СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протоколы заседаний МО учителей русского языка и литературы. 2015-2016 учебный год

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Протоколы заседаний МО учителей русского языка и литературы. 2015-2016 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Протокол 1-2016»

Протокол № 1

заседания МО учителей русского языка и литературы

МБОУЛ г. Светлограда от 30.08.2015 г.


Присутствовали: все члены МО

Повестка


  1. Анализ работы МО за 2014-2015 учебный год.

  2. Выбор направлений и утверждение плана работы МО на 2015 – 2016 учебный год. Утверждение плана работы МО на I четверть нового учебного года. Выборы руководителя МО учителей русского языка и литературы МБОУЛ № 3.

  3. Изучение рекомендаций по составлению рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература». Обсуждение и утверждения планов работы кабинетов русского языка, литературы. Утверждение методических тем по самообразованию учителей русского языка и литературы. Методическая работа: Правила ведения школьной документации, ученических тетрадей, периодичность их проверки.

  4. Утверждение рабочих программ и календарно-тематического планирования по русскому языку и литературе 5 - 11 классов, планирования элективных курсов.

  5. Анализ результатов ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе в 2015 года, знакомство с информационными материалами ОО.

  6. Организационные вопросы.


Слушали:


1. По первому вопросу Ладовскую Т.В., руководителя МО, которая представила анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за прошлый учебный год (анализ работы МО прилагается).

2. По второму вопросу выступила Голощапова О.В. – предложила избрать руководителя МО учителей русского языка и литературы. Предложена кандидатура Постниковой Е.А., после голосования кандидатура была утверждена. Затем руководитель МО Постникова Е.А. ознакомила присутствующих с планом работы МО на 2015-2016 учебный год, на 1 четверть, сообщила о целях и задачах работы методического объединения в 2015-2016 учебном году. Предложила для утверждения направление работы МО на 2015-2016 учебный год. На основании предложений был составлен план работы объединения на ближайший учебный год.

3. Выступила Постникова Е.А., ознакомила с рекомендациями по составлению рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература».

Выступила Николаева И.О., заместитель директора лицея по ВР, ознакомила с требованиями к работе кабинетов русского языка и литературы, предложила скорректировать имеющиеся планы работы: оформление стендов, создание методических баз, обеспечение методической литературой по предметам.

Обратила внимание членов МО на важность принятия единого решения по поводу оформления и ведения тетрадей учащимися и исправления учителем ошибок при проверке письменных работ учащихся.

4. По третьему вопросу выступили учителя – предметники и предложили на обсуждение рабочие программы и КТП по русскому языку и литературе 5-11 классов, планирование элективных курсов в 5-11 классов. Особое внимание было уделено рабочим программам по ФГОС для 5 классов. Руководитель МО рассказал о требованиях к структуре Рабочей программы; обратил внимание членов МО на то, что в 5 классах работа предстоит сложная и нужно работать по новой программе ФГОС, отметила, что рассмотренные Рабочие программы полностью соответствуют требованиям к их составлению.

Учитель

Рабочая программа, КТП на 2015 – 2016 учебный год

Элективные курсы

Голощапова О.В.

10 А

«Русское правописание» - 10

Комисарова Н.В.

6 В


Ладовская Т.В

5 А, 6 А, 8 А, 9 А,

11 Б

«Русское правописание» - 11Б

«Секреты русского словообразования» - 9 А

«Практический курс речеведения» - 8 А

Павловская Е.В

5 Б, 6 Б, 7 А, 8 В

«Знай и люби родной язык» - 7А

«Практический курс речеведения» - 8 В

Порублёва Л.Д.

5 Г, 8 Б, 9 Б

«Секреты русского словообразования» - 9 Б

«Практический курс речеведения» - 8 Б

Постникова Е.А

5 В, 5 Д, 7 В, 7 Г

«Знай и люби родной язык» - 7В, Г

Мельникова Р.А.

7 Б, 9 В, 11 А

«Русское правописание» - 11 А

«Секреты русского словообразования» - 9 В

«Знай и люби родной язык» - 7Б


5. Постникова Е.А. ознакомила с результатами Государственной итоговой аттестации за 2015 год, по итогам проделанной работы составлен анализ. Итоги аттестации предыдущего года показывают, что надо уделять большое внимание подготовке учащихся к экзаменам, как в 9-ом, так и в 11-ом классе. Далее руководитель МО учителей русского языка и литературы, познакомившая членов МО с изменениями в демоверсии ЕГЭ и ОГЭ.

Государственная итоговая аттестация выпускников образовательных учреждений петровского района ОГЭ и ЕГЭ -2014

Анализ итоговой аттестации выпускников 2014-2015 учебного года по русскому языку в форме ОГЭ

ОУ

Количество учащихся, выполнявших работу

Количество учащихся, получивших

Качество знаний уч-ся(%)

Успевае

мость

(%)

Средняя оценка за работу

«5»

«4»

«3»




МБОУ лицей №3








По району









Сравнительный мониторинг за три года



2012-2013 уч.год

2013—2014 уч.год

2014—2015 уч.год

Качество %

92

84


Средний балл

4,5

4,3



Анализ итоговой аттестации выпускников 2014-2015 учебного года по русскому языку в форме ЕГЭ


ОУ

Количество учащихся, выполнявших работу

Количество учащихся, получивших

Качество знаний уч-ся(%)

Успевае

мость

(%)

Средняя оценка за работу

«5»

«4»

«3»




МБОУ лицей №3








По району








Сравнительный мониторинг за три года




2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

2014-2015 уч.год

Качество %

50

71

69

Средний балл

69

70

69

Средний балл по району

58,8

61,1

59,1


6. Постникова Е.А. сообщил о том, что 2015 год, объявленный годом литературы, подходит к концу и предложил провести мероприятия, посвященные юбилярам: Н.Гумилеву, А.Фадееву, Н.Тихонову, К. Симонову, И.Бродскому. Предложила включить мероприятия в план работы МО.

Решение:

  1. Отчет о работе МО учителей русского языка и литературы принять к сведению, оценить работу на «удовлетворительно»; продолжить развивать позитивные тенденции, имеющиеся в работе членов МО. Признать работу МО за 2014-2015 учебный год удовлетворительной.

  2. Утвердить план работы МО учителей русского языка и литературы на 2015-2016 учебный год. Утвердить план работы МО на I четверть нового учебного года. В срок до 15 октября 2015г. учителям русского языка и литературы составить план работы по самообразованию по выбранной теме.

