СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол заседания методического объединения  начальных классов №4 за 2023-2024 учебный гол.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вам предложен протокол заседания методического объединения  начальных класов №4 за 2023-2024 учебный гол.

Просмотр содержимого документа
«Протокол заседания методического объединения  начальных классов №4 за 2023-2024 учебный гол.»

Протокол № 4

заседания кафедры учителей начальных классов

от 21 марта 2024 года.

В составе кафедры : 13 человек

Присутствовали: 13 человек


Тема: «Как сделать урок воспитывающим?»

Повестка:

1.Выступление по теме «Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта »

2.Выступление по теме «Базовые образовательные технологии»

3. Анализ контрольных работ, итогов качества обучения и успеваемости учащихся начальных классов за 3 четверть.


По первому вопросу выступила учитель начальных классов Кордюкеви Т. Н. .с информацией по теме «Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта». Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения обучающимся основной образовательной программы.

ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьника метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Основной формой организации обучения является современный урок. Татьяна Николаевна в своем выступлении рассказала о том:

  • как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты

  • какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока

  • какие методы и приёмы работы будут эффективными

  • какие формы организации деятельности обучающегося стоит применять

  • нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимся? 

Продолжила выступление учитель начальных классов Тюшкина Л. Н.. Она рассказала о том, то обучение должно быть нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения. Важно, чтобы обучающийся в дальнейшем сам смог решать те задачи, которые ставит перед ним жизнь. Особое значение здесь приобретают исследовательская, проектная деятельность обучающегося, когда он овладевает методами научного познания: получение информации из различных источников, анализ ситуации, выявление противоречия, выдвижение гипотез, моделирование будущего проекта и т.д.

Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС?

Первое

- четко определить и сформулировать для себя тему урока;

- определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающегося целевую установку урока - зачем он вообще нужен? Как же определяется цель урока в логике системно - деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Третье

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

- узнавание нового материала;

- воспроизведение;

- применение знаний в новой ситуации;

- применение знаний в незнакомой ситуации;

- творческий подход к знаниям.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

4. Составить три набора заданий:

- задания, подводящие обучающегося к воспроизведению материала;

- задания, способствующие осмыслению материала обучающимся;

- задания, способствующие закреплению материала обучающимся.

Четвертое.

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать обучающемуся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

Пятое.

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг обучающегося - одним словом, то, что он будет помнить, когда все забудет.

Шестое.

Разработать структуру урока.

Седьмое.

Спланировать контроль за деятельностью обучающегося на уроке, для чего продумать:

- что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

Задание обучающегося по рефлексии его деятельности должны помогать ему найти ответы на ряд вопросов: «Что ты сегодня делал? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое.

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание обучающимся образовательных продуктов, объективирующих его личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающемуся по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Девятое.

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов и т. д.

Продолжила выступление учитель начальных классов Гура М. А. , которая рассказалао необходимости максимального использования возможностей главного средства обучения – учебника.. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Если раньше учитель - это носитель информации, хранитель норм и традиций, а обучающийся - объект деятельности учителя, то с введением стандартов функции учителя - организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика - активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Продолжила выступление учитель начальных классов Козлова Л. П. Она пассказала о педагогиеском проектировании. Педагогическое проектирование – это особый вид деятельности учителя, требующий специальных навыков и умений.

Для того чтобы спроектировать урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов.

Система дидактических принципов

1. Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

#1055;ринцип целостности предполагает формирование обучающимся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)

4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний)

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности предполагает формирование обучающимся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.

Продолжила выступление учитель начальных классов Нейфельд Е. Г., которая дала основные отличия системно-деятельностного подхода от традиционного


Традиционный подход

Системно-деятельностный подход

Методы, применяемые на уроке

Репродуктивные

(делай как я)

Активное усвоение знаний (делайте, я с вами)

Способы усвоения материала

Заучивание, запоминание

Самостоятельное добывание знаний

Позиция педагога

Главная позиция

Консультант, тьютер

Позиция ученика

Послушный исполнитель

Активный деятель

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает обучающемуся, чему должен научиться

Формулирует сам обучающийся, определив границы знания и незнания

Проектирование

Учитель сообщает обучающемуся, какую работу он должны выполнить, чтобы достичь цели

Проектирование обучающимся способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая

Под руководством учителя

Обучающийся осуществляет учебную деятельность, выполняет ряд практических задач, действий по намеченному плану, учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимся практической работы

Обучающийся осуществляет контроль (применяя форму самоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию

Обучающийся формулирует затруднения и осуществляет коррекцию самостоятельно, Учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание обучающегося

Учитель осуществляет оценивание работы обучающегося на уроке

Обучающийся даёт оценку деятельности по её результатам, учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у обучающегося, что он запомнил

Проводится рефлексия

Домашнее

задание

Учитель объявляет и комментирует

Обучающийся может выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Таким образом различается, прежде всего, деятельность учителя и обучающегося на уроке. Обучающийся, из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного подхода к проектированию урока теперь становится главным деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающегося.


