СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проведение речевых зарядок на общеобразовательных уроках в школах для детей с нарушениями слуха.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации говорится об особенностях проведения речевых зарядок на общеобразовательных уроках в школах для детей с нарушениями слуха. Раскрываются основные способы и варианты коррекции ошибок в произношении у учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Проведение речевых зарядок на общеобразовательных уроках в школах для детей с нарушениями слуха.»

Все мы помним, что основной задачей школ для детей с нарушенным слухом, является формирование у них фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи, доступной пониманию окружающих, так, как только такая речь служит полноценным средством общения. Именно речь будет выступать одним из главных условий компенсации потери слуха у неслышащего ребенка и успешной интеграции его в общество.

Работа над произносительной стороной речи - это сложная и кропотливая работа, которая осуществляется в основном на специальных коррекционных занятиях с сурдопедагогом. Но некоторые приемы контроля над произношением необходимо использовать и на общеобразовательных уроках. К таким приемам относятся речевые зарядки, которые представляют собой специальные тренировочные упражнения в начале урока, направленные на коррекцию и закрепление произносительных навыков учащихся, и предупреждение их распада. Кроме того, речевые зарядки готовят учащихся к восприятию материала, который будет изучаться или закрепляться на данном уроке.

На речевую зарядку берётся только тот звук, который есть у всех учащихся класса, но, который требует автоматизации и постоянного контроля. Если звук не поставлен и ребенок не может пока еще произносить его правильно, то такой звук на зарядку мы не берем. Это уточнение в основном касается начальных классов, чья речь страдает множеством дефектов, потому что в старших классах, как правило, все звуки у учащихся уже поставлены. Но и со старшими учащимися речевую зарядку проводить необходимо, т.к. некоторые произносительные навыки являются нестойкими и распадаются довольно быстро (например, такие звуки как Ц, Ч, С, Ш ). Чтобы предупредить их распад, в профилактических целях полезно включать материал на такие звуки в речевые зарядки. План работы целесообразно строить таким образом, чтобы тема зарядки не менялась в течение некоторого времени (например, в течение одной-двух недель) и повторялась на протяжении четверти.

Здесь на слайде представлена последовательность закрепления звука С на речевых зарядках. ( Например, тема звук «С»):

- в понедельник – закрепление звука С в начале слова перед гласными (с__ ; с__ а; с__ о; с__ у, семь, сегодня, сорок, суббота и т.д.);

- во вторник – автоматизация звука С между гласными (с___, ас__а, ас__у, ас__и, осень, часы, сегодня дежурная Люся);

- в среду звук С в конце слова ( с ___, ас__ , ос__ , ус__ , класс, я учусь во втором классе);

- в четверг – звук С в стечении с согласными ( с__ , с__ па, с__ та, с__ ка, спасибо, сколько стоит);

- в пятницу звук С - во всех позициях.

На речевой зарядке ведется работа не только над звуками, но и над всеми сторонами произношения: это голос, дыхание, темп, паузы, ударение, интонация.

Материал для речевых зарядок мы подбираем с учетом его использования и общения на уроке. Прежде всего, это будет терминологический словарь или труднопроизносимые слова (Гибралтарский пролив) в соответствии с темой урока. Материалом речевых зарядок могут служить звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, поговорки, пословицы, стихотворения и т.п.

В написанном на доске речевом материале необходимо поставить ударение и надстрочные знаки. Т.к. правильное словесное ударение и соблюдение правил орфоэпии являются важным фактором, влияющим на внятность речи. Поэтому мы обязательно нотируем слова в соответствии со следующими правилами орфоэпии: безударное О, как А (в этом случае мы над буквой О ставим черточку и подписываем букву А, например в таких словах как: сложение, умножение и т.д. По мере закрепления этого правила учащимися, мы оставляем уже только черточку без надписывания букв сверху), звонкие согласные в конце слова и перед глухими, произносятся, как глухие (рассказ, сказка); произношение глаголов, оканчивающихся на ТСЯ и ТЬСЯ, как ЦА; окончание прилагательных ОГО ЕГО, как ОВА, ЕВА. Непроизносимые согласные в таких словах, как СОЛНЦЕ, СЕРДЦЕ мы берем в скобочки. Но все это целесообразно нотировать в начальных классах, в старших классах уже достаточно поставить ударение, т.к. предполагается, что к этому времени учащиеся уже должны владеть этими правилами и соблюдать их.

