СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протоколы родительских собраний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание – традиционная форма работы с семьей

Рекомендации и правила проведения родительских собраний

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей.

Основной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания. Они проводятся с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка. При этом опыт родителей полностью игнорируется.

На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Семья вместе с детским садом создает важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Родители - неотъемлемое звено в образовательном пространстве детского сада.

Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы   работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

Десять правил проведения родительских собраний.

1. Собрание должно запомниться.

2. Собрание должно заставить задуматься.

3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.

5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

6. На каждого родителя должно хватить времени.

7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.

8. Уважайте свое время и время родителей- собрание не должно длиться более 1ч 20 мин (20 мин.-донести новую информацию,15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.

9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

10.Будьте изобретательны- проводите каждое собрание по-новому.

Чего не стоит делать на собрании?

- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

- Давать негативную оценку всей группе.

- Использовать для общения с родителями назидательный тон.

Как сделать собрание запоминающимся?

Для этого надо:

- приводить интересные факты. Например: «Леонардо да Винчи, Мирей Матье –это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;

- спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;

- рекомендовать упражнения, книги, пособия;

- менять формы собраний.

Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?

Это значит:

- Сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;

- Приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;

- Всегда поощрять наиболее активных родителей.

- Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.

Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально, учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.

Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.

Признаки успешного проведения собраний-встреч:

- направленность встреч на поддержку и помощь родителям в воспитании детей;

- искреннее выражение педагогами своих чувств, умение управлять ими, внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи, участвующих в собрании;

- способность педагогов ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах, предъявляемых участниками; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; держать паузу.

- умение педагогов подвести собрание к принятию совместного решения.

Ведущему собрание-встречу педагогу важно научиться:

- уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;

- верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы;

- эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей;

- активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;

- определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями, а создавать условия для инсайда (показать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах);

- стремиться к пониманию и совместному решению проблемы.

Рекомендации

по успешному проведению родительского собрания в ДОУ:

1. Активизировать обсуждение с помощью вопросов.

2. Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.

3. Обеспечить присмотр за детьми.

4.Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки, фотографии детей, видео и т.д.

5. Сделать красивые персональные приглашения.

6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.

7. Сообщения должны быть короткими.

8. Оживить собрание шуткой- посмеяться всегда хорошо.

9. Провести собрание как встречу с друзьями.

10. Если кто-то не смог посетить собрание, выразить родителям надежду, что следующая встреча состоится обязательно.

11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.

 

Использование интерактивных методов на родительских собраниях

Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т.е. соревнуются умы и таланты. Психологическая наука считает, что каждый коллектив обладает различными неповторимыми особенностями, скрытыми возможностями.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» - это взаимный, «act» - действовать.

Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.

Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет воспитатель. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.

Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом, педагогами и другими специалистами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес.

Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Самые активные формы работы - родительские собрания, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками разговора.

На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и др.

Просмотр содержимого документа
«Протоколы родительских собраний»

Протокол №1 родительского собрания 4 «В» класс от «30» августа 2018 года

Присутствовало – 12 человек

Повестка дня:

  1. Выборы родительского комитета.

  2. Праздничная линейка первого сентября.

  3. О планах на 2018/2019 учебный год.

  4. О проведении инструктажей по технике безопасности.

Слушали:

По первому вопросу выступила родитель Деньщикова Ю.Ю с предложением выдвинуть следующие кандидатуры в состав родительского комитета класса: Черникову М.В, Башакину О.А. Голикову Н.А.

По второму вопросу выступила классный руководитель Буйнова С. А. о праздновании первого звонка, говорила о внешнем виде учащихся.

По третьему вопросу выступила классный руководитель о планах на 2018/2019 учебный год.

По четвертому вопросу выступила классный руководитель о проведении инструктажей по технике безопасности

Решили:


По первому вопросу решили утвердить родительский комитет 4 класса в составе 3-х человек: Черникова М.В., Башакина О.А., Голикова Н.А

По второму вопросу постановили прийти детям в парадной форме.

По третьему вопросу решили по возможности осуществлять поездки, экскурсии, походы, а также принимать активное участие в жизни школы.

По четвертому вопросу классный руководитель провела обобщенный инструктаж с родителями на 2018/2019 учебный год.




Председатель родительского комитета:____________________Черникова М.В.




Секретарь:_________________________Башакина О.А.





Протокол №2 родительского собрания 4 «В» класс от «24» октября 2018 года

Присутствовало – 11 человек

Повестка дня:

  1. Успеваемость и поведение учащихся в школе.

  2. О ведении портфолио учащихся.

  3. Правонарушения несовершеннолетних: причины, профилактика.

  4. «Культура общения младших школьников» (Доклад)

  5. О Всероссийских проверочных работах в 4 классе как составляющей Единой системы оценки качества образования.


Слушали:

По первому вопросу выступила классный руководитель Буйнова С.А. об успеваемости и поведении учащихся в школе.

По второму вопросу выступила классный руководитель Буйнова С.А. о правильном ведении портфолио учащихся и целях данной работы.

По третьему вопросу выступила педагог-психолог Усова Г.И. и дефектолог Естина А.В

По четвертому вопросу выступила классный руководитель Буйнова С.А с докладом на тему «Культура общения младших школьников».

По пятому вопросу выступила классный руководитель Буйнова С.А. и познакомила родителей с порядком проведения, официальными документами, регламентирующими проведение ВПР в 2018-2019 учебном году.


Решили:


По первому вопросу решили проводить совместные индивидуальные беседы (родитель и учитель) с учащимися.

