец года года |
Серия I Исследование сенсомоторного уровня | | |
1 | Фонематическое восприятие | | |
2 | Артикуляционная моторика | | |
3 | Звукопроизношение | | |
4 | Слоговая структура слова | | |
5 | Серия II Исследование навыков языкового анализа | | |
6 | Серия III Исследование грамматического строя речи | | |
7 | Серия IV Исследование словаря и навыков словообразования | | |
8 | Серия V Исследование связной речи | | |
9 | Серия VI Исследование понимания логико-грамматических отношений | | |
10 | Серия VII Исследование процесса письма | | |
11 | Серия VIII Исследование процесса чтения | | |