  3. Утвердить рабочие программы, календарно-тематическое планирование и планирование элективных курсов для 5-11 классов на 2015-2016 учебный год.

  4. Утвердить план работы кабинетов МБОУЛ № 3 на 2015-2016 учебный год. Учителям русского языка и литературы строго учитывать в своей работе пункты Положения о едином орфографическом режиме, связанные с оформлением тетрадей учащихся и исправлением учителем ошибок при проверке письменных работ по русскому языку.

  5. Принять к сведению анализ результатов ЕГЭ и ГИА, продолжить работу по систематической подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.

  6. Провести мероприятия, посвященные году литературы, до конца декабря 2015года.






Руководитель МО учителей

русского языка и литературы Е.А. Постникова



Просмотр содержимого документа
«Протокол 2-2016»

Протокол № 2

заседания МО учителей русского языка и литературы

МБОУЛ г. Светлограда от 28.09.2015 г.


Присутствовали: все члены МО

Повестка дня:


  1. Соблюдение принципа преемственности в преподавании, выработка единых требований к коммуникативной культуре учащихся.

  2. Анализ Демо-версии ОГЭ – 2015 и ЕГЭ- 2015 года.

  3. Работа с одаренными детьми на уроке и во внеурочное время (подготовка к олимпиадам, выбор тем исследовательских работ, план работы с одаренными учащимися).

  4. Анализ участия школьников в олимпиаде. Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по русскому языку и литературе.

  5. Обзор новых образовательных порталов по русскому языку и литературе. Модульные курсы.

  6. Организационные вопросы.

Слушали:

1. По первому вопросу выступила Порублева Л.Д. с докладом «Преемственность в процессе преподавания русского языка между начальной школой и средним звеном». Она отметила важность проблемы преемственности, которая определяется тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени форсированности учебных знаний, умений и навыков.


2. Слушали руководителя МО Постникову Е.А., которая познакомила с Демо-версиями ОГЭ-2016 и ЕГЭ- 2016 года.

Обратила внимание на изменения, которые есть в 2016 году.

Для допуска к ЕГЭ необходимо успешно написать сочинение, которое сдаётся в середине учебного года в 11 классе. Те, кто сочинение не сможет сдать, к ЕГЭ допущены не будут.

ЕГЭ можно сдавать в 10 классе. По тем предметам, по которым курс обучения заканчивается до 11 класса. Например, география.

ЕГЭ можно пересдавать. Пересдать ЕГЭ можно в том случае, если ты не набрал минимальное количество баллов по предмету. Пересдавать можно не более 1 раза. Пересдавать можно на любом этапе.

Сдать ЕГЭ досрочно сможет любой желающий. Теперь ЕГЭ можно сдавать в досрочном этапе всем желающим. Напомним, что ранее досрочно ЕГЭ сдавали лишь те, кто имел уважительные причины, по которым не мог сдавать ЕГЭ в основную волну. Досрочная сдача ЕГЭ проходит во второй половине апреля.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут сдавать не сочинение, а изложение.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2016 года по сравнению с 2015 годом по русскому языку:

- все задания поделены на две части. 24 задания части 1 относятся к среднему уровню сложности и имеют открытый ответ, который необходимо сформулировать самостоятельно. Часть 2 представлена 1 заданием, в котором необходимо написать сочинение-эссе по предложенному тексту, соблюдая все правила русского языка.

- среди нововведений 2015 года также отмечается изменение формата заданий экзамена, а в работу включается новый тип задания – работа со словарной статьей. Данное задание позволит осуществить проверку понимания лексического значения слова;

- изменен формат бланка ответа №1;

- время, отведенное на выполнение всех заданий, составит 210 минут, как и 2015 году

По литературе – принципиальных изменений нет.
Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей (части 1 и 2 КИМ 2014 г. объединены в одну часть).


Изменения в КИМ ОГЭ 2015 года по сравнению с 2015 годом по русскому языку:

- изменилось количество заданий в экзаменационной работе (количество заданий сократилось с 18 до 15). Изменен максимальный балл за выполнение работы (уменьшен с 42 до 39).

- задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.

- изменена форма записи ответа на каждое из заданий 2–14: в КИМ 2016 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.

- добавлены два альтернативных задания 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение).

По второму вопросу зачитала справку о проверке технике чтения Е.А. Постникова, руководитель МО


Результаты проверки состояния техники чтения обучающихся

МБОУЛ № 3 г. Светлограда

Класс

Количество обучающихся, выполняющих норму чтения

%

Количество обучающихся, выполняющих норму чтения

%

5 А





5 Б





5 В





5 Г





5 Д







3. По третьему вопросу выступила Е.А. Постникова по теме «Сочетание индивидуальной, проектной и коллективной деятельности учащихся на уроках русского языка». Она рассказала о работе с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам, конкурсам, по вовлечению их в проектную деятельность и её сопровождению.

  1. О «Работе с одаренными детьми» слушали Павловскую Е.В, которая рассказала о том, как она готовит учащихся к олимпиадам, сколько учащихся будет писать исследовательские работы по литературе. Учитель поделилась опытом работы с учащимися среднего звена. Павловская Е.В.рассказала о работе с одаренными детьми, обратила внимание на то, что работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности лицея.

4. По четвертому вопросу выступила завуч по ВР Голощапова О.В. Ознакомила присутствующих с итогами олимпиад по русскому языку и литературе, проведённых в школе. Объявила благодарность учителям-словесникам за хорошую организацию мероприятия.

На муниципальный тур было решено отправить учащихся, занявших 1 и 2 места в школьном туре.

Результаты олимпиады по русскому языку

ФИ ученика

класс

результат

место

ФИО учителя





Е.В. Павловская





Л.Д. Порублева


Результаты олимпиады по литературе











Е.В. Павловская





Е.А. Постникова





Т.В. Ладовская





Л.Д. Порублева



5. По пятому вопросу выступила Комисарова Н.В., сделала обзор новинок методической литературы, а также интересных публикаций в журналах «Русский язык в школе» и «Литература в школе». Провела презентацию дистанционных и модульных курсов на https://my.1september.ru

Решение:

  1. Продолжить работу над повышением техники чтения, работу по преодолению пробелов по русскому языку. Разработать систему контрольно-измерительных материалов по разделам русского языка.

