СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проценты. 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проценты. 5 класс»



Муниципальный конкурс уроков « Мой лучший урок»

2017-2018 учебного года



Тема урока по математике

« Проценты»

Интегрирующие дисциплины: биология, география, химия, экономика





Башко Ирина Николаевна

Учитель математики и информатики

Без категории

МБОУ « Краснобашненская СОШ №9 х.Тихонов»

5 класс





План-конспект урока

  1. ФИО Башко Ирина Николаевна

  2. Место работы МБОУ « Краснобашненская СОШ №9 х. Тихонов»

  3. Должность учитель математики и информатики

  4. Предмет математика

  5. Класс 5

  6. Тема и номер урока в теме Решение задач на проценты

  7. Базовый учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков,

С.И. Шварцбурд.

Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных

учреждений. – М.: Мнемозина, 2013



  1. Цель урока: совершенствование практический навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач

  2. Планируемые результаты:

предметные: умение использовать понятие процента в процессе реальной ситуации и решать основные типы задач на проценты

личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

метапредметные: уметь обрабатывать информацию; уметь воспроизводить смысл понятия « проценты»; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; уметь выбирать правильный способ решения задач в зависимости от конкретных

условий ; уметь контролировать и оценивать процесс и результаты своей работы

  1. Задачи урока:

образовательные ( формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; применять алгоритмы при решении задач на проценты; создать условия для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, анализировать способы решения задач); развивать не только логическое, но и образное мышление, фантазии детей и их способности рассуждать.

  1. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная

  3. Необходимое оборудование: доска, проектор, экран, компьютер, калькуляторы, (в случае необходимости), карточки самооценивания

  4. Структура и ход урока

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

( в мин)


Планируемые результаты

Формируемые УУД

1.Организационный этап

Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию, задать позитивное настроение и акцентировать внимание на теме урока

Раздача карточек самооценивания и инструктаж

Приветствуют учителя, проверяют наличие необходимого к занятию, акцентируют внимание на теме урока

Дежурный раздает карточки самооценивания


2


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения

2.Актуализация знаний

Работа в карточках, на повторение основных понятий и простых заданий темы « Проценты» .

Учитель на экране читает 5 заданий с вариантами ответов.



Собрать карточки для проверки.

Сложив все карточки в стопку, по примеру карточки с правильными ответами проколоть нужные квадратики.

Оценить работы по количеству правильных проколов:

5 – оценка «5»

4 – оценка « 4»

3 – оценка « 3»

менее 3 – оценка «2»

Слушают внимательно принцип работы с карточками.

Читают и слушают задания и отмечают правильный ответ крестиком в нужном квадратике . Дежурный собирает карточки и отдает учителю



8


Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовать и активизировать совместную работу учителя-учащихся. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: оценивание проделанной работы в личных картах

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка проблемной задачи. Определение в месте с учениками цель урока и акцентирует внимание на значимости темы урока

Слушают проблемную задачу. Пытаются ее решить. Вместе с учителем определяют цель урока и значимость умения решать задачи на проценты. Записывают дату в тетрадь


3


Познавательные: умение внимательно слушать, осознанно и произвольно выражать высказывание в устной форме, выделять главную мысль. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение слушать мнение одноклассников, умение вступать в диалог и выражать свое мнение, умение участвовать в коллективном обсуждении задачи.

4.Применение знаний и умений в новой ситуации

Организация и контроль процесса решения задач

Работают в парах и фронтально над поставленными задачами.




25 мин


Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию, готовности к решению разных типов задач. Коммуникативные: уметь логически выражать мысли в устной форме; уметь слушать и анализировать логику рассуждений других. Регулятивные: планирование алгоритма решения поставленных задач и контроль правильности полученного результата.

5.Физкультминутка

Сменить деятельность, и обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу .

1 мин



6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины ошибочных решений.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают свои затруднения в решении вслух и обсуждают правильность решения задач.

3 мин


Личностные: формирование позитивной самооценки. Коммуникативные: умения принимать критику неправильному решению и умения принимать мнение других. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

7.Рефлексия (подведение итогов урока)

Подводит итоги работы групп и класса в целом

Учащиеся сдают карточки самооценивания

2


Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

8. Информация о домашнем задании

Дает комментарий к домашнему заданию

Записывают в дневники задание

1





















Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

У каждого из вас на партах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

«+» - справился с задачей без затруднений,

«±» - справился с задачей, но возникли сложности,

« - » - не справился с задачей.

Учащиеся слушают учителя

2. Актуализация знаний

Работа по карточкам:

Дежурный каждому раздаст карточки. Я буду зачитывать задание и варианты ответов к нему. Вы внимательно слушаете и выбираете правильный ответ. Например: 1 задание имеет правильный ответ в клеточке под буквой «б». Вы в 1 строке в клеточке «б» ставите крестик. И так все следующие 4 вопроса. Всего 5 вопросов и 5 вариантов ответов к каждому вопросу. Ответ только один правильный из пяти вариантов.

Задания:



Учащиеся слушают инструктаж.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Рассмотрим следующую задачу:

В течение месяца Саша играл с папой в шахматы. За это время было сыграно 25 партий, из которых 80 % выиграл папа. Сколько партий в шахматы выиграл за месяц Саша?



- Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?


Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии ( например: узнать концентрацию соли в морской воде), физике, биологии ( жирность молока). А также при сдаче экзамена ЕГЭ.


Сегодня мы с вами попутешествуем по магазинам, по банкам, по лесам и морям. Мы побудем взрослыми, которые каждый день сталкиваются с процентами в той или иной сфере нашей жизни.


Тема нашего урока: Урок-путешествие «Проценты вокруг нас.» Решение задач на проценты.

Наша цель на уроке – обобщить знания по теме « Проценты» и понять, как важно уметь решать такие задачи в реальной жизни.



Учащиеся предлагают свои решения

1) 100 – 80 = 20% партий выиграл Саша;

2) 25 : 100 = 0,25 – 1% процент от всех партий;

3) 20 * 0,25 = 5 (партий).

Ответ: Саша выиграл 5 партий.





Отвечают на поставленный вопрос












Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Итак, начнем наше путешествие. Давайте поедем с вами сегодня сделаем некоторые покупки и сделаем некоторые расчеты.





1 остановка – «Магазин»

Стоимость свитера в магазине вначале декабря была 400 руб. Перед новогодними праздниками магазин сделал праздничную скидку 10%. Какой стала стоимость свитера после скидки?


2 остановка - « Банк»

Банкомат берет комиссию в 2% от внесенной суммы денег. Сколько денег необходимо опустить в банкомат, чтобы на счет пришло 196рублей?


3 остановка – « Завод»

В грушах сладких сортов содержится сахара 15% от их массы. Сколько кг сахара будет содержаться в 6 кг груш?


4 остановка – « Больница»

Организм взрослого человека на 70% состоит из воды. Какова масса воды в теле человека, который весит 76 кг?

ФИЗМИНУТКА



5 остановка – « Библиотека»

1% процент книги, которую читал Сережа, составляет 4 страницы. Сколько страниц осталось прочитать Сереже, если он уже прочитал 30%?


6 остановка – « В гостях»

На приготовление ужина у мамы ушло 2 часа. Для приготовления мясных блюд понадобилось 40% времени, десерт занял 20%, все остальное время было затрачено на приготовление салатов. Сколько времени понадобилось маме для приготовления каждого из блюд?






7 остановка – « Школа»

Периметр прямоугольника равен 80 см. 60% этого периметра – сумма длин прямоугольника. Чему равна ширина прямоугольника?


Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. При необходимости могут использовать калькуляторы, имеющиеся на столах. При окончании работы над каждой задачей. Записывают решение и ответ задач в тетради и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.



  1. 400 : 100 = 4 ( руб) – это 1 % от 400 руб

  2. 4 * 10 % = 40 ( руб) – сумма скидки

  3. 400 – 40 = 360 ( руб)





  • 1) 6 : 100 = 0,06 (кг) 1% от шести килограмм;

  • 2) 0,06 * 15 = 0,9 (кг).

  • Ответ: в шести кг груш будет содержаться 0,9 кг сахара.


  • 1) 76 : 100 = 0,76 (кг) 1% от массы человека;

  • 2) 0,76 * 70 = 53,2(кг).

  • Ответ: масса воды 53,2 кг.

Выполняют движения под музыку




  • 1) 30 * 4 = 120 (стр.) прочитал Сережа;

  • 2) 4 * 100 = 400 (стр.) все страницы книги;

  • 3) 400 – 120 = 280 (стр.).

  • Ответ: Сереже осталось прочесть 280 страниц.


  • 1) 40 + 20 = 60% времени ушло у мамы на приготовление мясных блюд и десерта;

  • 2) 100 – 60 = 40% времени заняло приготовление салатов;

  • 2 часа = 120 мин.

  • 3) 120 : 100 = 1,2 (мин) 1% от 2 часов;

  • 4) 40 * 1,2 = 48 (мин);

  • 5) 20 * 1,2 = 24 (мин).

  • Ответ: на приготовление салатов 48 мин, на приготовление мясных блюд 48 минут, на приготовление десерта 24 минуты.


  • 1) 80 : 100 = 0,8 (см) 1% от периметра прямоугольника;

  • 2) 100 – 60 = 40% - часть суммы ширин в периметре;

  • 3) 0,8 * 40 = 32 (см);

  • 4) 32 : 2 = 16 (см).

  • Ответ: ширина прямоугольника равна 16 см.


5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция..

- Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

- Важно запомнить!

1) 1 процент –это одна сотая часть от целого.

2) Так как 1% равен сотой части величины, то вся величина равна 100%

3) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100

4)Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100


6) Рефлексия ( подведение итогов урока)

- Сегодня на уроке вы много потрудились. Вам пришлось столкнуться с задачами из жизни взрослых людей. Эти задачи, конечно, немного упрощены и имеют несложное решение. Но решению сложных задач на проценты вы научитесь в старших классах и в ВУЗах, когда будете обучаться своей профессии. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.

- А теперь соберем карточки самооценивания, и проанализируем, какие вы были активны на уроке и как смогли справится с самооценкой своей работы на уроке








Учащиеся сдают карточки самооценивания.




7. Информация о домашнем задании.

- Домой вам будет задача также на проценты.

Сбербанк начисляет по вкладам ежегодно 110% .Вкладчик внес в Сбербанк 150 000 рублей. Какой будет сумма вклада через 3 года?


Учащиеся получают карточки с домашним заданием.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!