Протокол № 1
заседания школьного методического объединения учителей
общественных наук
от 31. 08. 2021 г.
Тема: «Планирование и организация методической работы на 2021– 2022 учебный год»
Присутствовали: Устюгов В.Б., Аджаев А.В., Насыров И.Р., Смородина Ю.Е., Верховская С.Б.
Отсутствовали – 1 (Букренева К.Г. – Департамент)
Повестка заседания:
1. Анализ работы МО за 2020-2021 учебный год. Цели и задачи на 2021-2022 уч. год. 2. Анализ проведения ГИА и ЕГЭ по истории, обществознанию, географии за 2020-2021 уч. год. 3. Изучение нормативно - правовых документов (методические рекомендации, ФГОС НОО и ООО третьего поколения).
4. Обсуждение плана работы МО по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
5. Обсуждение календарно-тематического планирования, УМК, факультативных и элективных курсов по предмету на 2021-2022 учебный год. 6. Календарь образовательных событий 2021-2022 учебного года в работе МО учителей истории и обществознания
По первому вопросу выступил руководитель ШМО учителей общественных наук Устюгов В.Б. который обобщил итоги работы ШМО за 2020-2021 учебный год, предложил считать работу ШМО удовлетворительной (анализ работы прилагается).
Голосовали: «за» -5
«против» - нет
«воздержались» - нет
По результатам голосования МО решило: работу ШМО учителей общественных наук за 2020-2021 учебный год считать удовлетворительной.
По второму вопросу выступили Устюгов В.Б. и Насыров И.Р. Была дана полная информация о результатах ОГЭ о истории, обществознанию и географии в 9 классах, ЕГЭ по истории, обществознанию, географии в 11 классах. Было отмечено, что востребованность предметов история и обществознания как предметов по выбору растет у выпускников как 9, так и 11 классов. В 9 классе обществознание сдавало 69% выпускников, историю около 3%, в 11 классе историю 11%, обществознание 67%.
Руководитель МО обратил внимание учителей на типы заданий, типичные ошибки, допущенные учащимися и недостатки в выполнении заданий. Недостаточно справились учащиеся с такими заданиями, которые потребовали применить знания в заданиях на соответствие, связанных с вопросами культуры, написанием развернутого ответа на вопрос с использованием знаний на научном уровне, составлением плана развернутого ответа по заданной теме. Причем, эти ошибки оказались типичны как для обществознания, так и для истории.
Решение. Организовать работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ с учетом выявленных недостатков в 2020-2021 учебном году.
Голосовали: «за» -5
«против» - нет
«воздержались» - нет
По третьему вопросу выступил Устюгов В.Б. Вниманию учителей были предложены особенности ФГОС третьего поколения
Впервые вводится ФГОС НОО и ООО одновременно
Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения
Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков
Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины
Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков
Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников
Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения, содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами
По четвертому вопросу выступил учитель географии Насыров И.Р и учитель истории Устюгов В.Б. своем выступлении они рассказали о путях подготовки учащихся в выпускным экзаменам в 9 и 11 классах и достижения высоких результатов на выпускных экзаменах.
Решение. Использовать представленные методические материалы учителями с целью повышения качества образования по предметам история, обществознание и география.
Голосовали: «за» -5
«против» - нет
«воздержались» - нет
По пятому вопросу Насыров И.Р. представил материалы с дистанционных курсов учителей географии по составлению и корректировке рабочих программ учителей на основании новых примерных рабочих программ, представленных Министерством образования и науки РФ, и Аджаев А.В. представил материалы по корректировке с учетом ИКС и перехода на линейную структуру преподавания предмета «История» в школе.
Решение. Использовать данные материалы в работе.
Голосовали: «за» -5
«против» - нет
«воздержались» - нет
На основании предложений учителей был скорректирован план работы методического объединения на 2021-2022 учебный год.
Решение. Утвердить план заседаний МО учителей истории и обществознания на 2021-2022 учебный год.
Руководитель ШМО: Устюгов В.Б.
Протокол № 2
заседания школьного методического объединения учителей
общественных наук
от 02. 11. 2021 г.
