Просмотр содержимого документа
«Процесс самообразования и самосовершенствования педагога»
« Процесс самообразования и самосовершенствования педагога»
Выступление на районном методическом объединении учителей географии
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А. Дистервег
- Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
- Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование учителя
- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
- • Ежедневная работа с информацией . Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации • Желание творчества . Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. • Стремительный рост современной науки . Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. • Изменения, происходящие в жизни общества . Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека» • Конкуренция . Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др. • Общественное мнение . Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно. • Материальное стимулирование . Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. • Интерес . Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
1 этап – выбор направления самообразования
.
Направлениями самообразования могут быть:
- Профессиональное ;
- психолого-педагогическое;
- психологическое;
- методическое;
- информационно-компьютерные технологии ;
- здоровьесбережение;
- Правовое и т.д.
2 этап – выбор темы самообразования
- Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
- «Интерактивные методики на уроках …»;
- «Технология проектного метода обучения»;
- «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»;
- «ИКТ на уроках…»;
- «Здоровьесберегающие технологии»;
- «Портфолио учителя и учащихся»;
- «Интегрированные уроки»;
- «Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля»;
- «Работа с одаренными детьми» ;
- «Дифференцированное обучение».
3 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
- повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
4 этап – определение круга источников информации
- Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
- телевидение ; газеты, журналы ; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
- материалы сети Интернет ; видео, аудио информация на различных носителях;
- платные курсы ;
- семинары и конференции ;
- мастер-классы ;
- мероприятия по обмену опытом ;
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
- курсы повышения квалификации ;
- уроки коллег и т.д.
5 этап – выбор формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая . В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
6 этап – составление плана самообразования
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
- название темы ;
- цели ;
- задачи ;
- предполагаемый результат ;
- этапы работы ;
- сроки выполнения каждого этапа ;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
7 этап – определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов :
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления ;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка пакета тестового материала в электронном виде.
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета
Формами отчетных работ могут быть:
- обобщение опыта ;
- доклад ;
- сбор и анализ отчетной документации;
- презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Источники самообразования
• Телевидение • Газеты, журналы • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) • Интернет • Видео, аудио информация на различных носителях • Платные курсы • Семинары и конференции • Мастер-классы • Мероприятия по обмену опытом • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты • Курсы повышения квалификации • Путешествия