СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протоколы МО общественно-гуманитарных наук

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлены протоколы школьного методического объединения общественно-гуманитарных наук.

Просмотр содержимого документа
«Протоколы МО общественно-гуманитарных наук»

Протокол № 1

заседания школьного методического объединения учителей

общественных наук

от 31. 08. 2021 г.

Тема: «Планирование и организация методической работы на 2021– 2022 учебный год»


Присутствовали: Устюгов В.Б., Аджаев А.В., Насыров И.Р., Смородина Ю.Е., Верховская С.Б.

Отсутствовали – 1 (Букренева К.Г. – Департамент)


Повестка заседания:


1. Анализ работы МО за 2020-2021 учебный год. Цели и задачи на 2021-2022 уч. год. 2. Анализ проведения ГИА и ЕГЭ по истории, обществознанию, географии за 2020-2021 уч. год. 3. Изучение нормативно - правовых документов (методические рекомендации, ФГОС НОО и ООО третьего поколения).

4. Обсуждение плана работы МО по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

5. Обсуждение календарно-тематического планирования, УМК, факультативных и элективных курсов по предмету на 2021-2022 учебный год. 6. Календарь образовательных событий 2021-2022 учебного года в работе МО учителей истории и обществознания


По первому вопросу выступил руководитель ШМО учителей общественных наук Устюгов В.Б. который обобщил итоги работы ШМО за 2020-2021 учебный год, предложил считать работу ШМО удовлетворительной (анализ работы прилагается).


Голосовали: «за» -5

«против» - нет

«воздержались» - нет

По результатам голосования МО решило: работу ШМО учителей общественных наук за 2020-2021 учебный год считать удовлетворительной.

По второму вопросу выступили Устюгов В.Б. и Насыров И.Р. Была дана полная информация о результатах ОГЭ о истории, обществознанию и географии в 9 классах, ЕГЭ по истории, обществознанию, географии в 11 классах. Было отмечено, что востребованность предметов история и обществознания как предметов по выбору растет у выпускников как 9, так и 11 классов. В 9 классе обществознание сдавало 69% выпускников, историю около 3%, в 11 классе историю 11%, обществознание 67%.

Руководитель МО обратил внимание учителей на типы заданий, типичные ошибки, допущенные учащимися и недостатки в выполнении заданий. Недостаточно справились учащиеся с такими заданиями, которые потребовали применить знания в заданиях на соответствие, связанных с вопросами культуры, написанием развернутого ответа на вопрос с использованием знаний на научном уровне, составлением плана развернутого ответа по заданной теме. Причем, эти ошибки оказались типичны как для обществознания, так и для истории.

Решение. Организовать работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ с учетом выявленных недостатков в 2020-2021 учебном году.


Голосовали: «за» -5

«против» - нет

«воздержались» - нет


По третьему вопросу выступил Устюгов В.Б. Вниманию учителей были предложены особенности ФГОС третьего поколения

  • Впервые вводится ФГОС НОО и ООО одновременно

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения

  • Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков

  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины

  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков

  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников

  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения, содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами


По четвертому вопросу выступил учитель географии Насыров И.Р и учитель истории Устюгов В.Б. своем выступлении они рассказали о путях подготовки учащихся в выпускным экзаменам в 9 и 11 классах и достижения высоких результатов на выпускных экзаменах.

Решение. Использовать представленные методические материалы учителями с целью повышения качества образования по предметам история, обществознание и география.


Голосовали: «за» -5

«против» - нет

«воздержались» - нет


По пятому вопросу Насыров И.Р. представил материалы с дистанционных курсов учителей географии по составлению и корректировке рабочих программ учителей на основании новых примерных рабочих программ, представленных Министерством образования и науки РФ, и Аджаев А.В. представил материалы по корректировке с учетом ИКС и перехода на линейную структуру преподавания предмета «История» в школе.

Решение. Использовать данные материалы в работе.

Голосовали: «за» -5

«против» - нет

«воздержались» - нет


На основании предложений учителей был скорректирован план работы методического объединения на 2021-2022 учебный год.

Решение. Утвердить план заседаний МО учителей истории и обществознания на 2021-2022 учебный год.



Руководитель ШМО: Устюгов В.Б.


Протокол № 2

заседания школьного методического объединения учителей

общественных наук

от 02. 11. 2021 г.

Повестка:

1. Анализ работы за 1 четверть.

2. Итоги первого тура Всероссийской олимпиады школьников по предметам ШМО 3. Работа с банком заданий по функциональной грамотности на платформе РЭШ.

4. Подготовка к разработке программ по ФГОС третьего поколения.

5. Обмен опытом подготовки к ЕГЭ и ГИА.

6. Новый ФПУ и разбор линии УМК по истории и обществознанию


По первому вопросу выступили учителя Аджаев А.В., Верховская С.Б., Насыров И.Р., Смородина Ю.Е., предоставившие результаты работы за вторую четверть и Устюгов В.Б., который обобщил итоги работы ШМО за 1 четверть 2021-2022 учебного года, предложил считать результаты четверти удовлетворительной.


