ЕГЭ-вариант по Древней Руси.
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЕ
А) разорение Москвы крымским ханом Девлет-Гираем
Б) гибель князя Андрея Боголюбского
В) II Всероссийский съезд Советов
Г) принятие указа о единонаследии
ГОД
1) 945 г.
2) 1174 г.
3) 1571 г.
4) 1714 г.
5) 1917 г.
6) 1924 г.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Впишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) принятие Декрета о земле
2) «Славная революция» в Англии
3) восстание древлян и гибель князя Игоря Рюриковича
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
А) формирование и развитие законодательства Древнерусского государства
Б) реформы «Избранной рады»
В) проведение политики «просвещённого абсолютизма» в России
Г) первые революционные преобразования большевиков
ФАКТЫ
1) созыв Уложенной комиссии
2) принятие Судебника Ивана III
3) созыв первого Земского собора
4) принятие Декрета о земле
5) принятие Русской Правды
6) создание Временного правительства
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
р. Угра | ____________ (А) | ____________ (Б) |
____________ (В) | битва между русско-половецким войском и монгольским экспедиционным отрядом | ____________ (Г) |
Чудское озеро | ____________ (Д) | 1242 г. |
____________ (Е) | Подавление И. Калитой антиордынского восстания | 1327 г. |
Пропущенные элементы:
1) р. Калка
2) завершение эпохи Ордынского ига
3) 1480 г.
4) 1380 г.
5) р. Вожа
6) Невская битва
7) Тверь
8) Ледовое побоище
9) 1223 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.
ИМЕНА
A) Владимир Мономах
Б) Владимир Святославич
B) Олег Вещий
Г) Игорь Старый
ПРОЗВАНИЯ
1) разгром половцев
2) объединение Киева и Новгорода
3) восстание древлян
4) крещение Руси
5) разгром печенегов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Прочтите отрывок из летописи.
«В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). . Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) указанное событие произошло в 1097 г.
2) съезд положил начало переходу власти в отдельных княжествах Руси (кроме Киева) по отчинному принципу «от отца к сыну»
3) в данный период времени в Киеве правил сын Ярослава Мудрого «Ярославич» Святополк
4) одним из противников княжеского съезда «на устроение мира» был Владимир Всеволодович Мономах
5) Любеч находился на территории Владимиро-Суздальского княжества
6) договорённость участников съезда не остановила в дальнейшем княжеских междоусобиц
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
А) «Переход Суворова через Альпы»
Б) «Война и мир»
В) церковь Вознесения в Коломенском
Г) «Слово о законе и благодати»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный памятник культуры создан в честь рождения Ивана Грозного.
2) Одним из авторов творения стал патриарх Иов.
3) Творение посвящено событиям XIX в.
4) Произведение написано в XI в.
5) Автор творения был родом из сибирских казаков.
6) Памятник создан в традиционном крестово-купольном стиле.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: «Данная фотография отражает события тысяча девятьсот _______________ года». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Рассмотрите схему и выполните задание
9. Напишите название отмеченного на карте пути.
Напиши имя князя, который установил контроль над этим торговым путем.
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название моря, которое пропущено в этом тексте.
«Торговый путь начинался в _________ море, затем проходил через земли восточных славян, русское море и заканчивался в столице крупнейшей империи того времени.»
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Этот торговый путь был одним из важнейших в Европе в этот период.
2) Основным торговым партнером Руси в этот период была Византия.
3) Русские князья начали совершать военные походы на Византию в начале Х века.
4) Основными союзниками русских князей в конце IX — начале X века были печенеги.
5) Основными предметами экспорта были благовония и фрукты.
6) Население Древней Руси платило дань великому князю за управление русскими землями.
О каком князе идет речь в документе? Когда и в результате какого события он занял киевский престол?
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из труда современного историка.
«Вокруг его имени вращаются почти все важные события русской истории конца XI − начала XII века... Он выделялся блестящими способностями государственного деятеля, умением противопоставить узким, корыстным интересам нужды своего государства... В период его правления была составлена древнейшая из известных летописей — «Повесть временных лет». Сам он написал «Поучение детям», которое показывает, что этот князь обладал литературным талантом. В этом произведении он отмечал, что совершил более восьмидесяти крупных походов против половцев, а мелких — и не упомнить. В более поздние времена появилась легенда о том, что византийский император— его родной дед — прислал ему знаки царского достоинства».
