Урок математики 2 класс «Школа России»
Учителя начальных классов
Блиновой С.В.
Тема: Проверка сложения и вычитания.
Цели: формировать умение выполнять проверку сложения и вычитания в пределах 100 (письменные вычисления);
развивать логическое мышление,
совершенствовать вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи,
воспитывать любовь к родной природе.
Задачи урока :
Расширить знания учащихся о приеме проверки сложения вычитанием через знание компонентов сложения; учить применять полученные знания в решение текстовых задач и задач, обратных данной ,развивать познавательную активность детей, интерес к предмету.
Оборудование: проектор, карточки с заданиями для устного счета ,карточка для индивидуальной работы.
Универсальные учебные действия.
1. Личностные
- Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Уважать мнение одноклассников.
2.Регулятивные:
- Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий.
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Определять тему урока и цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
- Корректировать выполнение задания, сравнивать по образцу.
- Оценивать свою работу по следующим параметрам: повторил, узнал, запомнил, научился.
3.Познавательные:
-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Сравнивать и группировать объекты по нескольким признакам.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
-Совершенствовать умение работать с текстом задачи, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы.
4.Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
-Оформлять свои мысли в устной речи.
-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
ХОД УРОКА
I. Организационно-мотивационный.
Придумано кем -то,
Просто и мудро,
Здороваться утром:
«Доброе утро!»
«Доброе утро - солнцу и птицам»
«Доброе утро улыбчивым лицам»
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем урок.
На парте у каждого из вас листок самоконтроля.(за правильный ответ +)
В конце урока мы подведем итог.
Сегодня мы отправимся в зимнее математическое путешествие.
Вы готовы? Тогда в путь.
II. Актуализация знаний.
Открываем календарь, начинается январь,
1 месяц нового года.
1. Работа над числом.
- Какое сегодня число?(ответ детей)
Минутка чистописания. (Записываем число 19).
Дайте характеристику числу. (19)
- Как получить это число из предыдущего? (18 +1)
- Как получить это число из последующего? (20-1)
- С помощью каких цифр записывается это число? (1 и 9)
- Что обозначает каждая цифра в записи числа? (Цифра 1 -означает количество десятков, цифра 9 - количество единиц)
- Как представить это число в виде суммы разрядных
слагаемых?(Число 19 можно представить в виде суммы
разрядных слагаемых 10 и 9)
- Мы сегодня отправимся в зимнее математическое
путешествие. Вы готовы? Тогда в путь.
2. Работа с геометрическим материалом.
- Мороз разукрасил окна домов. Вот какие фигуры получились, посмотрите и назовите их .(ответы детей) (четырехугольник ,квадрат, треугольник )
- Какая это фигура. Почему?( Ответы детей ) (четырехугольник-это геометрическая фигура ,у которой 4 угла и 4 стороны;
Квадрат-это прямоугольник ,у которого все стороны равны.
Многие предметы состоят из геометрических фигур.
Вспомним какие предметы бывают в виде треугольника, прямоугольника.(ответы детей. ) пирамидка ,елка, ракета, книга .
Ребята, давайте соберем из геометрических фигур :дом, елку ,снеговика. (Работа в парах) .
Квадрат и треугольник (дом)
Три треугольника (елка)
Два круга и треугольник (снеговик)
Задача .
Ребята, чтобы построить дом нам нужно
Вычисли периметр прямоугольника ? (а=5см б=10 см)
Ребята, отгадайте загадки и вы узнаете новые объемные геометрические фигуры.
(шар, пирамида ,куб, цилиндр)
Загадки.
Он и мячик и клубок и луна и колобок.(шар)
6 квадратов подружились и в него на век сложились. (куб)
Присмотрись стоит ведро, сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили и фигуру получили. (цилиндр)
Египтяне их сложили и так ловко смастерили ,что стоят они века (пирамиды)
3. Арифметический диктант.
Ребята , какое сейчас время года?
Зима (ответ детей)
- В холодную зимнюю пору трудно приходится птицам: не достать из-под снега корм. Поэтому зимой надо помогать нашим пернатым друзьям.
Ребята, вы смастерили замечательную кормушку для птиц. Молодцы!
Чтобы узнать какая птица первая прилетит в нашу зимнюю столовую.
Мы с вами должны правильно решить примеры. Отгадать зашифрованное слово (снегирь)
Дети самостоятельно решают примеры на карточках.(2 ученика у доски).
Н 60+26=
Г 85-20=
Ь 45+12=
Р 77+10=
С 26+20=
Е 59-3=
И 24+13=
46 86 56 65 37 87 57
III. Самоопределение к деятельности.
Учитель записывает примеры в два столбика .
