Процесс централизации русского государства в правление Ивана III.
Здесь не нужно путать понятия централизации и объединения. Централизация начинается позже и идет дольше – в процессе формирования единой системы управления.
Причины:
Сохранение местной идентичности: не было пока русских – были резанцы, новгородцы и т.п., потом были православные. Это угрожало повторным распадом государства.
На каждой земле были свои законы – огромное множество законов!
Усиление частных землевладельцев – вотчинников (церковь, бояре)
Не подконтрольность наместников князя.
Земли объединяли и надо было куда-то девать князей. Чтобы решить проблему сепаратизма создаются «выводы» (из какой-либо земли выводилось население, бояре расселялись под Москвой и в прилегающих уездах. А тот город заселялся московскими потомками).
Формирование единой территории Русского государства тесно переплеталось как с концентрацией власти в руках великого князя московского, так и с созданием общерусской системы управления.
Власть великого князя неуклонно крепла, что проявлялось в распространении служебно-подданнических отношений между князем и всеми слоями общества, включая и высшие.
Старомосковские бояре. Теперь в среде бояр появляется спор о местничестве (способе замещения административных и военных должностей по принципу древности рода или службы). Чингизиды Гедеминовичи Процесс обояривания князей, когда князья в присоединенных землях становились боярами московского государя, продавали ему свои земли. Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Устанавливается иерархия родов: Рюриковичи
Проблема усиления землевладельцев – вводится система иммунитетов (освобождение от уплаты налогов, пошлин и от юрисдикции княжеских чиновников). Через выдачу и отнятие этих иммунитетов князь мог влиять на землевладельцев.
В 1478 г. Василий III впервые пытается отобрать земли у Новгородских монастырей (секуляризация), но у других не удалось. В итоге в 1503 г. Собор решил, что монастыри могут иметь земли.
Самовластие князя было ограничено традиционными органами управления и нормами права. Сохранялась Боярская дума, своими корнями уходящая в ту эпоху, когда князь "думал" со своими старшими дружинниками о делах "земли". Она выполняла совещательные функции и действовала по формуле: "Государь указал и бояре приговорили". Декларируемый принцип, призванный отразить единство воли великого князя и бояр, не исключал разногласий, когда бояре выступали со своим мнением. В ее состав входили представители старых московских родов, с середины XV в. она стала пополняться за счет великих князей присоединенных земель. Она состояла из 5-12 бояр и более 12 окольничих. Кроме московских бояр в думе заседали и местные князья из присоединенных земель.
При Иване III появляется новый герб российского государства. Старый, московский, изображающий всадника поражающего копьем змея, был объединен с византийским двуглавым орлом.
Возникали и новые органы управления. Огромную роль в управлении страной играла Казна - главное государево хранилище, а, кроме того, государственная канцелярия, занимающаяся еще и внешнеполитическими вопросами. В Казне формируется штат дьяков - государственных чиновников.
В административно-территориальном отношении страна делилась на уезды (обычно в границах быв их княжений), а те - на волости . Уезды управлялись боярами- наместниками , получавшими их в награду за прежнюю военную службу. Они кормились с подвластной территории и даже назывались " кормленщиками ", т.к. получали часть налогов и судебных пошлин не за выполнение служебных обязанностей, а за прежние заслуги. Вот почему свои функции они зачастую перепоручали тиунам - холопам. Кроме того, их деятельность практически не контролировалась из центра, где отсутствовал разветвленный аппарат управления, что, в итоге, ограничивало возможности центральной власти.
Основной военной силой единого государства становилось войско, составленное из служилых людей. За выполнение своих военных обязанностей они получали земельное владение, т.е. "испомещались" на земле (отсюда термин помещик).
В 1497 г. был принят Судебник - первый свод законов единого государства. Судебник включил 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Наместничество без боярского суда было ограничено – каждый такой наместник должен был докладывать Москве о своих судебных решениях, которые там утверждались. Это был 1-й шаг по ограничению наместничества. Он разграничивал компетенцию великокняжеского и боярского судов, определял нормы наказания за те или иные преступления. Кроме того, он вводил общее для всех земель правило, регулирующее выход крестьян от своего феодала. В Юрьев день (День Св. Георгия) осенний (а точнее, за неделю до 26 ноября и неделю после) крестьянин мог перейти на другие земли, выплатив своему прежнему хозяину т.н. "пожилое" - плату за прожитые годы. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохранили право перехода от одного землевладельца к другому.
Русская православная церковь не противостояла в политическом отношении князю. Она стремилась представить великого князя не просто наместником бога на земле, а "властью своей подобному богу". Кроме того, "теория", сформулированная в начале ХVI в. монахом Филофеем "Москва - третий Рим", представляла великого князя единственным защитником православия. Она способствовала распространению мессианских идей, т.е. веры в особое историческое призвание Руси и ее князя, но на практике приводила к самоизоляции страны, враждебности ко всему иностранному, особенно "латинскому" (т.е. западному).
Н.С. Трубецкой (1890—1938) считал, что Русская культура была создана в результате синтеза славянского и восточного элементов (“наследия Чингисхана”). Именно монголы положили начало единству Евразии и основам ее политического строя. “Без татарщины не было бы России” — трудно отличить чисто татарское от подлинно русского. По мнению евразийцев, татаро-монгольское иго было нейтральной культурной средой, принимавшей всяких богов и терпевшей любые культуры.
П.Н. Савицкий (1895—1968). Основателями государства были не киевские князья, а московские цари, восприемники монгольских ханов. Московское княжество было улусом Золотой Орды. После распада Орды столица была перенесена из Сарая в Москву, а после присоединения к Московскому царству Казани, Астрахани и Сибири Орда возродилась в обличье Московского государства.
Карамзин говорил о прогрессивном характере самого акта объединения, на свойствах русского характера. Создание русского государства это результат деятельности отдельных русских князей, среди которых он особо выделял Ивана 3.
Русское централизованное государство выросло, по мнению Ключевского потомками Даниила Московского. Интересы московских правителей совпали с интересами народа, связанными с освобождением и обретением независимой государственности.
Черепнин Л. В. в монографии «Образование русского централизованного государства» затрагивал малоизученный аспект этой проблемы – социально-экономические процессы подготовившие объединение Руси. Он подчеркивал, что ликвидация «удельных порядков» заняла длительное время и растянулась на 2 половину XVI в. , а переломным моментом в этом процессе являются 80-е годы XV века. В этот период идет организация административной системы.
Некоторые историки исходят из концепции русского историка М. Довнар-Запольского и американского историка Пайпса, создателей концепции вотчинного государства. Пайпс полагает, что отсутствие в России феодальных структур западноевропейского типа в значительной мере обусловило специфику многих процессов, происходивших в Северо-восточной Руси. Московские государи обращались со своим царством так же, как их предки – со своими отчинами.