Голосовали: «за» - 5

«против» - нет

«воздержались» - нет

По результатам голосования МО решило: результаты итогов 2 четверти считать удовлетворительной.

По второму вопросу выступил Устюгов В.Б. Была дана полная информация о результатах первого и второго тура Всероссийской олимпиады школьников по предметам (история, обществознание, право, география, экономика). Было отмечено, что по сравнению с прошлым годом увеличилось количество участников олимпиады, стало больше призеров и победителей на школьном уровне.


По четвертому вопросу выступил Устюгов В.Б.

Вниманию учителей были предложены особенности ФГОС третьего поколения

  • Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике», «Обществознанию» и «Географии»

  • Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации

  • Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)

  • Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут

  • Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной

  • Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности

  • Определено базовое содержание программы воспитания

  • Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ

  • Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков

  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины

  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков

  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников

  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения, содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами


По пятому вопросу выступил учитель истории Верховская С.Б. своем выступлении они рассказали о путях подготовки учащихся в выпускным экзаменам в 9 и 11 классах и достижения высоких результатов на выпускных экзаменах.

Решение. Использовать представленные методические материалы учителя с целью повышения качества образования по предмету обществознание.


По шестому вопросу слушали руководителя МО Устюгова В.Б., который рассказал о переходе на новую линию учебников по истории России (УМК под. редакцией Н.М. Торкунова), а также переходе на новую, линейную систему обучения по истории России. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя историко-культурный стандарт. В концепции определены основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной российской школе. Концепция призвана обеспечить формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации и направлена на повышение качества школьного исторического образования. При этом качество образования понимается в широком педагогическом смысле. Концепция дополняет и конкретизирует в методологическом, научно-историческом и общепедагогическом аспектах требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного и среднего общего образования к образовательным результатам и условиям образовательной деятельности. В 2020-2021 учебном году заканчивается переход на новую линию учебников.

Было предложено использование выбранного ранее учителями УМК учебников, которые были приобретены образовательным учреждением и продолжить предметные линии: А.А. Вигасин – О.С. Сороко-Цюпа (всеобщая история, 5-10 классы), Н.М. Арсентьев, А.А, Данилов, П.С. Стефанович под редакцией А.В. Торкунова (история России 6-10 класс) т.к. данные УМК соответствуют рекомендациям МО РФ, указанным в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и соответствует учебным возможностям, способностям учащихся указанных классов. В 11 классе для курса «Россия в мире» использовать учебник «Россия в мире. С древнейших времен до начала 20 века»: Волобуев А.В., Абрамов А.В., Карпачев С.П. и др.

В 6-11 классах продолжить работу с УМК Л.Н. Боголюбова (обществознание, 6-11 классы).

По вопросу о рабочих программах слушали Аджаева А.В., он предложил начинать изучение курса истории в 6-11 классах со истории России.


Руководитель ШМО ____________________В.Б. Устюгов

Секретарь ___________________Ю.Е. Смородина



Приложение 1


Анализ итогов 1 четверти по истории в 5 классе (Верховская С.Б.)

    • на «5» - 15 чел. 11%

    • на «4» - 78 чел. 61%

    • на «3» - 32 чел. 25 %

    • на «2» - 3 чел. 3 %

Результативность

Предмет

Всего уч-ся

% успеваемости

Качество знаний

Средний балл

32

94

62

3,62

32

100

87

4,09

32

97

62

3,65

32

100

78

3,90


Анализ итогов 1 четверти по истории (Устюгов В.Б.)

    • на «5» - 39 чел. 10%

    • на «4» - 90 чел. 57%

    • на «3» - 41 чел. 27 %

    • на «2» - 5 чел. 6 %

Результативность

Предмет

Всего уч-ся

% успеваемости

Качество знаний

Средний балл

26

100

77

4,07

27

100

85

4,11

28

100

92

4,32

31

97

77

4,09

10А

11

100

72

3,72

11А

25

100

80

3,84

11Б

27

86

29

3,18


Анализ итогов 1 четверти по истории (Аджаев А.В.)

    • на «5» - 52 чел. 22%

    • на «4» - 112 чел. 51%

    • на «3» - 62 чел. 26 %

    • на «2» - 4 чел. 1 %

Результативность

Предмет

Всего уч-ся

% успеваемости

Качество знаний

Средний балл

30

100

96

4,53

28

100

75

3,96

29

100

65

4,06

30

100

56

3,66

21

100

61

3,66

30

100

93

4,16

23

100

47

3,47

10А

14

72

7

2,78

10Б

25

100

100

4,24


Анализ итогов 1 четверти по обществознанию (Устюгов В.Б.)

    • на «5» - 45 чел. 25%

    • на «4» - 75 чел. 42%

    • на «3» - 52 чел. 29 %

    • на «2» - 3 чел. 4 %

Результативность

Предмет

Всего уч-ся

% успеваемости

Качество знаний

Средний балл

26

100

73

4,03

27

100

85

4,14

28

100

78

4,14

31

100

77

4,19

10А

26

93

30

3,26

11А

25

100

64

3,76

11Б

13

93

69

3,76


Анализ итогов 1 четверти по обществознанию (Аджаев А.В.)

