СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа 11 класс Смутное время в формате ЕГЭ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках подготовки к ЕГЭ по истории и повторения материала собрала вариант с сайта РешуЕГЭ максимально по периоду Смутного времени. Задания 8 и 17 - исключение, т.к. они по ВОВ. 

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа 11 класс Смутное время в формате ЕГЭ»

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A)  первое упоминание о Москве в летописи

Б)  учреждение патриаршества в Московском государстве

B)  окончательное снятие блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну

Г)  основание Московского университета

ГОДЫ

1)  1147 г.

2)  1073 г.

3)  1944 г.

4)  1755 г.

5)  1589 г.

6)  1480 г.

2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Впишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1)  провозглашение прусского короля германским императором

2)  присоединение Пскова к Московскому государству

3)  выступление ГКЧП

3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)

А)  политическая раздробленность

русских земель

Б)  реформы Петра I

В)  усиление самодержавной власти

во второй половине XVII в.

Г)  Гражданская война 1918–1920 гг.

ФАКТ

1)  создание Правительствующего Сената

2)  отмена местничества

3)  захват шведами Новгорода

4)  разгром Киева Андреем Боголюбским

5)  казнь первомартовцев

6)  захват иностранными интервентами Архангельска

4. Заполните пустые ячейки таблицы

Объект

Событие (явление, процесс)

Время

____________ (А)

Восстание против российских властей

1830-е гг

____________ (Б)

________________ (В)

1800-е гг.

Киев

_________________ (Г)

________________ (Д)

Астрахань

Взятие города русскими войсками

_______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1)  Фридрихсгам

2)  1880-е гг.

3)  Варшава

4)  передача города на два года России с условием последующего возвращения Речи Посполитой

5)  1550-е гг.

6)  заключение мирного договора, по которому Финляндия переходила в состав России

7)  Рига

8)  гибель царевича Дмитрия

9)  1660-е гг.

5. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

A)  междоусобная война на Руси второй четверти XV в.

Б)  присоединение к России Казанского ханства

B)  разработка военной реформы периода правления Александра II

Г)  борьба за власть после смерти И. В. Сталина

УЧАСТНИКИ

1)  Л. П. Берия

2)  Борис Годунов

3)  Дмитрий Шемяка

4)  Л. Д. Троцкий

5)  А. М. Курбский

6)  Д. А. Милютин

6. Прочтите отрывок из исторического источника.

 «Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе... Прочие размещены в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса... Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стреляют из него очень небольшою пулею... В Сибири... построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере распространения владений... Постоянных телохранителей царя составляют 2000 человек, стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажжёнными фитилями и другими нужными снарядами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живёт царь... Они... сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь, другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства...»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1)  Описываемое в отрывке войско было создано в годы правления Ивана III.

2)  Описываемое в отрывке войско было расформировано в начале XVII в.

3)  Войско, которое описывает автор, имело огнестрельное оружие.

4)  Описываемое войско формировалось на основе рекрутского набора.

5)  Войско, которое описывается в отрывке, получало жалованье в натуральной и денежной форме.

6)  Описываемое в отрывке войско сыграло большую роль в расширении границ Российского государства во второй половине XVI в.

7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

A)  «История о Великом князе Московском»

Б)  «Житие протопопа Аввакума»

B)  опера «Борис Годунов»

Г)  рассказ «Один день Ивана Денисовича»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)  Автор — противник церковной реформы патриарха Никона.

2)  Автору была присуждена Нобелевская премия.

3)  Сюжет иллюстрирует события периода раздробленности на Руси.

4)  Произведение написано в первой половине XV в.

5)  Автор вёл знаменитую переписку с Иваном IV.

6)  Автор произведения использовал материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

8. Рассмотрите изображение и выполните задание.


Заполните пропуск в предложении: «Блокада города, призыв к защите которого содержит плакат, была полностью снята в ______________ тысяча девятьсот сорок четвертого года». В ответ запишите название месяца (словом).








Рассмотрите схему и выполните задания 9–12.


9. Назовите военный конфликт, схема которого указана на карте

10. Назовите российского монарха, в период правления которого произошли события, обозначенные на схеме стрелками.

11. Укажите название государства, в состав которого в результате военных действий, обозначенных на схеме стрелками, вошла территория, обозначенная в легенде схемы цифрой «3».

12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  Цифрой «7» на схеме обозначен г. Ништадт.

2)  В результате военных действий, которые отражены на схеме, Российское государство утратило территории, обозначенные в легенде схемы цифрой «2».

3)  Цифрой «5» на схеме обозначен город, взятый после длительной осады войсками, направления действий которых обозначены в легенде схемы цифрой «1».

4)  На схеме обозначен город, являвшийся центром формирования Второго земского ополчения в период Смуты.

5)  В ходе боевых действий, отражённых на схеме, русскими войсками был взят город, обозначенный на схеме цифрой «6».

6)  На схеме указано государственное образование, прекратившее своё существование в результате обозначенных на схеме событий.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка В. О. Ключевского.

