1.Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. У каждого из вас на партах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: «+» - справился с задачей без затруднений, «±» - справился с задачей, но возникли сложности, « - » - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Рассмотрим следующую задачу: В течение месяца Саша играл с папой в шахматы. За это время было сыграно 25 партий, из которых 80 % выиграл папа. Сколько партий в шахматы выиграл за месяц Саша? - Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии ( например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии ( жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ. Сегодня мы с вами попутешествуем по магазинам, по банкам, по лесам и морям. Мы побудем взрослыми, которые каждый день сталкиваются с процентами в той или иной сфере нашей жизни. Тема нашего урока: Урок-путешествие «Проценты вокруг нас.» Решение задач на проценты. Наша цель на уроке – обобщить знания по теме « Проценты» и понять, как важно уметь решать такие задачи в реальной жизни. | Учащиеся предлагают свои решения 1) 100 – 80 = 20% партий выиграл Саша; 2) 25 : 100 = 0,25 – 1% процент от всех партий; 3) 20 * 0,25 = 5 (партий). Ответ: Саша выиграл 5 партий. Отвечают на поставленный вопрос Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации Итак, начнем наше путешествие. Давайте поедем с вами сегодня сделаем некоторые покупки и сделаем некоторые расчеты. 1 остановка – «Магазин» Стоимость свитера в магазине вначале декабря была 400 руб. Перед новогодними праздниками магазин сделал праздничную скидку 10%. Какой стала стоимость свитера после скидки? 2 остановка - « Банк» Банкомат берет комиссию в 2% от внесенной суммы денег. Сколько денег необходимо опустить в банкомат, чтобы на счет пришло 196рублей? 3 остановка – « Завод» В грушах сладких сортов содержится сахара 15% от их массы. Сколько кг сахара будет содержаться в 6 кг груш? 4 остановка – « Больница» Организм взрослого человека на 70% состоит из воды. Какова масса воды в теле человека, который весит 76 кг? ФИЗМИНУТКА 5 остановка – « Библиотека» 1% процент книги, которую читал Сережа, составляет 4 страницы. Сколько страниц осталось прочитать Сереже, если он уже прочитал 30%? 6 остановка – « В гостях» На приготовление ужина у мамы ушло 2 часа. Для приготовления мясных блюд понадобилось 40% времени, десерт занял 20%, все остальное время было затрачено на приготовление салатов. Сколько времени понадобилось маме для приготовления каждого из блюд? 7 остановка – « Школа» Периметр прямоугольника равен 80 см. 60% этого периметра – сумма длин прямоугольника. Чему равна ширина прямоугольника? | Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах. При окончании работы над каждой задачей. Записывают решение и ответ задач в тетради и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. 400 : 100 = 4 ( руб) – это 1 % от 400 руб 4 * 10 % = 40 ( руб) – сумма скидки 400 – 40 = 360 ( руб) 1) 6 : 100 = 0,06 (кг) 1% от шести килограмм; 2) 0,06 * 15 = 0,9 (кг). Ответ: в шести кг груш будет содержаться 0,9 кг сахара. 1) 76 : 100 = 0,76 (кг) 1% от массы человека; 2) 0,76 * 70 = 53,2(кг). Ответ: масса воды 53,2 кг. Выполняют движения под музыку 1) 30 * 4 = 120 (стр.) прочитал Сережа; 2) 4 * 100 = 400 (стр.) все страницы книги; 3) 400 – 120 = 280 (стр.). Ответ: Сереже осталось прочесть 280 страниц. 1) 40 + 20 = 60% времени ушло у мамы на приготовление мясных блюд и десерта; 2) 100 – 60 = 40% времени заняло приготовление салатов; 2 часа = 120 мин. 3) 120 : 100 = 1,2 (мин) 1% от 2 часов; 4) 40 * 1,2 = 48 (мин); 5) 20 * 1,2 = 24 (мин). Ответ: на приготовление салатов 48 мин, на приготовление мясных блюд 48 минут, на приготовление десерта 24 минуты. 1) 80 : 100 = 0,8 (см) 1% от периметра прямоугольника; 2) 100 – 60 = 40% - часть суммы ширин в периметре; 3) 0,8 * 40 = 32 (см); 4) 32 : 2 = 16 (см). Ответ: ширина прямоугольника равна 16 см. |
5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.. - Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? - Важно запомнить! 1) 1 процент –это одна сотая часть от целого. 2) Так как 1% равен сотой части величины, то вся величина равна 100% 3) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100 4)Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100 | |
6) Рефлексия ( подведение итогов урока) - Сегодня на уроке вы много потрудились. Вам пришлось столкнуться с задачами из жизни взрослых людей. Эти задачи, конечно, немного упрощены и имеют несложное решение. Но решению сложных задач на проценты вы научитесь в старших классах и в ВУЗах, когда будете обучаться своей профессии. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. - А теперь соберем карточки самооценивания, и проанализируем, какие вы были активны на уроке и как смогли справится с самооценкой своей работы на уроке | Учащиеся сдают карточки самооценивания. |