Повестка:
1. Анализ работы за 1 четверть.
2. Итоги первого тура Всероссийской олимпиады школьников по предметам ШМО 3. Работа с банком заданий по функциональной грамотности на платформе РЭШ.
4. Подготовка к разработке программ по ФГОС третьего поколения.
5. Обмен опытом подготовки к ЕГЭ и ГИА.
6. Новый ФПУ и разбор линии УМК по истории и обществознанию
По первому вопросу выступили учителя Аджаев А.В., Верховская С.Б., Насыров И.Р., Смородина Ю.Е., предоставившие результаты работы за вторую четверть и Устюгов В.Б., который обобщил итоги работы ШМО за 1 четверть 2021-2022 учебного года, предложил считать результаты четверти удовлетворительной.
Голосовали: «за» - 5
«против» - нет
«воздержались» - нет
По результатам голосования МО решило: результаты итогов 2 четверти считать удовлетворительной.
По второму вопросу выступил Устюгов В.Б. Была дана полная информация о результатах первого и второго тура Всероссийской олимпиады школьников по предметам (история, обществознание, право, география, экономика). Было отмечено, что по сравнению с прошлым годом увеличилось количество участников олимпиады, стало больше призеров и победителей на школьном уровне.
По четвертому вопросу выступил Устюгов В.Б.
Вниманию учителей были предложены особенности ФГОС третьего поколения
Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике», «Обществознанию» и «Географии»
Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации
Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)
Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут
Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной
Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности
Определено базовое содержание программы воспитания
Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков
Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины
Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков
Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников
Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения, содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами
По пятому вопросу выступил учитель истории Верховская С.Б. своем выступлении они рассказали о путях подготовки учащихся в выпускным экзаменам в 9 и 11 классах и достижения высоких результатов на выпускных экзаменах.
Решение. Использовать представленные методические материалы учителя с целью повышения качества образования по предмету обществознание.
По шестому вопросу слушали руководителя МО Устюгова В.Б., который рассказал о переходе на новую линию учебников по истории России (УМК под. редакцией Н.М. Торкунова), а также переходе на новую, линейную систему обучения по истории России. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя историко-культурный стандарт. В концепции определены основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной российской школе. Концепция призвана обеспечить формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации и направлена на повышение качества школьного исторического образования. При этом качество образования понимается в широком педагогическом смысле. Концепция дополняет и конкретизирует в методологическом, научно-историческом и общепедагогическом аспектах требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного и среднего общего образования к образовательным результатам и условиям образовательной деятельности. В 2020-2021 учебном году заканчивается переход на новую линию учебников.
Было предложено использование выбранного ранее учителями УМК учебников, которые были приобретены образовательным учреждением и продолжить предметные линии: А.А. Вигасин – О.С. Сороко-Цюпа (всеобщая история, 5-10 классы), Н.М. Арсентьев, А.А, Данилов, П.С. Стефанович под редакцией А.В. Торкунова (история России 6-10 класс) т.к. данные УМК соответствуют рекомендациям МО РФ, указанным в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и соответствует учебным возможностям, способностям учащихся указанных классов. В 11 классе для курса «Россия в мире» использовать учебник «Россия в мире. С древнейших времен до начала 20 века»: Волобуев А.В., Абрамов А.В., Карпачев С.П. и др.
В 6-11 классах продолжить работу с УМК Л.Н. Боголюбова (обществознание, 6-11 классы).
По вопросу о рабочих программах слушали Аджаева А.В., он предложил начинать изучение курса истории в 6-11 классах со истории России.
Руководитель ШМО ____________________В.Б. Устюгов
Секретарь ___________________Ю.Е. Смородина
Приложение 1
Анализ итогов 1 четверти по истории в 5 классе (Верховская С.Б.)
