Протокол № 3
заседания МО учителей начальных классов
от 09 января 2025 года
Руководитель МО: Е.Н. Григоренко
Секретарь: И.А. Рубан
Присутствовали: 5 человек
(учителя: начальных классов,
иностранного языка, физической культуры)
Отсутствовали: 0 человек
Повестка дня:
О формировании функциональной грамотности младших школьников.
О читательской грамотности младшего школьника. Содержании, особенности организации процесса обучения.
О методах и приемах формирования финансовой грамотности школьника.
О структуре современного урока. Проектировании современного урока с позиции обновленного Стандарта.
О новинках методической литературы по ФГОС.
1. Слушали: по первому вопросу слушали выступление учителя начальных классов Григоренко Е.Н., которая рассказала присутствующим о том, что функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?
Человек должен быть функционально грамотным.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Был разработан в 1997 году, впервые прошёл в 2000 году.
В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники мало знают или, что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку. Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.
Таким образом, развитие функциональной грамотности в настоящее является актуальной задачей педагога.
Функциональная грамотность - сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, начиная с начальной школы, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Каждое конкретное действие педагога и учеников на уроке должно работать на конечный результат.
Но, честно говоря, их использование на предметном уроке затруднено. Поэтому легче такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на внеурочке и классных часах. Тем более что многие тексты социальны, интересны и поучительны.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.
Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников.
ВПР по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов ВПР в 4 классе:
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.
На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как УУД, необходимые для изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развивать функционально грамотную личность посредством освоения предметного содержания по русскому языку.
Проблема: Как же развивать у обучающихся в начальной школе функциональную грамотность по русскому языку, чтобы достичь требований результатов ФГОС?
Изучение литературы помогло мне выявить, что на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
6) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления.
Для успешного формирования функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности,
учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
применять такие образовательные технологии, как:
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
обучение на основе «учебных ситуаций», ( при изучении величин – масса, вместимость) литр – покупка ) образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
1. Решили:
1. Принять к сведению и использовать в работе знания по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников».
2. Слушали: по второму вопросу выступила Рыбалка С.В. (классный руководитель 1 класса), она ознакомила присутствующих с читательской грамотностью младших школьников.
Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, и посредством чего их воспитывают и развивают.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования формирование читательской грамотности у учащихся начальных классов выступает одной из ключевых задач обучения. Читательская грамотность младших школьников является метапредметным навыком, который затрагивает учебные предметы всего начального уровня образования. Без читательской грамотности младшему школьнику будет трудно осваивать школьную программу, что непосредственно отразится на качестве его образования в будущем.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Учитывая это, в начальной школе большое внимание обращается на проведение уроков чтения и внеклассного чтения.
Организуя работу по формированию читательской грамотности в образовательном процессе, педагог должен уметь не только классифицировать учебные задания по основным типам читательских умений, но и видеть место каждого задания в программе основных учебных предметов, а также в структуре урока.
Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.
В 1 классе для формирования смыслового чтения можно предложить задания на уровне слова:
1.Необыкновенные превращения: замените в слове первую букву:
СОМ-РОМ-ДОМ-КОМ-ЛОМ.
2.Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву М
МАШИНАМЯЧИГРАМАМАРАКЕТАМОЛОКОЛИСАМЕСЯЦ
3.Прочитай слова без лишнего слога.
ВОРОВОНА, МОНОЛОКО, ОГКОРОД, СОКАБАКА, МАШИДАНА и т.д.
В более сложном варианте этого упражнения, последний слог предыдущего слова является первым слогом первого:
Облакоровагонканал (облако, корова, вагон, гонка, канал)
Для упрощения этого упражнения можно использовать не буквы, а начальные слоги каждого слова из послания.
4. Прочитай слова, которые составлены из первых слогов (соловей, ромашка, карамель).
5. Составь слова, вставляя определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О).
6. Сложи слово из перепутанных букв (касоаб – собака).
В послебукварный период обучения чтению детям можно предложить более сложные задания.
1 Анаграммы. Переставьте буквы в словах, чтобы получилось новое слово:
АКТЁР (ТЁРКА), УДАР (РУДА), БАЯН (БАНЯ), КУЛОН (УКЛОН), БАНКА (КАБАН) и т.д.
