Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет метапредметные и предметные результаты. Наряду с этим отличительной особенностью реализации стандарта является практическая направленность знаний, накопление и использование жизненного опыта ученика, т.е. не «знания для знаний», а «знания для жизни». Этому в полной мере отвечает функциональная грамотность обучающихся.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Ниже представлена диагностическая работа для учащихся 2 класса для проверки функциональной грамотности предметов естественного цикла: грамотность чтения, грамотность в области естествознания, грамотность в математике.
Она строится на основе текста, включает задания на выявление умения читать и работать с информацией, выделять главное в тексте, проводить математические действия и вычисления по изученному материалу, отвечать на поставленные вопросы на основе анализа прочитанного текста.
Рекомендуется выполнять работу в заданной последовательности в течение 40 минут. Перед началом работы следует провести инструктаж. Если ученик не может выполнить очередное задание, он должен перейти к следующему. Если он не успел выполнить работу за отведенное время, необходимо дать ребенку возможность закончить ее выполнение в дополнительное время.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
На выполнение работы дается 40 минут. 10 минут на чтение текста в бумажном варианте, 20 минут на выполнение работы, 10 минут дополнительное время.
Работа включает в себя выполнение заданий на основе одного текста.
При выполнении работы нельзя пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу и переходи к следующему.
Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успехов!
Ф.И. _____________________________ класс___________число____________
Прочитай текст.
«Беличья память»
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
Что за чудо? Можно подумать, что она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.
Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
М. Пришвин
1. К какой группе животных относится белка? Выбери правильный ответ.
А. Птицы В. Звери
Б. Насекомые Г. Рыбы
2. Какое жилище себе строит белка? Выбери правильный ответ.
А. гнездо в дупле Б. берлога В. нора
3. Допиши название (не менее 3)
Насекомые: жук, _____________________________________________________
Птицы: сорока,______________________________________________________
4. Что любит белочка? Выбери правильный ответ.
А. насекомых Б. хлеб В. орехи Г. грибы Д. мясо
5. За неделю белка может съесть 10 орехов и 5 грибов, а ягод столько, сколько орехов и грибов вместе. Сколько ягод может съесть белка за неделю?
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Вес обыкновенной белки может достигать 1000 граммов. Сколько это килограммов. Запиши.
Ответ:____________________________________________________
7. На месте пропуска вставь нужно число. Найди его в тексте про белочку. Реши получившуюся задачу.
Потом отбежала _____ метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через 10 метров сделала третью полазку. На каком расстоянии белка сделала третью полазку?
Ответ: _______________ м.
Чем восхищается автор в рассказе? Найдите ответы в тексте и запишите. ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подумайте, какая основная мысль текста. Выберите подходящую пословицу.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
10.Подбери 3 однокоренных слова к слову белка . Выдели корень.
Белка _________________________________________________________________
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
2 класс
№ задания | Описание критерия | баллы | Максимальные баллы |
| Задание по окружающему миру. Проверяется знания обучающихся о группах животных | 0 б. – неправильный ответ; 1 б.- правильный ответ | 1б. |
| Задание по чтению и окружающему миру. Проверяется умение строить причинно-следственные связи, находить ответы в тексте. Строить выводы на имеющихся знаниях окружающего мира. | 0 б. – неправильный ответ; 1 б.- правильный ответ | 1 б. |
| Задание по окружающему миру. Проверяются знания о группах животных. | 0 б. – задание не выполнено; по 1 б. – за каждую правильную категорию | 2 б. |
| Задание по чтению и окружающему миру. Проверяется умение понимать смысл прочитанного, находить нужную информацию в тексте. | 0 б. – неправильный ответ; 1 б.- правильный ответ | 1 б. |
