Протокол № 4 А
заседания МО учителей русского языка и литературы МБОУЛ г. Светлограда от 08.02.2016 г.
Присутствовали: все члены МО
Повестка
«Эффективность работы учителей по обеспечению качественного образования»
Изучение нормативных документов и проведение разъяснительной работы по ГИА 2016 года
Обзор новинок методической и педагогической литературы
Организационные вопросы
Слушали:
1. По первому вопросу выступили учителя – предметники:
Мельникова Р.А. рассказала об Эффективной работе по обеспечению качественной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ (использование «средств обратной связи») – выступление прилагается
Голощапова О.В., Ладовская Т.В., Павловская Е.В. поделились методами, приемами и формами работы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: в процессе обучения на уроках русского языка необходимо
Усилить практическую направленность обучения по предметам, учить школьников применять полученные знания и умения в ситуациях близких к реальной жизни;
Организация деятельности учащихся, создание реальных условий для развития творческой деятельности через внедрение инновационных технологий, развитие межпредметной компетенции;
Целенаправленно готовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме и форме ЕГЭ через активное внедрение тестовых технологий.
По вопросу организации индивидуальных занятий по русскому языку со слабоуспевающими учащимися выпускных классов выступила Порублёва Л.Д., рекомендовала составить план работы по этому вопросу на весь учебный год:
- организовать повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого специальное время в учебном процессе;
- совершенствовать приемы и методы работы по анализу текстов различных стилей, с выявлением языковых средств, характерных для того или иного стиля и типа речи;
- формировать у учащихся умения применения полученных знаний при выполнении тестовых знаний;
- использовать эффективные методики, помогающие повысить качество знаний учащихся
2. По второму вопросу выступила заместитель директора лицея по УВР Николаеву И.О., ознакомила присутствующих с нормативными документами:
Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2016 году (Приложение 1 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01)
Правила заполнения бланков единого государственного экзамена в 2016 году (Приложение 2 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01)
Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (Приложение 14 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01)
Методические материалы по подготовке и проведению государственной и итоговой аттестации по образовательным программам общего образования в форме основного государственного экзамена в 2016 году (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науке)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12. 2013 г. №1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12. 2013 г. №1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
Постникова Е.А., руководитель МО учителей русского языка и литературы, детально ознакомила с Методическими рекомендациями по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по всем учебным предметам в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма) Приложение 15 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01:
Общие положения
ГВЭ-9 по русскому языку
Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ГВЭ-9 по русскому языку
Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку в форме ГВЭ-9 (письменная форма)
Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 (письменная форма) по русскому языку
ГВЭ-9 по литературе
Структура и содержание экзаменационной работы
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Образец экзаменационного материала по литературе
Предложила для рассмотрения примерные темы сочинения-рассуждения:
Почему человеку интересно наблюдать за явлениями природы?
Почему нужно уметь быть благодарным?
С какими испытаниями сталкивается человек на войне?
Комплект тем сочинений № А9-1
«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих». (Ф.М. Достоевский)
«Назначение человека именно то, чтобы делать добро». (В.И. Даль)
В чём, с Вашей точки зрения, может проявляться гражданская позиция человека?
Какие жизненные принципы избрал для себя Хлестаков? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Комплект тем сочинений № К9-1
«Природа… будит в нас потребность любви». (И.С. Тургенев)
Размышление о важности взаимопонимания между людьми.
В чём разрушительность эгоизма для личности?
Какие человеческие пороки высмеивает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль»?
3. С обзором новинок методической и педагогической литературы выступила Комиссарова Н.В.
Решение:
Всем учителям русского языка и литературы изучить нормативные документы о порядке проведения ГИА. Изучать с учащимися «Правила заполнения бланков ГИА-2016» и тренировать их в заполнении бланков
Совершенствовать систему подготовки обучающихся 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации: активно использовать индивидуальные и групповые консультации, усилить подготовку к ГИА и ЕГЭ слабоуспевающих учащихся, осуществлять тесный контакт с классными руководителями и родителями в целях подготовки к экзаменам.