2. В игре «буква заблудилась» в паре слов меняются местами буквы. ГЛИВА-РИМОН (ГРИВА – ЛИМОН).
3. Очень нравятся детям игры «разбитое зеркало» слово пишется наоборот и делится на слоги, которые пишутся в произвольном порядке.
Например, берём слово «конфета». Из него получается «ат», «еф», «нок». Задача учащихся прочитать слоги справа-налево и расставить их в правильном порядке, узнав, какое слово было зашифровано.
Эти игры всегда позитивно воспринимаются в первом классе, вызывают у школьников большой интерес, детям нравится играть в них не только на уроках, но и на переменах.
Очень полезна на среднем уровне читательской грамотности игра в пословицы. Сначала учитель на протяжении нескольких недель знакомит учащихся с как можно большим количеством пословиц. Дети должны знать пословицы, понимать их смысл, уметь их применять к месту. Затем учитель предлагает поиграть в пословицы. Для этого он пишет на доске несколько пословиц, изменяя их окончание.
Например: за двумя зайцами погонишься, не вынешь рыбку из пруда,
Без труда– ни одного не поймаешь и т.д.
Задача учащихся распределить окончания пословиц правильно и объяснить их смысл.
Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно. Безусловно, главным предметом по формированию требуемых компетенций является литературное чтение. Однако, умение работать с информацией необходимо не только на уроках чтения, и следовательно, работу по формированию этих навыков рекомендовано проводить при изучении всех предметов начальной школы. Ценность рассмотренных приемов заключается также в возможности их трансформации под цели конкретного урока.
Школьники младшего возраста находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости и осмысления текста.
2. Решили:
1. Рекомендовать каждому учителю использовать технологии и приемы для развития читательской компетентности.
2. Учителям начальных классов на каждом уроке использовать работу с текстом.
3. Слушали: учителя начальных классов Рубан И.А., которая ознакомила с методами и приемами формирования финансовой грамотности школьника.
В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.
Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут.
Современные дети в столь маленьком возрасте уже имеют карманные деньги и совершают покупки в магазинах. Давая своим детям средства на карманные расходы, многие родители начинают жаловаться, что учащиеся не умеют пользоваться средствами и не знают им цену.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах.
Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.
Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение, технология.
Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы:
• «Моя семья» (Что нужно семье)
• «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)
• «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)
• «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами)
• «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),
• «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения)
• «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)
• «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах)
• «Человек и информация» (Где можно делать покупки)
• «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.
Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.
В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.
Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей.
В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары.
В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.
Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы:
• «Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги)
• «Приемы деления» (На что тратятся деньги)
• «Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги)
• «Решение текстовых задач» (Валюты)
• «Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)
• «Решение задач» (Личные деньги)
Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:
– значительно увеличивает активность детей на уроке;
– развивает внутреннюю мотивацию к учению;
– усиливает познавательные мотивы;
– расширяет личный опыт учеников;
– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;
– повышает качество и прочность знаний;
– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.
На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Жадный вельможа» и другие).
На уроках русского языка использование заданий по работе с пословицами, анаграммами, ребусами и т. д.
• Соедини линиями продолжение пословицы
Береги хлеб для еды, богатый вора боится.
Без денег торговать а деньги для Беды.
Богатому не спится, как без соли хлебать.
Когда деньги говорят, прокладывает.
Есть грош, тогда правда молчит...
Денежка дорожку так будет и рожь.
В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать:
• понимание природы и функции денег;
• умение ценить деньги;
• умение считать деньги;
• умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);
• умение экономить и сберегать;
• умение тратить деньги и жить по средствам;
• умение делиться.
Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.
3. Решили:
1. Принять к сведению и использовать в работе методы и приемы формирования финансовой грамотности младших школьников.
4. Слушали:
По четвертому вопросу выступили учителя начальных классов, которые обсудили структуру современного урока. При подведении итогов беседы педагоги решили, что урок нужно строить по современным требованиям, учитывая возрастные особенности учеников.
4. Решили:
1. Планирование урока строить по современным требованиям. Использовать в своей работе памятки и рекомендации для учителей.
2. При планировании урока учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.
5. Слушали: учителей начальных классов.
5. Решили: изучать новинки в методической литературе по ФГОС в целях совершенствования педагогической деятельности.
Руководитель МО Е.Н. Григоренко
Секретарь И.А. Рубан