    • на «5» - 58 чел. 25%

    • на «4» - 116 чел. 51%

    • на «3» - 55 чел. 24 %

    • на «2» - 0 чел. 0 %

Результативность

Предмет

Всего уч-ся

% успеваемости

Качество знаний

Средний балл

30

100

93

4,33

28

100

75

4,00

29

100

68

4,03

30

100

56

3,93

21

100

61

3,71

30

100

93

4,33

23

100

60

3,95

10Б

25

100

100

4,44

11Б

13

100

15

3,23



Анализ итогов 1 четверти по географии (Насыров И.Р.)

    • на «5» - 78 чел. 19%

    • на «4» - 207 чел. 51%

    • на «3» - 111 чел. 27 %

    • на «2» - 4 чел. 3 %

Результативность

класс

Всего уч-ся

% успеваемости

Качество знаний

Средний балл

29

100

65,51

3,68

28

89

35,71

3,35

29

100

79,31

3,93

26

100

80,76

3,76

27

100

92,59

4,18

28

100

92,85

4.03

31

100

83,87

4,29

30

100

66,66

3,73

21

100

38,09

3,38

28

100

82,14

4,00

22

100

86,36

3,90

10а

26

96,15

53,84

3,57

10б

25

100

92

4,12

11а

24

100

66,66

3,37

11б

26

100

46,15

3.50



Протокол № 3

заседания школьного методического объединения учителей общественных наук

от 28. 12. 2021 г.


Присутствовали: Устюгов В.Б., Аджаев А.В., Насыров И.Р., Смородина Ю.Е., Верховская С.Б.

Отсутствовали – 1 (Букренева К.Г.)


Повестка заседания:

1.Итоги первого полугодия

2.Использование заданий из банка заданий по функциональной грамотности

3.Обсуждение рабочих программ, учебников на 2022-2023 учебный год.

4.Предметная неделя

5. Результативность в муниципальном этапе ВсОШ


По первому вопросу были выслушаны Аджаев А.В., Верховская С.Б., Насыров И.Р., Смородина Ю.Е., Устюгов В.Б. по результатам второй четверти для 5 – 9 классов и первого полугодия для 10 – 11 классов. (приложение 1)

Результаты работы первого полугодия признаны удовлетворительными.


По второму вопросу слушали руководителя МО Устюгова В.Б., который рассказал о создании регионального банка заданий для проведения различных видов контрольных работ. В данное время наполняется банк заданий для 9 классов по математике, русскому языку и обществознанию.

На следующий год планируется проведение работ для 5 и 9 классов.

В банке данных на данное время используются УМК Боголюбова и УМК Бордовских.

Было предложено:

- использовать банк данных для проведения контрольных работ по обществознанию;

- начать работу по составлению заданий с использованием функциональной грамотности по истории, обществознанию и географии для 5-9 классов.


Голосовали: «за» - 5

«против» - нет

«воздержались» - нет

По результатам голосования МО решило: начать работу по составлению заданий с использованием функциональной грамотности по истории, обществознанию и географии для 5-9 классов.


По третьему вопросу Устюгов В.Б. предложил использование выбранного ранее учителями УМК учебников, которые были приобретены образовательным учреждением и продолжить предметные линии: А.А. Вигасин – О.С. Сороко-Цюпа (всеобщая история, 5-10 классы), Н.М. Арсентьев, А.А, Данилов, П.С. Стефанович под редакцией А.В. Торкунова (история России 6-10 класс) т.к. данные УМК соответствуют рекомендациям МО РФ, указанным в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и соответствует учебным возможностям, способностям учащихся указанных классов. В 11 классе для курса «Россия в мире» использовать учебник «Россия в мире. С древнейших времен до начала 20 века»: Волобуев А.В., Абрамов А.В., Карпачев С.П. и др.

В 6-11 классах продолжить работу с УМК Л.Н. Боголюбова (обществознание, 6-11 классы).

По вопросу о рабочих программах слушали Аджаева А.В., он предложил начинать изучение курса истории в 6-11 классах с истории России.


По четвертому вопросу заслушано сообщение Аджаева А.В. о проведенных мероприятиях правовой недели, которая включала в себя проведение Всероссийского единого урока «Права человека», Всероссийского правового (юридического) диктанта, Всероссийского теста по Конституции РФ и участие в Международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны»


По пятому вопросу выступили Насыров И.Р., Верховская С.Б., Аджаев А.В., рассказав о результатах Всероссийской олимпиады школьников на муниципальном этапе. Было отмечено, что по сравнению с прошлым годом увеличилось количество участников олимпиады, стало больше призеров и победителей на школьном уровне.

Верховская С.Б. предложила внести изменения в подготовку обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников. Предложения по подготовке были приняты.



Руководитель МО: _______________________Устюгов В.Б.


Секретарь МО: _________________________Смородина Ю.Е.