Проводить тестирование в формате ЕГЭ и ОГЭ с подробным разбором допущенных ошибок
Руководитель МО учителей
русского языка и литературы Е.А. Постникова
Эффективность работы учителей по обеспечению качественной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ (использование «средств обратной связи»)
Я думаю каждый из нас, стараясь внимательно слушать выступающего, в определенный момент ловил себя на мысли, что он думает о своем, точно такое же происходит и с учащимися на уроке.
Предлагаю вам познакомиться с уникальной методикой взаимодействия с учащимися, автором которой является Марк Бенцианович Волович. При использовании данной методики любое общение с классом становиться эффективнее, так как ученики принимают в этом общении активное участие (на вопрос заданный классу отвечают все ученики, каждый ответ оценен, т.е. каждый ученик знает, верно или неверно он ответил).
Первое, что очень важно предпринять – ввести активное использование «средств обратной связи» на уроке - сигнальные карточки - кусочек картона, оклеенный с одной стороны зеленой бумагой, с другой – красной ;сигнальная линеечка - это обычная линеечка, края тыльной стороны которой окрашены в контрастные цвета, например, в красный и синий /или зеленый/.
При использования этого приема надо проявить твердость и настойчивость как по отношению к учащимся, так и к себе лично. Дело в том, что в противном случае мы снижаем эффективность собственного труда … в ДЕСЯТКИ раз!
Первое время идет сложная для самого учителя перестройка сознания, учителю приходится
постоянно «держать под контролем» не только содержание излагаемого учащимся материала, последовательность различных этапов работы и смены виды деятельности учащихся, но и ...собственную речь и даже собственное поведение (перед уроком приходилось обдумывать буквально все, вплоть до того, где, как и когда стоять, как на что реагировать, какими будут интонации и пр.).
Ведь до сих пор, почти наверняка, у нас выработалась привычка моментально реагировать на каждую значимую реплику ученика, прямо или косвенно оценивая ее: «Молодец, правильно!» или: «Разве? А кто думает иначе?» и пр. Теперь предстоит нелегкая задача – отучить себя от подобной реакции. Чтобы дети начали работать на уроке активно и постоянно, надо им эту возможность предоставить. Наши оценочные высказывания, автоматически вырывающиеся в ответ на реплики учащихся – это барьер развитию их мышления и самостоятельности. Фактически, мы думаем вместо учащихся, а они превращаются в исполнителей. Отсюда и отвлечения на уроке, и пассивность школьников.
Итак, первая причина трудностей, которые испытывает учитель, решившийся использовать на уроке «сигнальные карточки» - необходимость каждый раз в ожидании реакции в ответ на реплики учащихся со стороны учащихся сдерживать себя, запрещать себе оценивать ответы учеников, переадресовывая эту функцию ученикам.
Вторая причина, приводящая отдельных учителей к отказу от использования средств обратной связи на уроке – … страх перед реальностью. Когда учитель «задает вопрос классу», то есть работает фронтально, он, услышав хотя бы от одного из учащихся правильный ответ на вопрос, считает возможным перейти к следующему вопросу. Урок идет быстро и сравнительно легко. Поэтому если сигнальные карточки не используются, учитель чувствует себя сравнительно комфортно: хотя бы кто-то из учащихся дал правильный ответ – уже хорошо, можно изучать материал дальше. А с карточками картина иная: все свои ошибки педагог видит сразу же. Он задал «простой» вопрос после только что проведенного объяснения и – на тебе! – перед ним лес карточек с неправильными ответами.
Правильное использование средств обратной связи дает возможность получить ответ на каждый поставленный вопрос от каждого ученика в классе! При ответе ученика у доски оценивает ход рассуждений не учитель, а класс – не важно, на каком этапе изучения темы. То есть использование средств обратной связи на уроке позволяет решить проблему осуществления контроля не только результатов обучения, но и самого процесса усвоения учебного материала.
Для того чтобы представить себе, как организовывается учебный процесс по предлагаемой технологии, с применением средств обратной связи, рассмотрим фрагмент урока в форме диалога.
Содержание диалога: «Чему равно число b на рис. 1.19?» (на рисунке изображена числовая прямая, на которой отмечены числа 10 и 20; отрезок между указанными числами поделен на 5 равных частей; b надписано над четвертым делением).