Как выполнить устные вычисления в этих примерах?(Сначала нужно прибавлять и вычитать десятки, а потом -единицы)
65+32 = 97 97-32=65 97-65=32
43+26 = 69 69-43=26 69-26=43
25+53 = 78 78-53=25 78-25=53
Вычислите значения выражений в первой строке. Что вы заметили ? (результат первого примера - это первое число во втором примере.)
Составим к этим двум равенствам третье и решите его, используя взаимосвязь сложения и вычитания.
Какой вывод вы можете сделать?(Если из суммы вычесть одно слагаемое ,получается другое слагаемое)
Когда используется это правило?(При проверки сложения вычитанием ,а вычитания- сложением)
- Каким приемом вычисления удобнее воспользоваться для решения этого примеров? Почему?
(Записывать выражение столбиком и решать.)
IV. Выведение темы и цели урока. (Слайд 6)
- Сформулируйте тему урока. (Проверка сложения и вычитания)
- Какую цель мы поставим сегодня на уроке. (Научиться делать проверку сложения и вычитания письменным способом. (Слайд 7)
V. Изучение нового материала.
Работа по учебнику. (Стр. 6 №1) Задание: выполни вычисления столбиком и проверь сложение вычитанием, а вычитание сложением.
Чем вы будете пользоваться при решении этих примеров? (алгоритмами сложения и вычитания).
Пишу десятки под десятками ,а единицы под единицами.
Складываю единицы, пишу под единицами.
Складываю десятки, пишу под десятками.
Читаю ответ.
– Коллективное решение примеров с объяснением( 3 ученика у доски с объяснением и остальные в тетрадях.
Работа по учебнику №2 (с.6)
Физкультминутка
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети.
Ручки согревают,
Ручки потирают.
Чтоб не зябли ножки,
Потопаем немножко.
Нам мороз не страшен,
Весело мы пляшем.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа с последующей проверкой по образцу.
Игра «Математические снежки»
- Я кидаю вам два снежка-примера (Стр. 6 задание внизу без номера).
(Слайд 9)
А вы мне в ответ – снежки-примеры с правильными ответами.
(Проверка по слайду 10.)
2. Работа над задачей. (Стр. 6 №4)
На нашем пути встретился снеговик. Он предлагает нам решить задачу в учебнике.
- Прочитайте задачу. О чем в ней говорится?
- Что известно в задаче?(ответы детей. Было75 саженцев
Вымерзли -10 саженцев)
- Что нужно узнать?(Сколько прижилось .осталось?)
75-10=65(с.)
Ответ:65 саженцев прижилось.
- Какие опорные слова можно взять из условия задачи для ее краткой записи? (Составляется краткая запись. Она появляется на снеговике).
Посадили - 30 д.
Осталось посадить -8 д.
Сколько посадили--?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
-Каким действием вы узнаете, сколько саженцев прижилось?
Задача решается самостоятельно с последующей проверкой
Задача
К кормушке прилетели 15 синиц, снегирей на 4 меньше, чем синиц .
А воробьев столько, сколько синиц и снегирей вместе.
Сколько было воробьев?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему?(мы не знаем сколько было снегирей)
-А мы можем это узнать? (да)
Из условия задачи нам известно, что снегирей было на 4 меньше ,чем синиц. (меньше нужно вычитать)
Теперь можно ответить на вопрос задачи?(нет)
Мы должны узнать сколько синиц и снегирей было вместе.
Как узнать ,каким действием.(сложением)
Теперь можно ответить на вопрос задачи.
Составим краткую запись.
Синиц-15
Снегирей--? на 4меньше
Воробьев---?
1)15-4=11(снег.) прилетело к кормушке
2)15+11= 26(в.)
Ответ: 26 воробьев прилетело к кормушке.
VII. Повторение изученного материала.
Работа с именованными числами.
Загадка: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед.)
(Задание с переводом см в м, мм в дм).
VIII. Рефлексия.
Оценка собственной работы на уроке.
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
- Давайте проверим, все ли достигли этой цели?
Кто понял, как выполнить проверку сложения и вычитания и может научить этому других, поднимите звездочку.
- Кому еще нужно потренироваться, поднимает снежинку.
IX. Итог урока.
- Вот и закончилось наше зимнее путешествие. Вспомните все задания, которые встретились нам на пути. Чему мы научились во время нашего зимнего математического путешествия? (Выполнять проверку сложения и вычитания).
- Как проверяется действие сложения? И как проверяется действие вычитания? (Повторяем правило).
Выставление отметок за урок.
X. Дом. задание.
Учебник стр. 6 №3, 5.