Привлекая знания по истории и текст документа, отметьте, в чём состояли главные заслуги князя. Приведите не менее трёх положений.
Назовите реку, изображённую на монете. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Рассмотрите изображение и выполните задание 15,16.
Какой памятник архитектуры был создан в том же столетии, к которому относится смерть исторического деятеля, памятник которому изображён на монете? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите город, в котором находится этот памятник архитектуры.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Через оптику я видел, на что способен знаменитый русский «генерал Мороз». Хваленая немецкая техника бездействовала. Пока «генерал Мороз» продолжал морозить немцев, другой генерал по фамилии Жуков прибыл на передовую. Я видел этого коренастого, сурового человека, когда он готовил армию к контрнаступлению. К нам уже прибывали свежие силы – хорошо, по-зимнему одетые сибирские части, вооруженные автоматами. Здорово тогда помогла кавалерия. Летучие кавалерийские отряды постоянно нападали на немецкие санные обозы, не давая возможности провезти снаряды и питание.»
Б) «Многие мальчики, вернувшиеся из пионерских лагерей в летом 1941 года, оказались единственными мужчинами в своих семьях. Отцы и старшие братья ушли на фронт. Тогда говорили, что война закончится нашей быстрой победой. Вместе с одноклассниками я не раз штурмовал военкомат Ленинградского района, близ Савеловского вокзала,— успеть бы повоевать, но тщетно. От нас отмахивались: нашлись, мол, вояки… Никто не мог тогда представить, что уже к концу 1941года превратится в прифронтовой. Чтобы хоть чем то помочь фронту, я вместе с одноклассниками закончил слесарные курсы и в 12 лет стал рабочим на авиационном заводе.
— Куда тебя определить… — глянув на меня, изрек мастер и добавил: — Ну вот что, Иваныч, побудь пока возле женщин, а там посмотрим. В бригаде авиационных ремонтников были одни женщины. Я особенно радовался, когда мастер брал меня с собой в командировку на аэродром, куда прилетали прямо с передовой «раненые ястребки». Загрузив в санки куски алюминия, дрели и молотки, мы топали по снегу на аэродром. Ремонтировали самолеты ночью, при свете фонарей.»
Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название немецкой наступательной операции, которую они провели в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на высокие боевые качества советских воинов.
В 988 г. Владимир Святославич крестил Русь. Укажите три любых последствия данного события.
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «вече». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во внешней и внутренней политики Ивана Калиты и Дмитрия Ивановича Донского по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:_____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) ________________________________________________________________
2) ________________________________________________________________
21. Реки были важным фактором формирования и развития государства как в Древнем Двуречии, так и в Древней Руси. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных фактора повлияли на дальнейшую судьбу данных государств: один аргумент для России и один для Древнего Двуречья. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: _______________________________________________
Аргумент для Древнего Двуречья: _________________________________________
Баллы.
Правильное выполнение каждого из заданий 2, 8–11 оценивается 1 баллом.
Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 5, 7 оценивается 2 баллами. Правильное выполнение каждого из заданий 6, 12 оценивается 2 баллами. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа.
Правильное выполнение задания 4 оценивается 3 баллами. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух-трёх позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа.
13. Правильно указаны 3 элемента: 2 Правильно указаны любые два элемента 1
14. Правильно указаны 3 элемента: 2 Правильно указаны любые два элемента 1
15. Правильно указано название события, дано верное обоснование 2 Правильно указано только название события 1
16. Правильно указаны цифра, элемент 2 Правильно указана только цифра 1
17. Правильно указаны название битвы, кодовое название операции, приведено суждение 3 Правильно указаны только два элемента 2 Правильно указан только один элемент 1
18. Правильно названы три последствия 3 Правильно названы только два последствия 2 Правильно названо только одно последствие 1
19. Правильно раскрыт смысл понятия, приведён один исторический факт, конкретизирующий данное понятие 2 Правильно раскрыт смысл понятия, но исторический факт, конкретизирующий данное понятие, приведён неправильно / не приведён / содержится в приведённом определении понятия 1
20. Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования 3.
21. Приведены по одному аргументу для России и ин.гос. 3 Приведён только один аргумент для России. ИЛИ Приведён только один аргумент для ин.гос. 2 Аргумент(ы) не сформулирован(ы); приведено не менее двух фактов, которые могут быть использованы для аргументации 1