  2. Продолжить работу с «одаренными учащимися», а также работать со «слабоуспевающими учащимися». Составить индивидуальные планы коррекции. Составить списки учащихся, занимающихся исследовательской работой. Ответственный учитель – Павловская Е.В.

  3. Результаты школьной олимпиады признать удовлетворительными. Начать подготовку к муниципальному этапу олимпиад по предметам.

  4. Разработать индивидуальные маршруты для победителей и оформить их в картах дорожных целей.




Руководитель ШМО учителей

русского языка и литературы: Е.А. Постникова



Преемственность в процессе преподавания русского языка между начальной школой и средним звеном


Изучение русского языка и владение русским языком - один из наиболее эффективных путей культурного воспитания человека. Нет никакого сомнения в том, что русский язык и литература - предметы, познавательная ценность которых велика. На этих уроках прививается чувство любви к Родине, национальной культуре. Задача учителя воспитывать духовно богатую личность, развивать речевые, интеллектуальные, творческие способности учащихся, развивать связную устную и письменную речь. Но всегда ли это удается учителю? Какие проблемы возникают в преподавании русского языка?

Одна из важнейших проблем, на мой взгляд, проблема преемственности между начальным и средним звеном. Важность этой проблемы определяется тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени форсированности учебных знаний, умений и навыков. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе. Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся?

Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом. Очень важно, чтобы учитель, который продолжит образование пятиклассников, раньше начал контактировать с классом, вел его изучение с помощью работающего в классе учителя начальной школы.   Предметник должен побывать на уроках учителя начальной школы, познакомиться с его системой работы, перенять какие-то методы, подвижные способы обучения, физминутки. Тогда, придя в 5 класс, дети увидят знакомое лицо. Исчезнет страх перед новым строгим учителем. В начале 1 четверти можно немного завысить оценку учащимся, чтобы стимулировать творческую активность ребенка, чтобы «3» не убивала интереса к учению, чаще похвалой поощрять ученика, то есть создавать ситуацию успеха.

Преемственность между различными звеньями школы, между классной и внеклассной деятельностью является одним из обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка. Оно находится в соответствии с общедидактическим требованием об обеспечении в процессе обучения нормального перехода от простого к сложному, от легкого к трудному, о необходимости учитывать логику предмета. Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между III(IV) и V-VI классами должно выражаться: а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся; б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в I-III(IV) классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы. Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам при организации внеклассной работы, - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым затруднениям. Важное значение имеет и вторая сторона проблема преемственности – перспективность в обучении, предполагающая ориентацию на достижение определенного конечного результата обучения. Перспективность, как и преемственность, обеспечивает системность, научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков и определяет отбор содержание и методов обучения.

В чем же сущность принципа преемственности и перспективности в обучении русскому языку? Во-первых, соблюдение преемственности и перспективности требует единого принципиального подхода к обучению, единых исходных позиций в обучении родному языку. Очень важно, чтобы учителя I-III(IV) и V-IX классов стояли на единых позициях в понимании этих исходных принципов, признавали их, придерживались их в своей работе. Во-вторых, это ясное понимание того, что появляется нового в языковом развитии учащихся на каждом этапе обучения. В-третьих, требуется тщательная стыковка между начальными и средними классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся. Как же решается проблема преемственности? В конце учебного года перед выпуском своих классов учителя начальных классов должны провести открытые уроки для учителей русского языка и будущих классных руководителей с целью показа уровня достижения каждого ученика.       

Словесники готовят контрольные диктанты, а для знакомства с учащимися, их индивидуальными особенностями они должны не только посещать уроки, но и сами проводить уроки в своих будущих классах. Можно провести совместные заседания МО учителей русского языка и учителей начальных классов, на которых обсудить вопросы: - Как учить, чтобы не переучивать? (Единый орфографический режим, виды разбора, синтаксический анализ текста и др.) - Каковы типичные ошибки и как их избежать? - По каким УМК продолжить обучение? Взаимопосещение уроков также важно. Принцип преемственности осуществляется по целям и содержанию учебных программ, ориентированных на индивидуализацию учебного процесса.

Очень важно правильно осуществлять решение проблемы преемственности в преподавании, ведь анализ состояния качества обучения показывает, что наибольшие потери приходятся на 1 и 5 классы. Спад обучения обуславливается низким уровнем преемственности. А успех зависит только от согласованных действий всех специалистов школы.

Просмотр содержимого документа
«Протокол 3-2016»

Протокол № 3

заседания МО учителей русского языка и литературы

МБОУЛ г. Светлограда от 12.10.2015 г.


Присутствовали: все члены МО

Повестка дня:

  1. Прохождение учебных программ за 1 четверть. Подведение итогов вводных контрольных работ. Анализ уровня ЗУН учащихся за 1 четверть

  2. Изучение пакета документов - рекомендаций по проведению итогового сочинения в 11 классе 2015-2016 года.

  3. Методика подготовки учащихся к ОГЭ: формы и методы организации работы с учащимися группы учебного риска при подготовке к итоговой аттестации. Обмен опытом работы. Составление планы индивидуальной работы со слабоуспевающими обучающимися.

  4. Организация научно-методической работы по вопросам государственной (итоговой) аттестации учащихся 11 класса.

  5. Организационные вопросы.


Слушали:

По первому вопросу

  1. Руководителя МО Постникову Е.А., которая сообщила о прохождении государственных программ и выполнении практической части за 1 четверть текущего учебного года. Она отметила, что все педагоги выполнили программу. Отставаний нет.

  2. Голощапову О.В. – ознакомила присутствующих с аналитической справкой о проведении вводного контроля и итогового контроля по итогам 1 четверти. Были отмечены учащиеся, успевающие на «4» и «5». Также было подчёркнуто, что особого контроля требуют те, которые не успевают усваивать программу. В классах, показавших слабый процент качества и обученности, рекомендовано составить план работы с учащимися и ликвидировать пробелы в ЗУНах.


По второму вопросу « Изучение пакета документов - рекомендаций по проведению сочинения в 11 классе» слушали

  1. Заместителя директора по УВР Николаеву И.О., она ознакомила собравшихся с нормативно – правовыми документами, сопровождающими итоговое сочинения в 11 классе в 2015-2016 году. Она напомнила коллегам, что с 2015 года для допуска к ЕГЭ выпускникам необходимо будет написать сочинение на заданную тему. Писать сочинение будут в школах 2 декабря 2015г. Оценка - зачёт/незачёт. Для тех, кто получит незачет, пересдача 3 февраля. Для выпускников прошлых лет итоговое сочинение может проводиться 3 февраля и 5 мая. Выпускники, не удовлетворённые полученным результатом экзамена, смогут пересдать его в дополнительные сроки – ориентировочно, в феврале.