По второму вопросу постановили продолжать вести портфолио и усилить контроль за его ведением со стороны родителей.

По третьему вопросу выслушали педагога-психолога и социального педагога о правонарушениях несовершеннолетних. Приняли информацию к сведению.

По четвертому вопросу выслушали доклад на тему «Культура общения младшего школьника». Родители поделились своими советами на эту тему.

По пятому вопросу ознакомились с примерным графиком проведения ВПР в 2018-2019 учебном году, узнали, что ВПР будет по предметам русский язык, математика и окружающий мир.


Председатель родительского комитета:___________________Черникова М.В.


Секретарь:_________________________Башакина О.А.

Протокол №3 родительского собрания 4 «В» класс от «21» декабря 2018 года

Тема: «Гиперактивный ребенок. Его отношение к окружающим»

Присутствовало – 11 человек

Повестка дня:

  1. Инструктаж по технике безопасности.

  2. Подведение итогов второй четверти.

  3. «Гиперактивный ребенок. Его отношение к окружающим»

  4. Разное

Слушали:

По первому вопросу слушали классного руководителя, Буйнову С.А. Она познакомила родителей с инструктажами по ТБ:

  1. «В соответствии с письмом министерства образования Орловской области от 26.01.2017 №16-01-15/480 проведён внеплановый инструктаж с участниками образовательного процесса по безопасному поведению на улице в зимний период»,

  2. «Инструктаж о мерах по предупреждению антитеррористической угрозы в образовательных учреждениях»,

  3. «Инструктаж о мерах пожарной безопасности для обучающихся»,

  4. «Инструктаж, как вести себя при встрече с бродячими собаками»,

  5. «Инструктаж по технике безопасности при проведении новогодних и рождественских праздников»,

  6. «Инструктаж по технике безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий»,

  7. «Инструктаж при перевозке обучающихся, воспитанников автомобильным транспортом»,

  8. «Инструктаж по технике безопасности в зимний период».

  9. Контрольно-пропускной режим в ОУ.


По второму вопросу слушали классного руководителя. Она познакомила родителей с итогами второй четверти по предметам, сообщила результаты административных работ по русскому языку и математике, сказала о результатах проверки техники чтения. Сказала о положительной динамике в обучении учащихся. Отметила пробелы в знаниях у отдельных учащихся по усвоению программного материала. Определила пути ликвидации пробелов. Учитель акцентировала внимание родителей на качестве выполнения учащимися домашних заданий, ведении тетрадей и школьных дневников.


По третьему вопросу слушали классного руководителя. Она рассказала родителям о проблемах гиперактивных детей. Это комплексная проблема, и она требует внимания, как родителей, так и врачей, педагогов и психологов.


По четвертому вопросу слушали представителей родительского собрания, председателя родительского комитета. Они предложили провести досуговые мероприятия в период зимних каникул, составить план мероприятий на 3-4 четверть.



Решили.


  1. Контролировать выполнение учащимися инструктажей по технике безопасности.

  2. Принять к сведению рекомендации классного руководителя, применять их при воспитании своего ребёнка.

  3. Ежедневно контролировать внешний вид детей, выполнение ими домашних заданий, ведение школьных тетрадей и дневников учащихся.


Председатель родительского комитета_____________________Черникова М.В.


Секретарь родительского собрания________________________Башакина О.А.





































Протокол №4 родительского собрания 4 «В» класс от «21» марта 2019 года

Присутствовало – 12 человек

Повестка дня:

  1. «Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника».

  2. Ведение дневников и тетрадей.

  3. Знакомство с порядком проведения Всероссийских проверочных работ в  4 классе.  О подготовке уч-ся к ВПР. Советы родителям.

  4. Знакомство родителей с инструктажами « ТБ в весенний период»

  5. Летний отдых детей.

Слушали: Выступила Буйнова С.А.классный руководитель 4 «В» класса.  В своем сообщении она рассказала о роли домашнего задания в самостоятельной работе школьника. По второму вопросу выступила Буйнова С.А. Она обратила внимание родителей на ведение дневников, указала на неаккуратность заполнения. Ею были сделаны замечания по ведению тетрадей и даны рекомендации по их устранению.

По третьему вопросу выступила Буйнова С.А. Она рассказала о том, как ведётся подготовка уч-ся к ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру. Ответила на возникшие у родителей вопросы, связанные с организацией и проведением ВПР, зачитала памятку для родителей. -

По четвертому вопросу Буйнова С.А. сказала о том, что с наступлением весны в окружающем мире происходят изменения. Появляется опасность для жизни и здоровья детей. Родители учащихся познакомились с техникой безопасности в весенний период. Также внимание родителей было обращено на то, что скоро начнутся весенние каникулы, и родители несут полную ответственность за жизнь и здоровье детей в этот период. Классный руководитель проинформировала родителей об организации летнего отдыха в ОУ и загородных лагерях..Она сказала, что на базе МБОУ СОШ №3 будет работать пришкольный лагерь в июне месяце.

Решили 1.Принять к сведению: -рекомендации классного руководителя по организации выполнения домашних заданий с детьми. -замечания по поводу ведения тетрадей и дневников учащихся. 3. Родителям и классному руководителю провести разъяснительную беседу с детьми о безопасном поведении в период весенних каникул. 4. Принять к сведению информацию классного руководителя по организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере на базе ОУ.

Председатель родительского Комитета __________________ Черникова М.В.

Секретарь ____________________Башакина О.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!