| Задание по математике. Проверяется умение решать простую текстовую задачу, вытекающую из прочитанного текста, проводить математические вычисления. | 0 б. – задание не выполнено; 1б. – действие выбрано верно, есть ошибка в вычислении; 2 б. – задача решена верно, дан правильный ответ | 2 б. |
| Задание по математике. Проверяется умение переводить одну величину в другую (граммы в килограммы) | 0 б. – задание не выполнено или выполнено с ошибкой; 1 б. – дан правильный ответ | 1 б. |
| Задание по чтению и математике. Проверяется умение ориентироваться в тексте, находить нужную информацию, решать простую текстовую задачу, вытекающую из прочитанного текста. Проводить простые математические действия на основе логических рассуждений. (десяток = 10) | 0 б. –задание не выполнено 1 б. – верно найдена только математическая величина в тексте. 2 б.- верно найдена математическая величина, ход решения верный, но есть ошибка в вычислении 3 б. – верно найдена математическая величина, верный ход решения, дан правильный ответ. | 3 б |
| Задание по чтению. Проверяется умение понимать смысл прочитанного, находить нужную информацию в тексте | 0 б. – задание не выполнено; по 1 б. – за каждое правильное слово | 4 б. |
| Задание по чтению. Проверяется умение понимать смысл прочитанного, выделить главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. | 0 б. – неправильный ответ 1 б.- правильный ответ | 1 б. |
| Задание по русскому языку . Проверяется умение подбирать однокоренные слова. | 0 б. – задание не выполнено; по 1 б. – за каждое правильное слово корень выделен верно-1б | 4б |
Итого | 20 |
Ключ
2 класс
В. – звери (1б.)
В. – гнездо в дупле (1б.)
Принимаются все правильные примеры насекомых и птиц (2б.)
В, Г –( 2 б.)
10 +5 = 15 ягод белка может съесть за неделю. (2б.)
1 килограмм (1б.)
10 м +10 м = 20 м (3б.)
Чутьё, запах, память, смекалка (4б.)
слова - 4 балла
3 слова – 3 балла
2 слова – 2 балла
1 слово – 1 балл
3 – 1 балл
10. 3 слова – 3 балла
2 слова – 2 балла
1 слово – 1 балл
ИТОГО 20 баллов.
Рекомендации по оценке выполнения и интерпретации результатов
диагностической работы
Проверка работ проводится с помощью приложенных к каждому варианту верных ответов и ключей оценивания. Баллы, полученные учеником, не переводятся в отметки. Для учителя и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребёнка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Вместе с тем фиксация результатов позволит увидеть уровень результатов каждого ученика (по ФГОС - ниже базового уровня, базовый и повышенный уровни) и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. Напоминаем учителю, что личностные результаты, в соответствии с ФГОС, не должны обрабатываться как индивидуальные.
К уровню овладения умениями ниже базового можно отнести работы, где суммарный балл составляет менее 50% (ниже 10 баллов) от максимального балла за выполнение проверочной работы. Учащийся узнает отдельные изученные в рамках начальной ступени образования способы действий, но умеет применять их лишь в случае известных типовых ситуаций, т.е. действует только на уровне простого воспроизведения действий.
К базовому уровню овладения умениями можно отнести работы, где суммарный балл составляет 50-80% (10-16 баллов) от максимального балла за выполнение проверочной работы Учащийся демонстрирует базовый уровень освоения УУД, владеет способами деятельности, уверенно применяет их в типовых ситуациях.
К повышенному уровню овладения умениями можно отнести работы, где суммарный балл составляет более 80% (выше 16 баллов) от максимального балла за выполнение проверочной работы. Учащийся демонстрирует повышенный уровень освоения умений, достаточно свободно владеет способами деятельности, может комбинировать изученные алгоритмы в соответствии с требованиями новой ситуации, составлять собственные планы решения учебных задач.
Отчет о выполении диагностической работы
Класс ______________
Всего обучающихся в классе_____
Писало работу ________
Учитель____________
Уровень овладения умениями |
Ниже базового менее 50% (ниже 10 баллов) от максимального балла | Базовый уровень 50-80% (10-16 баллов) от максимального балла | Повышенный уровень более 80% (выше 16 баллов) |
Кол-во человек | Процент от класса | Кол-во человек | Процент от класса | Кол-во человек | Процент от класса |
| | | | | |
ОТЧЕТ СДАЕМ В ЭЛЕКТРОННОЙ И БУМАЖНОЙ ФОРМАХ . СРОК СДАЧИ ДО 28. 01.2022.