Темы сочинений, которые будут писать школьники, будут опубликованы за 15 минут до начала сочинения на сайте органов управления образованием, а также на сайте Федерального института педагогических измерений и на портале ЕГЭ. Темы будут распределены по часовым поясам. Сочинение оценивается по десяти критериям (см. приложение «Критерии оценивания »). Критерии №1 и №2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Изложение вместо сочинения могут писать:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

  • обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

  • лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового изложения предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Заявление на написание изложения подается в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой обучающийся осваивает образовательные программы среднего общего образования, за 2 недели до проведения изложения.

Далее она ознакомила учителей-предметников с порядком проведения итогового сочинения (изложения) от ФИПИ. Она обратила особое внимание на:

  • единые бланки для написания сочинения (изложения).

  • проверка сочинений осуществляется экспертами, входящими в состав комиссий образовательных организаций, с правом привлечения независимых экспертов /пункт 3.7/. Необходимая квалификация экспертов описаны в пункте 3.8 и 3.9.- для получения объективных результатов при проверке и проведении итоговых сочинений (изложений) рекомендуется не привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года.

  • для выпускников прошлых лет итоговое сочинение может проводиться в первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

  • во время проведения итогового сочинения (изложения) обучающимся, выпускникам прошлых лет запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику).

  • во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо регистрационного бланка и бланков записи, находятся: ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета); документ, удостоверяющий личность; при необходимости лекарства и питание; орфографический слова

Апробация технологии проведения итогового сочинения будет проведена в российских регионах ____ ноября этого года.

Проверка итоговых сочинений (изложений) и их оценивание комиссией образовательной организации, муниципальными/региональными экспертными комиссиями должна завершиться не позднее чем через неделю с даты проведения итогового сочинения (изложения).

Вузам РФ предоставят право самим решать, учитывать ли итоговое сочинение при зачислении абитуриентов. Их обяжут опубликовать на своих сайтах все итоговые сочинения, представленные абитуриентами, с обоснованиями выставленных за них оценок, сообщил в интервью РИА Новости глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Российские вузы смогут оценивать итоговые сочинения абитуриентов в разное количество баллов и привлекать для этой работы сторонних экспертов, сообщил журналистам замглавы Минобрнауки Александр Климов.

  1. На повестке дня актуальный вопрос: ««Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ». По нему выступила Постникова Е. А., руководитель МО. Она напомнила коллегам, что с 2015 года для допуска к ЕГЭ выпускникам необходимо будет написать сочинение на заданную тему. Темы заранее опубликованы не будут. Публикуются лишь общие тематические направления. Их пять:

  1. Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения - человек и время, общество и эпоха.

  2. Дом - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие "дом" позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

  3. Любовь - направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

  4. Путь - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия "путь", нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

  5. Год литературы в России - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой - обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

  1. Ладовская Т.В., преподающая в 11 б классе, ознакомила с направлениями итогового сочинения в 2015 году, сделала обзор справочной и методической литературы по подготовке к сочинению, сайтов в сети Интернет. Рассказала о подготовке к итоговому сочинению. Проанализировала репетиционные работы обучающихся. Ознакомила с графиком проведения консультаций и работой, проведенной со слабоуспевающими учащимися и их родителями.


По вопросу «Формы и методы организации работы с учащимися группы учебного риска при подготовке к итоговой аттестации. Обмен опытом работы» слушали Порублеву Л.Д., которые рассказали о том, как работать с учащимися при подготовке к итоговой аттестации. Ознакомила с планом работы со слабоуспевающими учащимися и их родителями, представила графики консультаций:

«В процессе преподавания русского языка в 9 классах у меня также сложилась определённая система подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку. Основная цель данной работы – успешная сдача экзамена по русскому языку в новой форме.

Перед учителем-словесником, работающим в 9 классе встают следующие задачи:
- систематизация ЗУН, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
- совершенствование умения излагать учебный текст;
- совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему.
Главные принципы, на которых строится работа, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам»


По вопросу «Организация научно-методической работы по вопросам государственной (итоговой) аттестации учащихся», отчетные мероприятия по темам самообразования выступили учителя, работающие в 11 классе.

Мельникова Р.А. – учитель русского языка и литературы - рассказала об изменениях к тестах ЕГЭ, поделилась опытом работы с учащимися: «Итоговая аттестация учащихся - это часть профессиональной жизни учителя. Итоги аттестации предыдущего года показывают, что надо уделять большое внимание подготовке учащихся к экзаменам, как в 9-ом, так и в 11-ом классе. Непрочными оказались знания выпускников по таким разделам, как «Словообразование», «Синтаксис», «Средства выразительности в тексте», необходимо уделить внимание орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. В процессе обучения на уроках русского языка необходимо:

- организовать повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого специальное время в учебном процессе;

- совершенствовать приемы и методы работы по анализу текстов различных стилей, с выявлением языковых средств, характерных для того или иного стиля и типа речи;

- формировать у учащихся умения применения полученных знаний при выполнении тестовых знаний;

- использовать эффективные методики, помогающие повысить качество знаний учащихся».


Постановили:


  1. Изучить нормативно – правовые документы Итогового сочинения 2015-2016 года. Всем учителям русского языка и литературы изучить критерии оценивания сочинения, ознакомиться с порядком проведения итогового сочинения (изложения).

  2. Мельниковой Р.А. и Ладовской Т.В., учителям русского языка и литературы, работающим в 11А и 11 Б классах, довести до сведения учеников и их родителей всю изложенную выше информацию.

  3. Мельниковой Р.А. и Ладовской Т.В. до 1 ноября 2015г. ознакомить учеников и их родителей с основными направлениями тем итогового сочинения, критериями, сроками сдачи.

  4. Использовать новинки методической литературы. Учителям Ладовской Т.В. и Мельниковой Р.А, работающим с выпускными классами, использовать рекомендации при подготовке к Итоговому сочинению в 11 классе.

