МКОУ «Гламаздинская средняя общеобразовательная школа»
Хомутовского района Курской области
Доклад
на районной секции учителей иностранных языков
по теме:
Проведение недели иностранного языка в школе с целью повышения интереса учащихся к предмету
Подготовил: Залётова Нина Александровна,
учитель МКОУ «Гламаздинская
средняя общеобразовательная школа»
с. Гламаздино
2022 год
Владеть неплохо иностранным языком,
Вам скажет каждый, кто с компьютером знаком.
Владеть неплохо иностранным языком,
Вам скажет тот, кто покидает отчий дом,
Чтоб путешествовать в чужой стране.
Итог: необходимо знать язык тебе и мне!
В соответствии с ФГОС целью обучения в школе является всестороннее развитие личности учащегося, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего все многообразие современного мира. В связи с этим возрастает роль изучения иностранного языка, как важнейшего средства международного общения и развития личности в целом.
Вовлечение учащихся во внеклассную работу помогает повысить интерес, создать мотивацию к изучению иностранных языков. Участие в такой работе способствует созданию положительного микроклимата в коллективе, позволяет детям развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать те способности, которые иногда остаются невостребованными на уроках, положительно влияет на учебную деятельность.
Основными организационными принципами внеклассной работы, по мнению В.И.Шепелева, по иностранным языкам являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных способностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками.
Сегодня я Вам расскажу о такой форме внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников. А по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Неделя иностранного языка способствует формированию уважения к культуре и народам стран изучаемого языка. Причем эти задачи решаются в легкой игровой форме, когда дети не ограничены временными рамками урока, не боятся получить плохую отметку и с удовольствием решают задачи, которые помогают проявить их языковые, интеллектуальные и познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор. Такая деятельность посильна для любого ученика, даже не проявляющего значительных способностей к усвоению иностранных языков. Чувство равенства, атмосфера увлеченности позволяет ученикам преодолеть стеснительность, снизить скованность и способствует созданию создать положительного микроклимата.
Неделю иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.
Неделя иностранного языка, проводимая в школе, дает ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, и дает возможность поверить в свои силы в изучении иностранного языка.
Целью проведения Недели является:
– усиление мотивации к изучению иностранных языков;
– способствование практическому владению речевой деятельностью;
– увеличение активного языкового запаса учащихся;
– стимулирование в целом их интеллектуальной и языковой активности;
– расширение общего кругозора школьников;
– повышение их культурного уровня;
– развитие творческих способностей учащихся всех параллелей, независимо от уровня их знаний иностранного языка, предлагая им задания и мероприятия посильного уровня.
В рамках недели иностранного языка проводится много разнообразных мероприятий. Актуальность в проведении мероприятия заключается в том, что неделя способствует расширению и обогащению приобретенного учебного, языкового и речевого опыта в курсе овладения иностранными языками.
В ходе подготовки учащиеся разучивают во время фонетической зарядки куплеты некоторых хоровых песен, знакомятся с лексикой, необходимой для понимания содержания вечеров, спектаклей, знакомятся с литературой, необходимой для подготовки к викторинам, олимпиадам, конкурсам. Участвуя в различных конкурсах, литературно-музыкальных вечерах, конференциях, школьники демонстрируют свое знание иностранного языка. В процессе проведения недели используется познавательный, развивающий материал, разнообразные приемы, формы, методы. Вырабатывается ответственность учащихся за добровольно взятые на себя поручения. Массовый охват учащихся разными мероприятиями повышает интерес к изучению немецкого языка, появляется мотивация к практическому владению разными видами речевой деятельности, увеличивается активный запас учащихся, совершенствуется произношение, стимулируется интеллектуальная и языковая активность, что приводит к общему повышению культурного уровня учащихся.
Этапы проведения недели немецкого языка в школе.
Процесс подготовки и проведение Недели иностранного языка проходит в три этапа.
I этап (подготовительный) начинается с составления программы Недели.
С учащимися и администрацией школы обсуждается характер и содержание мероприятия, время и место его проведения.
Составляется программа мероприятий на все дни недели с точным указанием сроков и места проведения. Готовится языковый материал для конкурсов, олимпиад, эстафет и других мероприятий. В фойе школы оформляется информационный уголок. Обсуждается состав жюри, а также вопрос о премировании, награждении грамотами лучших команд, участников-победителей и отдельных активных участников.
От того, как будет проведена подготовительная работа, зависит успех Недели немецкого языка. Непосредственно подготовку учеников к выступлениям проводят учителя иностранного языка, работая индивидуально с каждым учеником или с группами учеников. Во время репетиций ученики усовершенствуют свое произношение, навыки устной речи, учатся вести себя на сцене и т.д.
II этап – это проведение недели иностранного языка.
Обязательным условием проведения Недели – создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике. Учитель объявляет об открытии недели иностранных языков в школе и знакомит с планом мероприятий недели.