на «5» - 15 чел. 11%
на «4» - 78 чел. 61%
на «3» - 32 чел. 25 %
на «2» - 3 чел. 3 %
Результативность
Предмет | Всего уч-ся | % успеваемости | Качество знаний | Средний балл |
5А | 32 | 94 | 62 | 3,62 |
5Б | 32 | 100 | 87 | 4,09 |
5В | 32 | 97 | 62 | 3,65 |
5Г | 32 | 100 | 78 | 3,90 |
Анализ итогов 1 четверти по истории (Устюгов В.Б.)
на «5» - 39 чел. 10%
на «4» - 90 чел. 57%
на «3» - 41 чел. 27 %
на «2» - 5 чел. 6 %
Результативность
Предмет | Всего уч-ся | % успеваемости | Качество знаний | Средний балл |
8А | 26 | 100 | 77 | 4,07 |
8Б | 27 | 100 | 85 | 4,11 |
8В | 28 | 100 | 92 | 4,32 |
8Г | 31 | 97 | 77 | 4,09 |
10А | 11 | 100 | 72 | 3,72 |
11А | 25 | 100 | 80 | 3,84 |
11Б | 27 | 86 | 29 | 3,18 |
Анализ итогов 1 четверти по истории (Аджаев А.В.)
на «5» - 52 чел. 22%
на «4» - 112 чел. 51%
на «3» - 62 чел. 26 %
на «2» - 4 чел. 1 %
Результативность
Предмет | Всего уч-ся | % успеваемости | Качество знаний | Средний балл |
6А | 30 | 100 | 96 | 4,53 |
6Б | 28 | 100 | 75 | 3,96 |
6В | 29 | 100 | 65 | 4,06 |
9А | 30 | 100 | 56 | 3,66 |
9Б | 21 | 100 | 61 | 3,66 |
9В | 30 | 100 | 93 | 4,16 |
9Г | 23 | 100 | 47 | 3,47 |
10А | 14 | 72 | 7 | 2,78 |
10Б | 25 | 100 | 100 | 4,24 |
Анализ итогов 1 четверти по обществознанию (Устюгов В.Б.)
на «5» - 45 чел. 25%
на «4» - 75 чел. 42%
на «3» - 52 чел. 29 %
на «2» - 3 чел. 4 %
Результативность
Предмет | Всего уч-ся | % успеваемости | Качество знаний | Средний балл |
8А | 26 | 100 | 73 | 4,03 |
8Б | 27 | 100 | 85 | 4,14 |
8В | 28 | 100 | 78 | 4,14 |
8Г | 31 | 100 | 77 | 4,19 |
10А | 26 | 93 | 30 | 3,26 |
11А | 25 | 100 | 64 | 3,76 |
11Б | 13 | 93 | 69 | 3,76 |
Анализ итогов 1 четверти по обществознанию (Аджаев А.В.)
на «5» - 58 чел. 25%
на «4» - 116 чел. 51%
на «3» - 55 чел. 24 %
на «2» - 0 чел. 0 %
Результативность
Предмет | Всего уч-ся | % успеваемости | Качество знаний | Средний балл |
6А | 30 | 100 | 93 | 4,33 |
6Б | 28 | 100 | 75 | 4,00 |
6В | 29 | 100 | 68 | 4,03 |
9А | 30 | 100 | 56 | 3,93 |
9Б | 21 | 100 | 61 | 3,71 |
9В | 30 | 100 | 93 | 4,33 |
9Г | 23 | 100 | 60 | 3,95 |
10Б | 25 | 100 | 100 | 4,44 |
11Б | 13 | 100 | 15 | 3,23 |
Анализ итогов 1 четверти по географии (Насыров И.Р.)