Улучшить качество методической работы, активнее использовать в своей работе материалы сайта

http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

http://egeigia.ru/2000/

http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2016

http://sochitog.ru/primery/primery.html

http://egeigia.ru/all-ege/dokumenty-ege/itogovoe-sochinenie

http://beta-ege.ru/itogovoe-sochinenie/

  1. Улучшить качество работы с КИМами при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

  2. Регулярно проводить мониторинг успеваемости по подготовке к итоговой аттестации, анализ репетиционных работ, доводить до сведения родителей результаты подготовки учащихся 9,11 классов к сдаче экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ.

  3. Одобрить опыт работы учителей русского языка и литературы МБОУЛ № 3 по работе с учащимися при подготовке к итоговой аттестации.


Руководитель ШМО учителей

русского языка и литературы: Е.А. Постникова




Просмотр содержимого документа
«Протокол 4 -2016»

Протокол № 4

заседания МО учителей русского языка и литературы

МБОУЛ г. Светлограда от 28.12.2015 г.


Присутствовали: все члены МО

Повестка дня:

  1. Семинар «Предметы русского языка и литературы в структуре общего образования в соответствии с ФГОС основного общего образования (практикум). Планирование урока в условиях введения ФГОС»:

    1. Практическая работа. Особенности учебных заданий, направленных на формирование УУД.

    2. Практическая работа. Разработка технологических карт уроков.

  2. Анализ административных контрольных работы МО за 1 полугодие. Прохождение программ за 2 четверть. Отчет учителей о результатах занятий с учащимися по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Утверждение графиков консультаций по подготовке к ЕГЭ и ГИА.

  3. Анализ результатов Итогового сочинения по литературе 2015-2016 года.

  4. Повышение качества образования: методы и пути реализации.

  5. Организационные вопросы.


Слушали:

По первому вопросу «Предметы русского языка и литературы в структуре общего образования в соответствии с ФГОС основного общего образования» выступила Постникова Е.А. Она познакомила с планируемыми результатами освоения учебных программ, основным содержанием учебных предметов на ступени основного общего образования. Остановилась на требованиях ФГОС к системе оценки планируемых результатов освоения ООП; на новых линиях УМК по русскому языку  и литературе, на учебнике как ядре информационно-образовательной среды; на речевой культуре, об этических основах культуры речи.

« Планирование урока в условиях введения ФГОС» - говорила о современном уроке русского языка и литературы, направленном на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. Подготовка к нему может состоять из шести шагов. 1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. 2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. 3 – й шаг. Планирование действий. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. 4 – й шаг. Планирование решений. 5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. 6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания.

По вопросу «Практическая работа. Особенности учебных заданий, направленных на формирование УУД» слушали Ладовская Т.В., которая предложила поработать с учебными заданиями из ФГОСовских учебников по русскому языку и литературе.

По вопросу «Практическая работа. Разработка технологических карт уроков» говорила Постникова Е.А., окончившая курсы по теме ФГОС. Она продемонстрировала несколько технологических карт по русскому языку и литературе. Учителям предложили заполнить 1 технологическую карту к уроку.

По второму вопросу - руководитель МО Постникова Е.А., которая сообщила о прохождении государственных программ и выполнении практической части за 2 четверть текущего учебного года. Она отметила, что все педагоги выполнили программу. Отставаний нет.

Далее слушали учителей, работающих в 9-х классах (Ладовскую Т.В., Порублеву Л.Д., Мельникову Р.А.) и 11-х классах (Ладовскую Т.В., Мельникову Р.А.). Они рассказали о системе подготовки учащихся 9 и 11 классов к ОГЭ и ЕГЭ. Об особенностях сдачи экзаменов в изменениях и перспективах. Учителя проанализировали результат репетиционных работ ЕГЭ и ГИА по русскому языку 1 полугодия 2015-2016 учебного года, ознакомили с графиком подготовки к итоговой аттестации учащихся:

- Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности.

Хорошая подготовка по программе предмета, к сожалению, не гарантирует успех на едином государственном экзамене. Ученику нужно получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и уметь проанализировать свои ошибки. Нужно знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут быть снижены баллы.

Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, которая позволит им:

  1. эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ с минимальными затратами времени и сил;

  2. избежать обидных технических ошибок;

  3. узнать об особенностях ЕГЭ и ОГЭ; узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.


По третьему вопросу выступили

  1. Николаева И.О., заместитель директора по УВР,- ознакомила с результатами Итогового сочинения по литературе

  2. Ладовская Т.В., Мельникова Р.А. – сделали подробный анализ работ обучающихся

Постановили:

  1. Принять к сведению информацию по планированию урока в условиях ввода ФГОС.

  2. Освоить механизм заполнения технологических карт к урокам русского языка и литературы.

  3. Учителям, работающим в выпускных классах, использовать эффективные методы и приёмы подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.



Руководитель ШМО учителей

русского языка и литературы: Е.А. Постникова





Просмотр содержимого документа
«Протокол 4 А-2016»

Протокол № 4 А

заседания МО учителей русского языка и литературы МБОУЛ г. Светлограда от 08.02.2016 г.


Присутствовали: все члены МО

Повестка

  1. «Эффективность работы учителей по обеспечению качественного образования»

  2. Изучение нормативных документов и проведение разъяснительной работы по ГИА 2016 года

  3. Обзор новинок методической и педагогической литературы

  4. Организационные вопросы


Слушали:


1. По первому вопросу выступили учителя – предметники:

Мельникова Р.А. рассказала об Эффективной работе по обеспечению качественной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ (использование «средств обратной связи») – выступление прилагается


Голощапова О.В., Ладовская Т.В., Павловская Е.В. поделились методами, приемами и формами работы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ: в процессе обучения на уроках русского языка необходимо

  1. Усилить практическую направленность обучения по предметам, учить школьников применять полученные знания и умения в ситуациях близких к реальной жизни;

  2. Организация деятельности учащихся, создание реальных условий для развития творческой деятельности через внедрение инновационных технологий, развитие межпредметной компетенции;

  3. Целенаправленно готовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме и форме ЕГЭ через активное внедрение тестовых технологий.


