СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протоколы школьных объединений

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выписка из Протокола б»

Выписка из Протокола № 1

заседания школьного методического объединения

учителей-предметников

от 31 августа 2018 учебного года.


Присутствовали: 10 человек

Приглашённые: 4 человека

Отсутствуют : нет


Повестка:

1.Выборы руководителя и секретаря ШМО.

2. Планирование работы ШМО на 2018-2019 учебный год. Обсуждение и утверждение методической темы МО, цели и задач работы План работы.

3.Подготовка к утверждению рабочих программ по предметам, элективным курсам, кружковой работе и внеурочной деятельности, плана проведения предметных недель.

4 Методическое сообщение «Технологическая карта урока» , «Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»

5. Аттестация педагогических работников:-  нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации педагогов.


Слушали

третьему вопросу Белякову Т.В., учителя английского языка. Она выступила с методическим сообщением «Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности».

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального и основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках.

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно.

Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  • на практике реализовать межпредметные связи;

  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  1. необходимость описания всего процесса деятельности;

  2. указание операций, их составных частей.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

  1. тщательного планирования каждого этапа деятельности;

  2. максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

  3. координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;

  4. введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор остановили на такой технологической карте урока:

1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.



Просмотр содержимого документа
«Выписка из протокола 5 17-18 б»





/

Приложение 1.

В настоящее время государство и правительство обратило особое внимание на проблемы школы. В России успешно осуществляется национальный проект «Образование». Мы это ощутили и в нашей школе. Это и денежные гранты лучшим учителям, и награждения талантливых учащихся, и подключение школ к Интернету. И все это служит одной цели – повышению качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными во взрослом мире.

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, т.к. формирование личности ученика, признание ее важности, ценности и необходимости происходит под влиянием личности педагога.

В современных условиях реформирования образования, радикально меняются образовательные функции педагога, соответственно меняются требования и к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма, личностного роста.

В профессиональном смысле личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса предполагает овладение им в полном объеме профессиональными компетентностями. Это и специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, и методическая, и психолого-педагогическая, информационная, коммуникативная компетентность. Чтобы выяснить какова же «модельная» личность учителя XXI века, какими качествами должен обладать современный учитель, было проведено анкетирование среди

учащихся 9 классов школы ( был представлен анализ проведенного анкетирования).

В результате проведенного исследования получился образ современного учителя глазами учеников, который кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!

Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы, ни менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим, любящим свое дело и в первую очередь – детей.

Белякова Т.В. уделила особое внимание одному из основных механизмов развития профессиональной компетентности педагога – повышению квалификации. Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС. Она отметила, что учителя школы повышают свою квалификацию через дистанционное обучение в институтах повышения квалификации, в том числе и СОИРО г.Смоленск, через самообразование, через участие в профессиональных мероприятиях различного уровня.

Беляковой Т.В. было отмечено, что повышение квалификации через обучение по дополнительным профессиональным программам в прошедшем учебном году прошли 5 педагогов (50%), обучение по программам, отражающим специфику введения и реализации ФГОС – 4 педагога (40%).

Безусловно, для педагогов, как людей публичных, чрезвычайно важна оценка и признание собственной профессиональной деятельности. Во многом этому способствует процедура аттестации, через которую в прошлом учебном году успешно прошли 5 педагогов и всем аттестуемым были присвоены категории: 2 педагогам присвоена высшая квалификационная категория, 3 педагогам – первая. Присвоение квалификационной категории, становится составляющей общей оценки его профессионализма. В новых условиях аттестации работа педагога будет также оцениваться как с точки зрения достижений обучающегося, так и с точки зрения профессионального роста самого учителя.