на «5» - 78 чел. 19%
на «4» - 207 чел. 51%
на «3» - 111 чел. 27 %
на «2» - 4 чел. 3 %
Результативность
класс | Всего уч-ся | % успеваемости | Качество знаний | Средний балл |
7а | 29 | 100 | 65,51 | 3,68 |
7б | 28 | 89 | 35,71 | 3,35 |
7в | 29 | 100 | 79,31 | 3,93 |
8а | 26 | 100 | 80,76 | 3,76 |
8б | 27 | 100 | 92,59 | 4,18 |
8в | 28 | 100 | 92,85 | 4.03 |
8г | 31 | 100 | 83,87 | 4,29 |
9а | 30 | 100 | 66,66 | 3,73 |
9б | 21 | 100 | 38,09 | 3,38 |
9в | 28 | 100 | 82,14 | 4,00 |
9г | 22 | 100 | 86,36 | 3,90 |
10а | 26 | 96,15 | 53,84 | 3,57 |
10б | 25 | 100 | 92 | 4,12 |
11а | 24 | 100 | 66,66 | 3,37 |
11б | 26 | 100 | 46,15 | 3.50 |
Протокол № 3
заседания школьного методического объединения учителей общественных наук
от 28. 12. 2021 г.
Присутствовали: Устюгов В.Б., Аджаев А.В., Насыров И.Р., Смородина Ю.Е., Верховская С.Б.
Отсутствовали – 1 (Букренева К.Г.)
Повестка заседания:
1.Итоги первого полугодия
2.Использование заданий из банка заданий по функциональной грамотности
3.Обсуждение рабочих программ, учебников на 2022-2023 учебный год.
4.Предметная неделя
5. Результативность в муниципальном этапе ВсОШ
По первому вопросу были выслушаны Аджаев А.В., Верховская С.Б., Насыров И.Р., Смородина Ю.Е., Устюгов В.Б. по результатам второй четверти для 5 – 9 классов и первого полугодия для 10 – 11 классов. (приложение 1)
Результаты работы первого полугодия признаны удовлетворительными.
По второму вопросу слушали руководителя МО Устюгова В.Б., который рассказал о создании регионального банка заданий для проведения различных видов контрольных работ. В данное время наполняется банк заданий для 9 классов по математике, русскому языку и обществознанию.
На следующий год планируется проведение работ для 5 и 9 классов.
В банке данных на данное время используются УМК Боголюбова и УМК Бордовских.
Было предложено:
- использовать банк данных для проведения контрольных работ по обществознанию;
- начать работу по составлению заданий с использованием функциональной грамотности по истории, обществознанию и географии для 5-9 классов.
Голосовали: «за» - 5
«против» - нет
«воздержались» - нет
По результатам голосования МО решило: начать работу по составлению заданий с использованием функциональной грамотности по истории, обществознанию и географии для 5-9 классов.
По третьему вопросу Устюгов В.Б. предложил использование выбранного ранее учителями УМК учебников, которые были приобретены образовательным учреждением и продолжить предметные линии: А.А. Вигасин – О.С. Сороко-Цюпа (всеобщая история, 5-10 классы), Н.М. Арсентьев, А.А, Данилов, П.С. Стефанович под редакцией А.В. Торкунова (история России 6-10 класс) т.к. данные УМК соответствуют рекомендациям МО РФ, указанным в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и соответствует учебным возможностям, способностям учащихся указанных классов. В 11 классе для курса «Россия в мире» использовать учебник «Россия в мире. С древнейших времен до начала 20 века»: Волобуев А.В., Абрамов А.В., Карпачев С.П. и др.
В 6-11 классах продолжить работу с УМК Л.Н. Боголюбова (обществознание, 6-11 классы).
По вопросу о рабочих программах слушали Аджаева А.В., он предложил начинать изучение курса истории в 6-11 классах с истории России.
По четвертому вопросу заслушано сообщение Аджаева А.В. о проведенных мероприятиях правовой недели, которая включала в себя проведение Всероссийского единого урока «Права человека», Всероссийского правового (юридического) диктанта, Всероссийского теста по Конституции РФ и участие в Международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны»
По пятому вопросу выступили Насыров И.Р., Верховская С.Б., Аджаев А.В., рассказав о результатах Всероссийской олимпиады школьников на муниципальном этапе. Было отмечено, что по сравнению с прошлым годом увеличилось количество участников олимпиады, стало больше призеров и победителей на школьном уровне.
Верховская С.Б. предложила внести изменения в подготовку обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников. Предложения по подготовке были приняты.
Руководитель МО: _______________________Устюгов В.Б.
Секретарь МО: _________________________Смородина Ю.Е.