СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа 11 класс Пётр I в формате ЕГЭ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа собрана по материалам сайта РешуЕГЭ максимально по периоду правления Петра Алексеевича. Задания 8 и 17 - исключение, они по ВОВ.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа 11 класс Пётр I в формате ЕГЭ»

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЕ

А)  Соляной бунт

Б)  «Нарвская конфузия»

В)  восстание древлян

Г)  начало перестройки в СССР





ГОД

1)  882 г.

2)  945 г.

3)  1648 г.

4)  1700 г.

5)  1953 г.

6)  1985 г.

2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Впишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1)  Карибский кризис

2)  создание Верховного Тайного совета

3)  Соловецкое восстание

3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕСС

(ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)

А)  реформы Петра I

Б)  сталинские репрессии

В)  опричнина Ивана IV

Г)  правление княгини Ольги







ФАКТ

1)  «Дело А. Волынского»

2)  убийство митрополита Филиппа М. Скуратовым

3)  замена системы полюдья системой повоза

4)  введение подушной подати

5)  судебный процесс над «троцкистско-зиновьевским блоком»

6)  отмена кормлений

4. Заполните пустые ячейки таблицы

объект

Событие (явление, процесс)

Время

____________ (А)

Участие России в третьей антифранцузской коалиции

________ (Б)

Река Прут

________________(В)

1710-е гг.

____________(Г)

Запуск первого искусственного

спутника Земли

_________(Д)

Река Амур

_________________(Е)

1640-е гг.

 Пропущенные элементы:

1)  бухта Наварин

2)  поход Петра I против Турции

3)  Аустерлиц

4)  1920-е гг.

5)  1800-е гг.

6)  Байконур

7)  поход землепроходца В. Д. Пояркова

8)  1950-е гг.

9)  поход атамана Ермака

5. Установите соответствие между правителями Российского государства и их современниками.

СОБЫТИЕ

А)  Смоленская война

Б)  заключение договора между СССР и США об уничтожении ракет средней и малой дальности

В)  Стояние на реке Угре

Г)  основание Санкт-Петербурга

УЧАСТНИК

1)  М. С. Горбачёв

2)  хан Ахмат

3)  Л. И. Брежнев

4)  М. Б. Шеин

5)  князь Дмитрий Донской

6)  А. Д. Меншиков

6. Прочтите отрывок из исторического источника.

Прочтите прошение к правителю: «Всемилостивейший государь».

 «Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству яко самодержцу вся принадлежит, однако ж в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной Ваш народ ничем иным, кроме единых Ваших неусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия Вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведён есть, помыслили мы, по примеру древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого Вашего Величества трудами всей России столь славного и благополучного мира, принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского...

Святейший Синод в том с нами согласен.

И тако ожидаем от Вашего Величества милостивого нам невозбранения. Александр Меншиков. Канцлер граф Головкин. Князь Григорий Долгорукой. Князь Дмитрий Кантемир. Барон Пётр Шафиров. Адмирал граф Апраксин. Князь Дмитрий Голицын. Пётр Толстой. Андрей Матвеев».

 Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1)  Следствием подписания упоминаемого в тексте мирного договора стало получение Россией Балтийского побережья от Риги до Выборга.

2)  Прошение подписано членами созданного Петром I Сената.

3)  Мирный договор, упоминаемый в тексте, завершил Семилетнюю войну.

4)  Прошение адресовано Петру I.

5)  Упоминаемый в тексте Святейший Синод был создан в конце XVII в.

6)  Прошение было написано в 1725 г.

7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

А)  «Медный всадник»

Б)  Архангельский собор Московского Кремля

В)  Церковь Покрова на Нерли

Г)  «Родина-Мать»



ХАРАКТЕРИСТИКА

1)  Автор памятника культуры является также автором монумента «Воину-Освободителю».

2)  Памятник культуры был создан в царствование Екатерины II.

3)  Памятник культуры посвящён завоеванию Казанского ханства.

4)  Автор памятника культуры  — Алевиз Новый.

5)  Памятник культуры был создан в XIX в.

6)  Памятник культуры был создан по заказу князя Андрея Боголюбского.

8. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Заполните пропуск в предложении: «Битва за город, защитникам которого посвящён данный плакат, завершилась в ____________тысяча девятьсот сорок второго года». В ответ запишите месяц (словом).


Рассмотрите схему и выполните задания 9–12.

9. Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

10. Напишите имя и отчество правителя России, при котором шла война, события которой обозначены на карте

11. Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название области, которое пропущено в этом тексте.

«После взятия Выборга в 1713 году были завоёваны Гельсингфорс (Хельсинки), Порвоо и ________. Вся южная Финляндия была занята после того, как генерал К. Г. Армфельдт потерпел поражение в Пялкяне (Пелкине) в битве при Костеанвирта 6 октября 1713 года и в битве при Лапполе в 1714 году. Позже были взяты Бьернеборг и Васа»

12. Какие суждения, относящиеся к событиям, связанным с присоединением указанных территорий, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 1)  В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

2)  Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».

3)  Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

4)  Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.

5)  После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

6)  В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из записок графа Бассевича.