По вопросу организации индивидуальных занятий по русскому языку со слабоуспевающими учащимися выпускных классов выступила Порублёва Л.Д., рекомендовала составить план работы по этому вопросу на весь учебный год:

- организовать повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого специальное время в учебном процессе;

- совершенствовать приемы и методы работы по анализу текстов различных стилей, с выявлением языковых средств, характерных для того или иного стиля и типа речи;

- формировать у учащихся умения применения полученных знаний при выполнении тестовых знаний;

- использовать эффективные методики, помогающие повысить качество знаний учащихся


2. По второму вопросу выступила заместитель директора лицея по УВР Николаеву И.О., ознакомила присутствующих с нормативными документами:

  • Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2016 году (Приложение 1 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01)

  • Правила заполнения бланков единого государственного экзамена в 2016 году (Приложение 2 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01)

  • Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (Приложение 14 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 № 01-311/10-01)

  • Методические материалы по подготовке и проведению государственной и итоговой аттестации по образовательным программам общего образования в форме основного государственного экзамена в 2016 году (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науке)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12. 2013 г. №1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12. 2013 г. №1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»


Постникова Е.А., руководитель МО учителей русского языка и литературы, детально ознакомила с Методическими рекомендациями по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по всем учебным предметам в форме государственного выпускного экзамена (письменная форма) Приложение 15 к письму Рособрнадзора от 25.12.15 №  01-311/10-01:


  1. Общие положения

  2. ГВЭ-9 по русскому языку

    1. Особенности экзаменационной работы ГВЭ-9 по русскому языку

    2. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом ГВЭ-9 по русскому языку

    3. Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку в форме ГВЭ-9 (письменная форма)

    4. Образцы экзаменационных материалов ГВЭ-9 (письменная форма) по русскому языку

  3. ГВЭ-9 по литературе

    1. Структура и содержание экзаменационной работы

    2. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

    3. Образец экзаменационного материала по литературе


Предложила для рассмотрения примерные темы сочинения-рассуждения:

  1. Почему человеку интересно наблюдать за явлениями природы?

  2. Почему нужно уметь быть благодарным?

  3. С какими испытаниями сталкивается человек на войне?


Комплект тем сочинений №  А9-1

  1. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих». (Ф.М. Достоевский)

  2. «Назначение человека именно то, чтобы делать добро». (В.И. Даль)

  3. В чём, с Вашей точки зрения, может проявляться гражданская позиция человека?

  4. Какие жизненные принципы избрал для себя Хлестаков? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)


Комплект тем сочинений №  К9-1

  1. «Природа… будит в нас потребность любви». (И.С. Тургенев)

  2. Размышление о важности взаимопонимания между людьми.

  3. В чём разрушительность эгоизма для личности?

  4. Какие человеческие пороки высмеивает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль»?


3. С обзором новинок методической и педагогической литературы выступила Комиссарова Н.В.

Решение:

  1. Всем учителям русского языка и литературы изучить нормативные документы о порядке проведения ГИА. Изучать с учащимися «Правила заполнения бланков ГИА-2016» и тренировать их в заполнении бланков

  2. Совершенствовать систему подготовки обучающихся 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации: активно использовать индивидуальные и групповые консультации, усилить подготовку к ГИА и ЕГЭ слабоуспевающих учащихся, осуществлять тесный контакт с классными руководителями и родителями в целях подготовки к экзаменам.

  3. Проводить тестирование в формате ЕГЭ и ОГЭ с подробным разбором допущенных ошибок


Руководитель МО учителей

русского языка и литературы Е.А. Постникова



Эффективность работы учителей по обеспечению качественной подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ (использование «средств обратной связи»)

Я думаю каждый из нас, стараясь внимательно слушать выступающего, в определенный момент ловил себя на мысли, что он думает о своем, точно такое же происходит и с учащимися на уроке.

Предлагаю вам познакомиться с уникальной методикой взаимодействия с учащимися, автором которой является Марк Бенцианович Волович. При использовании данной методики любое общение с классом становиться эффективнее, так как ученики принимают в этом общении активное участие (на вопрос заданный классу отвечают все ученики, каждый ответ оценен, т.е. каждый ученик знает, верно или неверно он ответил).

Первое, что очень важно предпринять – ввести активное использование «средств обратной связи» на уроке - сигнальные карточки - кусочек картона, оклеенный с одной стороны зеленой бумагой, с другой – красной ;сигнальная линеечка - это обычная линеечка, края тыльной стороны которой окрашены в контрастные цвета, например, в красный и синий /или зеленый/.

При использования этого приема надо проявить твердость и настойчивость как по отношению к учащимся, так и к себе лично. Дело в том, что в противном случае мы снижаем эффективность собственного труда … в ДЕСЯТКИ раз!

Первое время идет сложная для самого учителя перестройка сознания, учителю приходится

постоянно «держать под контролем» не только содержание излагаемого учащимся материала, последовательность различных этапов работы и смены виды деятельности учащихся, но и ...собственную речь и даже собственное поведение (перед уроком приходилось обдумывать буквально все, вплоть до того, где, как и когда стоять, как на что реагировать, какими будут интонации и пр.).

Ведь до сих пор, почти наверняка, у нас выработалась привычка моментально реагировать на каждую значимую реплику ученика, прямо или косвенно оценивая ее: «Молодец, правильно!» или: «Разве? А кто думает иначе?» и пр. Теперь предстоит нелегкая задача – отучить себя от подобной реакции. Чтобы дети начали работать на уроке активно и постоянно, надо им эту возможность предоставить. Наши оценочные высказывания, автоматически вырывающиеся в ответ на реплики учащихся – это барьер развитию их мышления и самостоятельности. Фактически, мы думаем вместо учащихся, а они превращаются в исполнителей. Отсюда и отвлечения на уроке, и пассивность школьников.

Итак, первая причина трудностей, которые испытывает учитель, решившийся использовать на уроке «сигнальные карточки» - необходимость каждый раз в ожидании реакции в ответ на реплики учащихся со стороны учащихся сдерживать себя, запрещать себе оценивать ответы учеников, переадресовывая эту функцию ученикам.

Вторая причина, приводящая отдельных учителей к отказу от использования средств обратной связи на уроке – … страх перед реальностью. Когда учитель «задает вопрос классу», то есть работает фронтально, он, услышав хотя бы от одного из учащихся правильный ответ на вопрос, считает возможным перейти к следующему вопросу. Урок идет быстро и сравнительно легко. Поэтому если сигнальные карточки не используются, учитель чувствует себя сравнительно комфортно: хотя бы кто-то из учащихся дал правильный ответ – уже хорошо, можно изучать материал дальше. А с карточками картина иная: все свои ошибки педагог видит сразу же. Он задал «простой» вопрос после только что проведенного объяснения и – на тебе! – перед ним лес карточек с неправильными ответами.