«...Почвой для нее послужило тягостное настроение народа, вынесенное народом из царствования Грозного и усиленное правлением Бориса Годунова. Повод к Смуте дан был пресечением династии и следовавшими затем попытками ее восстановления в лице самозванства. Коренными причинами Смуты надобно признать народный взгляд на отношение старой династии к Московскому государству, мешавшей освоиться с мыслью о выборном царе, и потом самый строй государства с его тяжелым тягловым основанием ...Смуте содействовали и другие обстоятельства: образ действий правителей, становившихся во главе государства после царя Федора, конституционные стремления боярства, шедшие вразрез с характером московской верховной власти и с народным взглядом; боярские опалы, голод, мор, областная рознь, вмешательства казаков... Конец Смуте был положен вступлением на престол царя, ставшего родоначальником новой династии: это было ближайшее следствие Смуты».

13. К какому периоду (веку, века) российской истории относятся события, описываемые в отрывке? Что имел в виду историк, говоря о пресечении династии и выборном царе?

14. На основе текста документа и знаний по курсу истории назовите основные причины Смуты.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15-16.

15. Назовите человека, изображенного на иллюстрации. Используя изображение, укажите и обоснуйте, какой титул был у данного человека.

16. Какой из представленных ниже культурных объектов был создан в период жизни исторического деятеля, изображённого на иллюстрации? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот культурный объект. Назовите автора данного культурного объекта.

















17. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

 А)  «В дипломатической истории второй мировой войны состоявшаяся в _______________ Конференция руководителей трёх великих держав, объединившихся в антигитлеровскую коалицию, заняла видное место. К конференции были прикованы взоры всего человечества. Решений первой встречи "большой тройки" ждали не только народы порабощённой Европы. Результатов конференции трёх с тревогой ожидали и державы "оси". И от способности трёх лидеров антигитлеровской коалиции совместно действовать во многом зависели в то время судьбы цивилизации, жизнь будущих поколений. 28 ноября в ______________ впервые встретились три человека, имена которых прочно вошли в историю: И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль. Трудно найти людей более несхожих, чем они».

 Б)  «Перед глазами 77 американцев, прибывших на конференцию в ______________, совершенно неожиданно предстал современный город. Его дома и железнодорожные сооружения теснятся кучками у подножья невысокого горного хребта. Этот хребет вместе с горами, высящимися к западу и югу от него, замыкает котловину, внутри которой и лежит _______________, а кругом на много миль простирается пустынная местность с редкими деревнями, пересекаемая одной или двумя железнодорожными ветками. Решение «Большой тройки» встретиться здесь было компромиссом, и мне думается, что ни один из трёх основных участников встречи не был вполне удовлетворён этим выбором. Сталин, загруженный своими обязанностями командующего, настаивал на том, чтобы встреча состоялась в городе, расположенном не далее дневного перелёта от Москвы. В результате «Большая тройка» собралась в столице государства, соблюдавшего дружественный нейтралитет, в столице одной из Объединённых наций».

 

Укажите пропущенное в отрывках название города. В каком году происходила описываемая в отрывках встреча? Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков объясняет, чем руководствовалась советская сторона при выборе места встречи.

18. В 1634 г. завершилась Смоленская война. Укажите три последствия этого события.

19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «местничество». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях развитии культуры в Московском царстве XVI в. и в конце XVII в. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис:_____________________________________________________________

Обоснования тезиса:

1)  ________________________________________________________________

2)  ________________________________________________________________

21. Во второй половине XVII в. в России и Франции был осуществлён ряд государственных реформ. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что данные государственные реформы привели к важным изменениям политической системы в обеих странах: один аргумент для России и один для Франции.

 Ответ запишите в следующем виде.

Аргумент для России: ______________________________________________

Аргумент для Франции: ____________________________________________

Баллы.

Правильное выполнение каждого из заданий 2, 8–11 оценивается 1 баллом.

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 5, 7 оценивается 2 баллами. Правильное выполнение каждого из заданий 6, 12 оценивается 2 баллами. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа.

Правильное выполнение задания 4 оценивается 3 баллами. 2 балла выставляются, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. 1 балл выставляется, если на любых двух-трёх позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа.

13. Правильно указаны 3 элемента: 2 Правильно указаны любые два элемента 1

14. Правильно указаны 3 элемента: 2 Правильно указаны любые два элемента 1

15. Правильно указано название события, дано верное обоснование 2 Правильно указано только название события 1

16. Правильно указаны цифра, элемент 2 Правильно указана только цифра 1

17. Правильно указаны название битвы, кодовое название операции, приведено суждение 3 Правильно указаны только два элемента 2 Правильно указан только один элемент 1

18. Правильно названы три последствия 3 Правильно названы только два последствия 2 Правильно названо только одно последствие 1

19. Правильно раскрыт смысл понятия, приведён один исторический факт, конкретизирующий данное понятие 2 Правильно раскрыт смысл понятия, но исторический факт, конкретизирующий данное понятие, приведён неправильно / не приведён / содержится в приведённом определении понятия 1

20. Правильно сформулирован тезис, приведено два исторически корректных обоснования 3.

21. Приведены по одному аргументу для России и ин.гос. 3 Приведён только один аргумент для России. ИЛИ Приведён только один аргумент для ин.гос. 2 Аргумент(ы) не сформулирован(ы); приведено не менее двух фактов, которые могут быть использованы для аргументации 1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!