По второму вопросу слушали учителя начальных классов Широкову Е. И. Особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Обновленные стандарты нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий.

В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология;

  • Технология развития критического мышления

  • Проектная технология

  • Технология развивающего обучения

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Игровые технологии

  • Модульная технология

  • Технология мастерских

  • Кейс – технология

  • Технология интегрированного обучения

  • Педагогика сотрудничества.

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Групповые технологии.

  • Традиционные технологии (классно-урочная система)


Учитель начальных классов Бабичева Е. Г. более подробно рассказала об информационные и коммуникационные технологии. Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданийю Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Продолжила выступление учитель начальных классов Дьяченко Т. В. Она рассказала о технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к

самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основные методические приемы развития критического мышления, которые используются на уроках:

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5 Приём «Корзина идей»

6. Приём «Составление синквейнов»

7. Метод контрольных вопросов

8. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

9. Круги по воде

10. Да - нет

11. Приём «Чтение с остановками»

12. Приём « Взаимоопрос»

13. Приём «Перепутанные логические цепочки»


О проектной технологии рассказала учитель начальных классов Гончарова С. В. .

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих

этапов деятельности:

1 Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо

мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).

2 Формулирование цели и задач деятельности.

3 Составление плана и программы.

4 Выполнение плана.

5 Презентация готового продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт –

Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие

материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный

продукт!

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров

проектной деятельности в начальной школе.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие

способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному

самоопределению.

Учитель начальных классов Бекетова Е. В рассказала о технология развивающего обучения.

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся,

делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится

проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

  • строят гипотезу,

  • намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,

  • аргументируют,

  • проводят эксперименты, наблюдения,

  • анализируют их результаты,

  • рассуждают, доказывают.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Учитель начальных классов Пронина Н. В. рассказала о здоровьесберегающей технологии.

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

  • рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

  • четкая организация учебного труда;

  • строгая дозировка учебной нагрузки;

  • смена видов деятельности;

  • · обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);

  • место и длительность применения ТСО;

  • включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;

  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;

  • индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

  • благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

  • профилактика стрессов:

  • работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый”

  • ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию

  • различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;

  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

  • целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять

различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками,

определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение

самостоятельных работ.

Об игровых технологиях рассказала учитель начальныъ классов Жорова И. А.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньше степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. В развивающих играх, в этом заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность

  • активизируется мыслительная деятельность

  • самопроизвольно запоминаются сведения

  • формируется ассоциативное запоминание

  • усиливается мотивация к изучению предмета

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей


Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не

означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут

являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность

методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности,основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.


По третьему вопросу по контрольным работам учащихся 2 – 4 классов за 3 четверть выступила завуч по начальным классам Носко О. В..Она провела анализ контрольных работ. Поставленная цель определила характер проверочных заданий, форму контроля и оценку выполнения работ.

Решили: продолжить работу по формированию знаний, умений и навыков,запланировать на уроках повторение и закрепление знаний учащихся по темам, на которые было допущено больше всего ошибок. Результаты проведенных работ довести до сведения родителей для усиления работы по ликвидации существующих пробелов в знаниях обучающихся.



Решение:

1. Принять к сведению и использовать в работе представленную информацию.

2 Использовать в своей педагогической практике предложенные формы работы, методы и приемы.

3 Активизировать работу по формированию мотивации обучающихся начальной школы.

4 Активно в работе использовать системно – деятельностный, индивидуальный подходы. Больше уделять внимание дифференцированному подходу в обучении, использовать в работе разноуровневые и дифференцированные задания, инновационные технологии, действенные формы и методы работы, учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика.





Руководитель кафедры учителей начальной школы: ____________ (Н В. Пронина)