Правильное использование средств обратной связи дает возможность получить ответ на каждый поставленный вопрос от каждого ученика в классе! При ответе ученика у доски оценивает ход рассуждений не учитель, а класс – не важно, на каком этапе изучения темы. То есть использование средств обратной связи на уроке позволяет решить проблему осуществления контроля не только результатов обучения, но и самого процесса усвоения учебного материала.

Для того чтобы представить себе, как организовывается учебный процесс по предлагаемой технологии, с применением средств обратной связи, рассмотрим фрагмент урока в форме диалога.

Содержание диалога: «Чему равно число b на рис. 1.19?» (на рисунке изображена числовая прямая, на которой отмечены числа 10 и 20; отрезок между указанными числами поделен на 5 равных частей; b надписано над четвертым делением).

Учитель спрашивает ученика «с места». Прочитав текст задания, тот сразу пытается дать ответ на вопрос: «b равно девятнадцати!»

Учитель: Карточки!

Класс поднимает сигнальные карточки. Большинство пятиклассников не согласны с товарищем. Три ученика не подняли карточку.

Учитель: Не вижу ответов у ….

Двое учеников не очень уверенно поднимают сигнальные карточки, выражая согласие с отвечавшим учеников, один не поднимает.

Учитель: Вижу, что [Женя] пока думает, а мнения класса разделились. Выслушаем обе стороны. Кто из вас готов отстоять свое мнение, доказать, что оно верное?

Многие учащиеся опускают карточки. Остались подняты карточки у двух «согласных» с ответом товарища и около восьми – несогласных.

Учитель приглашает к ответу одного из «не согласившихся» с ответом.

Ученик: Четырнадцать!

Учитель: [Саша] ответил на мой вопрос?

Весь класс выражает несогласие.

Учитель, обращаясь к одному из тех учащихся, кто держит карточки: Что требовалось сделать?

Ученик: Доказать.

Учитель: Обосновать свое мнение, т.е. объяснить, почему оно верное. Итак, кто готов это сделать?

Поднимаются две руки; ни один из учеников, ошибочно согласившихся с ответом «19», теперь не вызывается отвечать.

Учитель вызывает одного из двух поднявших руку школьников.

Ученик: Здесь отрезок между числами 10 и 20 поделен не на 10 единичных отрезков, а только на 5. Значит, в каждое деление помещается по 2 единичных отрезка. От числа 20 до числа b – одно деление. 20-2 = 18. Поэтому ответ – «восемнадцать».

Учитель: Карточки!

Весь класс выражает согласие.

Учитель: Ну, что ж, […], ты сумел доказать свое мнение. А [Петя] и его сторонники поняли, я вижу, свою ошибку. Хвалю за смелость признать свою неправоту. Это, кстати, тоже требует от человека особого мужества. Признать, что ты не прав – поступок зрелого, достойного человека.

Теперь возвратимся к ответу […]. Ты сумел определить, что «в каждое деление помещается по 2 единичных отрезка».

Давайте-ка попробуем определить, сколько единичных отрезков помещается в каждом делении на числовой прямой (рисунок 1.20; следующее задание)…

На традиционном уроке, задав вопрос, учитель теряет время, не зная заранее, какой ответ может дать вызываемый им ученик. Многие ученики стремятся ответить не потому, что задание вызывает их интерес и стимулирует к размышлениям, а потому, что им важно обратить на себя внимание педагога, доказать себе и окружающим, что они на уроке есть, присутствуют, работают. Во втором варианте диалога учитель снимает эту проблему за счет того, что каждый из его учеников сумел выразить свое мнение, подняв (или не подняв, если мнение не сформировалось!) сигнальную карточку.

Следующий удачный момент - постановка требования обосновывать мнение. Требование «доказать» звучит достаточно строго, и большинство учеников, не уверенных в правильности своего ответа, «отсеялись»: они отказались давать ответы на вопрос, понимая их несостоятельность. В итоге ни учителю, ни учащимся не пришлось страдать, выслушивая невразумительные ответы.

Итак, уже само по себе использование средств обратной связи на уроке – непростая задача, требующая от учителя определенной перестройки сознания. Каждый раз, задавая вопрос, вы получаете ответ от каждого ученика в классе! Это ведь вполне сравнимо с написанием проверочной работы! Но психологического напряжения такая проверка не вызывает: ученики знают, что учитель заинтересован в данном случае не в том, чтобы их «поймать за руку», а в том, чтобы они смогли понять и успешно усвоить учебный материал.

Поэтому каждый учитель, решившийся сделать средства обратной связи естественной и необходимой составляющей урока и научившийся их применять, уже преодолел ступень методического роста, сделал хороший шаг в своем профессиональном развитии.

Соблюдение даже этой малой части методики преподавания, разработанной М.Б. Воловичем (некоторая часть технологии организации первого типа урока («Урок объяснения») из четырехурочного цикла) позволяет в несколько раз повысить эффективность обучения.


Просмотр содержимого документа
«Протокол 5-2016»

Протокол № 5

заседания МО учителей русского языка и литературы

МБОУЛ г. Светлограда от 21.03.2016 г.


Присутствовали: все члены МО

Повестка дня:


  1. Введение ВПР и РПР в 5 классах в условиях реализации ФГОС. Анализ результатов региональной проверочной работы в 8 классе по русскому языку

  2. Отчет учителей-предметников о подготовке к ЕГЭ, ОГЭ: «Организация научно-методической работы по вопросам Государственной (итоговой) аттестации учащихся».

  3. Создание системы диагностических работ по разделам «Русского языка» в 5 – 11 классах для промежуточной аттестации обучающихся

  4. Организационные вопросы


Слушали: по первому вопросу

Заместителя директора по УВР Николаеву И.О.:

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с поручением Министерства образования и науки Российской Федерации с 2015 года начинает проведение Всероссийских и региональных проверочных работ.

Всероссийские и региональные проверочные работы не являются аналогом ЕГЭ – это обычная контрольная работа. Результаты проверочных работ позволят школам и родителям оценить реальный уровень знаний обучающихся, а также будут полезны для совершенствования преподавания учебных предметов в общеобразовательных организациях и развития региональных систем образования.

Анализируя результаты РПР в форме контрольных следует обратить внимание на отрицательную динамику УО и  КО, что говорит о необъективной оценке знаний учащихся. Отрицательная динамика УО на контрольных работах объясняется тем, что в каждом классе обучаются дети с низким уровнем возможностей, с данными детьми должна проводиться  индивидуальная работа в течение всего учебного времени, для того чтобы научить данную категорию обучающихся на стандарт.