«Очень скоро после праздника Крещения император почувствовал припадки болезни, окончившейся его смертью. Удрученная горестью и забывая всё на свете, императрица не оставляла его изголовья три ночи сряду. Между тем, в тайне составлялся заговор, имевший целью заключение ея вместе с дочерьми в монастырь, возведение на престол великого князя Петра Алексеевича и восстановление старых порядков, отменённых императором, и всё ещё дорогих не только простому народу, но и большей части вельмож…

 Император скончался на руках своей супруги утром 25-го января…

 Тело великого императора было с пышною церемониею предано земле в церкви Петропавловской крепости…

 Можно без преувеличения сказать, что герой этот совершал чудеса. Он преобразовал совершенно нравы России, и, не смотря на громадные траты по поводу стольких войн и сражений, не смотря на множество погибших при том людей, рассчитано, что он сошёл с престола втрое богаче и могущественнее, чем он был при восшествии на него. Всё великое, сделанное в последующие царствования, было им начато или задумано. Никогда человек не совмещал в себе стольких должностей и не нёс столько трудов. Он был законодателем государства и церкви, воином на море и на суше, математиком, лоцманом, архитектором, строителем кораблей, хирургом, плотником,  — и всё это с необыкновенным знанием дела; имел прекрасные сведения во многих науках, искусствах и ремёслах, наконец, сверх всего обладал великим даром управления государством. Правда, открытие С.-Петербургской Академии наук совершилось слишком через год после его смерти, но основателем её был он…»

13. Назовите императора, о смерти которого говорится в документе. Укажите год его смерти. Напишите название самой длительной из войн его царствования, о которых упоминается в документе.

14. Какие надежды с переменой царствования имели упоминаемые в записках заговорщики по мнению автора?

Укажите два упоминаемых автором тяжёлых для России последствий царствования императора, о смерти которого он пишет.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15-16.

15. Укажите стиль, в котором построены здания, спроектированные изображённым на марке архитектором. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16. Какой из представленных ниже скульптурных памятников был создан после выпуска данной марки? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Назовите скульптора, по проекту которого создан данный скульптурный памятник.

17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Дивизия была на правом фланге, на северном плече. Характерно сражение тем, что была организована стратегическая оборона. Немцев измотали так, что они вынуждены были остановиться. Они остановились, а наши сделали контрнаступление. Оно началось с сильнейшей артиллерийской контрподготовки. Там было сосредоточено очень большое количество артиллерии, танков, минометов, авиации. Помню, когда наши уже прорвались. Противник отступал, все наши силы били ему по пяткам. Особенно характерны действия штурмовой авиации. Штурмовики ИЛ-2 были вооружены реактивными снарядами (малыми «Катюшами»). Штурмовку вели волнами. Первая волна прошла, полминуты — вторая волна, третья! Приятно было наблюдать!»

Б) «12-го июля началось контрнаступление. Немцы, не добившись успеха на нашем участке, вынуждены были отступить. Мы двинулись в наступление. В августе освободили городок Дмитровск-Орловский. Оказались на границе Курской и Орловской областей. Так что когда мы продвигались вперёд, то проходили то по территории одной, то по другой области. Немцы сопротивлялись весьма и весьма серьёзно, ведь они надеялись на то, что это сражение станет для них окончательной победной операцией в войне».

Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на высокие боевые качества советских воинов. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

18. В 1721 г. Пётр I подписал Ништадтский мир, который ознаменовал завершение Северной войны. Укажите три любых итога данного события.

19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ассамблеи». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера. Ответ оформите в следующем виде.

Тезис: _____________________________________________________________

Обоснования тезиса: 1) ______________ 2) _____________________

21. В XVII в. в некоторых странах властями принимались решения, имевшие важные последствия для религиозной жизни этих стран. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что и в России, и во Франции принимались такие решения в указанный период: один аргумент для России, один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргумент для России: _____________ Аргумент для Франции: ________________

Баллы.

Правильное выполнение каждого из заданий 2, 8–11 оценивается 1 баллом.

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 5, 6, 7, 12 оценивается 2 баллами.

Правильное выполнение задания 4 оценивается 3 баллами. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух-трёх позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа.

13. Правильно указаны 3 элемента: 2 Правильно указаны любые два элемента 1

14. Правильно указаны 3 элемента: 2 Правильно указаны любые два элемента 1

15. Правильно указано название события, дано верное обоснование 2 Правильно указано только название события 1

16. Правильно указаны цифра, элемент 2 Правильно указана только цифра 1

17. Правильно указаны название битвы, кодовое название операции, приведено суждение 3 Правильно указаны только два элемента 2 Правильно указан только один элемент 1

18. Правильно названы три последствия 3 Правильно названы только два последствия 2 Правильно названо только одно последствие 1

19. Правильно раскрыт смысл понятия, приведён один исторический факт, конкретизирующий данное понятие 2 Правильно раскрыт смысл понятия, но исторический факт, конкретизирующий данное понятие, приведён неправильно / не приведён / содержится в приведённом определении понятия 1

20. Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования 3.

21. Приведены по одному аргументу для России и ин.гос. 3 Приведён только один аргумент для России. ИЛИ Приведён только один аргумент для ин.гос. 2 Аргумент(ы) не сформулирован(ы); приведено не менее двух фактов, которые могут быть использованы для аргументации 1