Коротко остановимся на методике проведения речевых зарядок:

Вначале необходимо обязательно нацелить учащихся на правильное произношение (даем установку: «Будем хорошо говорить звук С» или «Послушай и повтори правильно»).

  1. Затем учитель дает образец правильного произношения. Чтение материала учителем.

  2. После этого следует сопряженное чтение (т.е. одновременное хоровое чтение материала учениками и учителем).

  3. Отраженное чтение (индивидуальное чтение материала отдельными учениками). Отраженное индивидуальное чтение каждым учащимся.

Зарядки не должны носить формальный характер. Допускаемые во время зарядки ошибки должны быть исправлены учителем обязательно. В противном случае пропадает весь смысл проведения таких зарядок.

Если ребенок ошибается, учитель может использовать следующие варианты коррекции:

- замечания общего характера типа: «Ты сказал неправильно, повтори хорошо»;

- замечания, подкрепленные образцом правильного произношения: «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать и повтори правильно»;

- замечания с показом правильной артикуляции: «Ты сказал неправильно, убери кончик языка вниз, повтори правильно»;

- моделирование кистями рук;

- показ дактильным знаком, в каком звуке допущена ошибка;

- показ-напоминание вибрации крыльев носа или гортани.

Например, разницу между звонкими и глухими согласными можно ощутить, приложив руку к гортани (вибрация при произнесении звонких согласных); при воспроизведении носовых звуков («м» и «н») ощущается вибрация щек и крыльев носа; при произнесении звуков «и», «й» можно ощутить напряжение дна ротовой полости, приложив руку (палец) под подбородок. Таким образом, при проведении зарядок мы используем полисенсорный метод, который предполагает опору на сохранные анализаторы. В данном случае на зрительные и тактильно-вибрационные ощущения учащихся.

Если после исправления, ученик продолжает говорить неправильно, об этом ставится в известность учитель РСВ, который должен взять этот звук на доработку. Т.е. работа учителя РСВ, учителя-предметника должна быть в тесном контакте.

В основу речевых зарядок положен также аналитико-синтетический метод. Когда в ходе речевых зарядок сочетается работа, как над целым словом, так и над его элементами.

Приведу пример соотношения работы над словом и его элементами. Тема зарядки «Звук Ш».

Цель – автоматизация звука Ш в позиции прямого слога.

Учитель выбрал для отработки на уроке математики в ходе речевой зарядки числительные 6, 16. В содержание зарядки включены не только слова, но и слоги, а сами слова представлены не только в целостном виде, но и по частям:

Ш___ Ш__есть

Ш___а шесть

Ш___е Ш___ес(т)на(д)цать

Ш___и ШЕС(т)на(д)цать

Реши пример и скажи только ответ:

20 – 4 2 * 3

4 * 4 18 : 3

При планировании речевых зарядок следует помнить и соблюдать следующие моменты:

- если глухие согласные мы можем отрабатывать во всех позициях: в начале слова, в середине слова, в конце и в стечении с другими согласными;

- то для звонких согласных необходимо предусматривать только позиции в начале, середине слова и в стечении со звонкими согласными. Позиция – положение звука в конце слова на звонкие согласные не распространяется, так как они по законам русской орфоэпии произносятся здесь как глухие: нож, глаз, пирог; Все эти нюансы нужно учесть при планировании речевых зарядок.

Таким образом, использование речевой зарядки на общеобразовательных уроках будет способствовать закреплению произносительных навыков наших учащихся, становлению внятной, понятной для окружающих речи и, тем самым, более успешной их социализации в будущем.







Необходимо требовать от ребенка с нарушенным слухом, чтобы он всегда смотрел на говорящего: и на педагога, и на отвечающего. Важно следить за тем, чтобы плохослышащий ребенок быстро отыскивал говорящего в данный момент и быстро переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Для этого важно почаще контролировать ученика со сниженным слухом в разных формах, например: "Повтори, что я сказала", "Повтори, о чем рассказала Оля", "Что сказал Саша?", "Продолжи, пожалуйста" и т.п. Ребенку ничего не останется делать, как внимательно следить за всем, что происходит.