Учитель спрашивает ученика «с места». Прочитав текст задания, тот сразу пытается дать ответ на вопрос: «b равно девятнадцати!»
Учитель: Карточки!
Класс поднимает сигнальные карточки. Большинство пятиклассников не согласны с товарищем. Три ученика не подняли карточку.
Учитель: Не вижу ответов у ….
Двое учеников не очень уверенно поднимают сигнальные карточки, выражая согласие с отвечавшим учеников, один не поднимает.
Учитель: Вижу, что [Женя] пока думает, а мнения класса разделились. Выслушаем обе стороны. Кто из вас готов отстоять свое мнение, доказать, что оно верное?
Многие учащиеся опускают карточки. Остались подняты карточки у двух «согласных» с ответом товарища и около восьми – несогласных.
Учитель приглашает к ответу одного из «не согласившихся» с ответом.
Ученик: Четырнадцать!
Учитель: [Саша] ответил на мой вопрос?
Весь класс выражает несогласие.
Учитель, обращаясь к одному из тех учащихся, кто держит карточки: Что требовалось сделать?
Ученик: Доказать.
Учитель: Обосновать свое мнение, т.е. объяснить, почему оно верное. Итак, кто готов это сделать?
Поднимаются две руки; ни один из учеников, ошибочно согласившихся с ответом «19», теперь не вызывается отвечать.
Учитель вызывает одного из двух поднявших руку школьников.
Ученик: Здесь отрезок между числами 10 и 20 поделен не на 10 единичных отрезков, а только на 5. Значит, в каждое деление помещается по 2 единичных отрезка. От числа 20 до числа b – одно деление. 20-2 = 18. Поэтому ответ – «восемнадцать».
Учитель: Карточки!
Весь класс выражает согласие.
Учитель: Ну, что ж, […], ты сумел доказать свое мнение. А [Петя] и его сторонники поняли, я вижу, свою ошибку. Хвалю за смелость признать свою неправоту. Это, кстати, тоже требует от человека особого мужества. Признать, что ты не прав – поступок зрелого, достойного человека.
Теперь возвратимся к ответу […]. Ты сумел определить, что «в каждое деление помещается по 2 единичных отрезка».
Давайте-ка попробуем определить, сколько единичных отрезков помещается в каждом делении на числовой прямой (рисунок 1.20; следующее задание)…
На традиционном уроке, задав вопрос, учитель теряет время, не зная заранее, какой ответ может дать вызываемый им ученик. Многие ученики стремятся ответить не потому, что задание вызывает их интерес и стимулирует к размышлениям, а потому, что им важно обратить на себя внимание педагога, доказать себе и окружающим, что они на уроке есть, присутствуют, работают. Во втором варианте диалога учитель снимает эту проблему за счет того, что каждый из его учеников сумел выразить свое мнение, подняв (или не подняв, если мнение не сформировалось!) сигнальную карточку.
Следующий удачный момент - постановка требования обосновывать мнение. Требование «доказать» звучит достаточно строго, и большинство учеников, не уверенных в правильности своего ответа, «отсеялись»: они отказались давать ответы на вопрос, понимая их несостоятельность. В итоге ни учителю, ни учащимся не пришлось страдать, выслушивая невразумительные ответы.
Итак, уже само по себе использование средств обратной связи на уроке – непростая задача, требующая от учителя определенной перестройки сознания. Каждый раз, задавая вопрос, вы получаете ответ от каждого ученика в классе! Это ведь вполне сравнимо с написанием проверочной работы! Но психологического напряжения такая проверка не вызывает: ученики знают, что учитель заинтересован в данном случае не в том, чтобы их «поймать за руку», а в том, чтобы они смогли понять и успешно усвоить учебный материал.
Поэтому каждый учитель, решившийся сделать средства обратной связи естественной и необходимой составляющей урока и научившийся их применять, уже преодолел ступень методического роста, сделал хороший шаг в своем профессиональном развитии.
Соблюдение даже этой малой части методики преподавания, разработанной М.Б. Воловичем (некоторая часть технологии организации первого типа урока («Урок объяснения») из четырехурочного цикла) позволяет в несколько раз повысить эффективность обучения.