Руководитель МО лицея Постникову Е.А. ознакомила:

  1. С графиком проведения РПР на период до 2020 года (прилагается)

  2. С результатами РПР в 8 класс по русскому языку

  3. Вся процедура проведения РПР соответствовала рекомендациям по проведению ВПР.


Отчет учителей предметников, работающих в 8 классах:

  Работа с учащимися:

1.Доведены до каждого ученика результаты пробных проверочных работ по русскому языку.  По результатам проведенной диагностики, педагогами составлен  план индивидуальной и коррекционной работы.

2.Сделан обзор методической литературы и пособий по подготовке к диагностической работе

3.Организованы  групповые и индивидуальные консультации по предмету (в соответствии  с графиком, составленным учителем).  

4.Проводятся консультации с целью отслеживания динамики развития обучающихся, повышения их образовательного потенциала.


   Работа с родителями:

Проведено родительское собрание с участием администрации школы по итогам проведения ВПР с родителями учеников, не справившихся с ВПР по русскому языку «Подготовка к  всероссийской проверочной работе-задачи семьи и образовательного учреждения». На  собрании даны  рекомендации по подготовке к диагностической работе, сделан  обзор методической литературы и пособий по подготовке к проверочной работе.

По второму вопросу «Организация научно-методической работы по вопросам Государственной (итоговой) аттестации учащихся» выступили педагоги МО.

Ладовская Т.В., учитель русского языка и литературы – ЕГЭ 2016: «Итоговая аттестация учащихся - это часть профессиональной жизни учителя. Итоги аттестации предыдущего года показывают, что надо уделять большое внимание подготовке учащихся к экзаменам, как в 9-ом, так и в 11-ом классе. Непрочными оказались знания выпускников по таким разделам, как «Словообразование», «Синтаксис», «Средства выразительности в тексте», необходимо уделить внимание орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. В процессе обучения на уроках русского языка необходимо:

  1. организовать повторение пройденного материала, особенно за курс основной школы, выделяя для этого специальное время в учебном процессе;

  2. совершенствовать приемы и методы работы по анализу текстов различных стилей, с выявлением языковых средств, характерных для того или иного стиля и типа речи;

  3. формировать у учащихся умения применения полученных знаний при выполнении тестовых знаний;

  4. использовать эффективные методики, помогающие повысить качество знаний учащихся».


По третьему вопросу – руководителя МО Постникову Е.А.: «С целью повышения качества преподавания предмета необходимо разработать систему диагностических работ по разделам «Русского языка» в 5 – 11 классах для промежуточной аттестации обучающихся. Есть два пути

    1. Использовать печатную продукцию – Рабочие тетради по Русскому языку

    2. Составить банк тестирования самостоятельно.

В 2016-2017 учебном году будем использовать оба варианта. Для этого составим график подготовки банка тестирования


Класс

Ответственный учитель

Сроки реализации

5 класс

Ладовская Т.В.

Май – сентябрь 2016 года

6 класс

Порублева Л.Д.

Май – сентябрь 2016 года

7 класс

Комисарова Н.В.

Май – сентябрь 2016 года

8 класс

Постникова Е.А.

Май – сентябрь 2016 года

9 класс

Павловская Е.В.

Май – сентябрь 2016 года

10-11 класс

Голощапова О.В.

Май – сентябрь 2016 года


Постановили:

  1. Принять к сведению выводы по РПР. Рационально использовать учебное время урока, в соответствии с требованиями ФГОС. Эффективнее внедрять современные педагогические технологии. Внедрять в работу учителей современные способы проверки знаний, умений, навыков учащихся, в том числе активнее использовать тестовый контроль знаний с использованием информационно-коммуникативных технологий.

  2. Составить  план – график учителя  по работе со слабоуспевающими учащимися.

  3. Учителям предметникам оформить методическую папку «Подготовка к всероссийской проверочной работе», «Мониторинг предметных достижений учащихся» (апрель – май 2016 учебного года)

  4. Рассмотреть результаты РПР на педагогическом совете школы в марте 2016 г.

  5. Ознакомить с результатами РПР, с графиком проведения и структурой работы по русскому языку родителей на родительском собрании (апрель 2016 года). Довести по сведения родителей информацию:

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проводится апробация новой процедуры оценки качества общего образования - региональных проверочные работы (Далее РПР). Проведение РПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Тексты РПР разрабатываются в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов с учетом примерных образовательных программ. Проверочные работы по формату приближены к традиционным работам С тестовой частью. По русскому языку в 4 классе контрольная работы будет проходить в форме диктанта с грамматическими заданиями. Участие в РПР позволит каждой образовательной организации получить статистические данные с результатами выполнения работы.

  1. Учителям-предметникам использовать формы и методы оптимизации и  активизации познавательной деятельности при организации индивидуальной подготовительной работы с учащимися при подготовке к промежуточной (годовой) аттестации.

  2. В связи с поставленными целями и задачами были выбраны следующие направления работы:

- информационное обеспечение – познакомиться с материалами сайтов

http://vpr.statgrad.org

http://www.minobr.nso.ru/sites/minobr.nso.ru/wodby_files/files/wiki/2015/10/5_vpr_1model.pdf

http://www.ivege.ru/content/work/niko

- методическое обеспечение - создать систему диагностических работ по разделам «Русского языка» в 5 – 11 классах для промежуточной аттестации обучающихся

- работа с учащимися

- работа с родителями

  1. Учителям, работающим в выпускных классах, использовать эффективные методы и приёмы подготовки учащихся к ГИА. Проводить тестирование в формате ЕГЭ и ОГЭ с подробным разбором допущенных ошибок.

  2. Изучать с учащимися 9 и 11 классов «Правила заполнения бланков ЕГЭ и ГИА в 2016 году» и тренировать их в заполнении бланков 2 раза в месяц (апрель-май 2016 года).

  3. В связи с введением ВПР и РПР в 5 классах в условиях реализации ФГОС создать банк заданий по предметам, используя интернет ресурсы. Разработать систему диагностических работ по разделам «Русского языка» в 5 – 11 классах для промежуточной аттестации обучающихся (в соответствии с графиком).



Руководитель МО учителей

русского языка и литературы: Е.А. Постникова



Секретарь МО Р.А. Мельникова




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!