III этап посвящен итогам. В зависимости от плана, ученики, которые заняли призовые места, награждаются грамотами и призами на линейке.
Учитель выпускает информационный бюллетень и сообщают об итогах Недели, каких успехов достигли ее участники, кто из учеников наиболее отметился.
План проведения недели немецкого языка
Дата проведения: (13.12-17.12.2021)
Цель:
- повышение интереса учащихся к изучению иностранного языка через участие во внеклассной работе.
Задачи:
1. Закрепить знания и умения; учить понимать иностранную речь в игровой ситуации, активизировать лексический запас.
2. Развивать творческую фантазию, познавательный интерес, инициативу.
3.Воспитывать умения работать в коллективе, чувство взаимной ответственности, культуру общения.
№ | Название мероприятия | Дата и время проведения | Участники |
1 | Конкурс стенгазет «Рождество в Германии» | 13.12.2021 6 урок | 5-9 классы |
2 | Конкурс рисунков «Герои немецких сказок» | 14.12.2021 | 2-7 классы |
3 | Соревнование по технике чтения | 14.12.2021 | 2-3 классы 6-9 классы |
4 | Конкурс загадок | В течение недели | 2-9 классы |
5 | Путешествие по дороге немецких сказок | 15.12.2021 7 урок | 2-9 классы |
6 | Олимпиада по немецкому языку | 15.12.2021 | 7 класс |
7 | Викторина «Немецкоговорящие страны и их столицы» | 16.12.2021 (на большом перерыве) | 6-8 классы |
8 | День немецкой музыки и песен | 17.12.2021 (в течение дня на переменах) | |
9 | Подведение итогов недели | 17.12.2021 | 2-9 классы |
Неделя стартовала с конкурса на лучшую стенгазету на иностранном языке, которые были вывешаны в фойе школы. Победителем конкурса стенгазет «Рождество в Германии» стал 7 класс.
Во вторник учащиеся соревнуются в технике чтения. При подведении итогов учитываются произношение, эмоциональность, темп чтения. Победители – Мокроусова Света (2 класс) и Горбачева Яна (9 класс).
15 декабря в среду прошла олимпиада в 7 классе, а также для учащихся школы было проведено внеклассное мероприятие «Путешествие по дороге немецких сказок». Мероприятие подготовили и провели учащиеся 7-8 классов. Ребята познакомили всех присутствующих с известной в Германии «Дорогой сказок», с известными во всём мире писателями сказочниками братьями Гримм, Хоффманом и Гауфом. Ребята поучаствовали в сказочной викторине, в ходе которой они должны были угадать сказки, написанные братьями Гримм и их главных действующих персонажей. Ученики 2-3 классов исполнили немецкое стихотворение «Die Familie». В этот день подвели итоги конкурса рисунков «Герои немецких сказок», победителем которого стала ученица 7 класса Курдюкова Ангелина. Наибольшее количество баллов по олимпиаде – у Копыловой Дарьи (7 класс).
В конкурсе загадок участвовали все желающие. Загадки были размещены на стенде. Желающие участвовать могли взять распечатку у учителя ИЯ. Итоги конкурса были подведены в последний день недели. Победителем стала Котлубай Анастасия (6 класс).
На большом перерыве 16 декабря была проведена викторина «Немецкоговорящие страны и их столицы» (с показом презентации), победителем которой стала Копылова Дарья (7 класс).
17 декабря на переменах звучала музыка немецких композиторов, а также песни на немецком языке. После уроков – подведение итогов недели немецкого языка. Победители:
- Конкурс стенгазет «Рождество в Германии» - 7 класс;
- Конкурс рисунков «Герои немецких сказок» - Курдюкова Ангелина (7 класс);
- Соревнование по технике чтения – Мокроусова Света (2 класс) и Горбачева
Яна (9 класс);
- Конкурс загадок – Котлубай Анастасия (6 класс);
- Олимпиада по немецкому языку – Копылова Дарья (7 класс);
- Викторина «Немецкоговорящие страны и их столицы» – Копылова Дарья.
В течении всей недели немецкого языка для всех конкурсов работало жюри в составе Секериной Г.М., Раковой Т.В., Жуковой Л.А.
В понедельник на школьной линейке победители были награждены дипломами и сладкими призами.
Вывод:
Предметная неделя способствует развитию познавательного интереса учащихся, повышает интерес к изучению предмета. Она позволяет учителю развивать свои организаторские способности, творческий подход к работе, дает возможность самореализации. Активное участие школьников в мероприятиях Недели немецкого языка указывает на необходимость и целесообразность организации внеклассной работы по иностранному языку. Это, несомненно, способствует повышению мотивации к изучению предмета, а также имеет воспитательное и развивающее значение. И самое главное, Неделя иностранных языков способствует развитию творчества учащихся, создает эмоционально положительную атмосферу сотрудничества, направлена на положительное психологическое взаимодействие учителя и ученика. Предметные недели в школе способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика.
5