Проверочная работа по теме «Человек в социальном измерении», 6 класс.
Вариант 1.
№ 1. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Человек становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми.
2) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании.
3) К социальным потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании.
4) Духовные потребности всегда связаны с потребностью человека в самосохранении как биологического вида.
5) Понятие «индивид» используется для обозначения отдельно взятого представителя всего человеческого рода.
№ 2. Фонд Общественное мнение в ноябре 2017 г. провёл опрос совершеннолетних россиян о том, что, по их мнению, оказывает наибольшее влияние на жизненный успех.
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графической форме.
1. Как ответила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
2. Много или мало опрошенных считают, что жизненный успех является результатом стечения обстоятельств? Выскажите свою позицию по этому вопросу. Объясните свой ответ.
3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?
№ 3. Установите соответствие между характерными чертами и видами деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ | | ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) цель — получить практически значимый результат Б) осуществляется преимущественно для развлечения В) осуществляется в воображаемой ситуации Г) результат деятельности — специально созданный продукт | | 1) игра 2) труд |
№ 4. Прочитайте стихотворение М.Тахистовой «Непослушные ноги».
Я шёл к столу, чтоб сесть за стол
И выполнить уроки,
Но я два метра не дошёл, Как повернули ноги!
Иду к столу, чтоб сесть за стол
И выполнить уроки, Но я полметра не дошёл, Как повернули ноги!
Опять иду, чтоб сесть за стол, И вновь свернули ноги:
Когда б я до стола дошёл, То сделал бы уроки!
Объясните, что на самом деле мешало герою стихотворения. Как должен поступить человек в подобной ситуации?
№ 5. Существует такой термин «синдром Маугли» (см. фотографию).
1. Какие свойства человека относят к биологическим?
2. Что, по вашему мнению, произошло бы с детьми, которых воспитывали животные?
№ 6. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о человеке и обществе, используя все приведённые ниже понятия:
Деятельность, Мотив, Личность, Естественные потребности, Духовные потребности, Социальные потребности
Проверочная работа по теме «Человек в социальном измерении», 6 класс.
Вариант 2.
№ 1. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми.
2) Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности.
3) Понятие «индивид» используется для характеристики отличительных особенностей одного человека от другого.
4) К отличиям человека от других живых существ относят наличие мышления и словесной речи.
5) Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей человека.
№ 2. В школах города Z студенты педагогического университета провели опрос среди шестиклассников о том, какие дополнительные занятия (кружки, студии, секции и др.) посещает каждый шестиклассник. В опросе приняли участие 62 мальчика и 38 девочек.
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
1. Какой вид занятий посещает наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
2. В целом в проведённом опросе проявились две позиции: многие из опрошенных посещают какие-либо дополнительные занятия и некоторая доля шестиклассников ничем дополнительно не занимается. Какая из этих двух позиций вызывает у Вас одобрение? Объясните свой ответ.
3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?
№ 3. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой качеств: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА | | ПРИРОДА КАЧЕСТВ |
А) способность к продолжению рода Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды В) способность накапливать знания и трудовые навыки Г) способность видеть цель своих действий | | 1) социальная 2)биологическая |
№ 4. Прочитайте фрагмент «Книги джунглей» английского писателя Р. Киплинга.
«Отец Волк проснулся после дневного отдыха, зевнул, почесался и одну за другой
вытянул свои передние лапы, чтобы прогнать из них остаток тяжести. Волчица Мать лежала, прикрыв своей большой серой мордой четверых барахтавшихся, повизгивавших волчат, а в отверстие их пещеры светила луна.
— Огур! — сказал Отец Волк. — Пора мне идти на охоту».
Художественный замысел для автора бывает важнее объективных знаний о природе и обществе. Каким, свойственным человеку, а не животному, признаком наделяет Киплипг своих героев? Назовите любое другое отличие человека от животного.
№ 5. Человек не смыслит себя вне общества, а значит и вне общения. (см фотографию)
1. Как вы считаете, может ли человек обойтись в своей жизни без контактов с людьми?
2. Зачем человеку речь?
№ 6. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о деятельности человека, используя все приведённые ниже понятия:
Игра, задатки, способности, характер, деятельность, труд
Ключи.
1 вариант.
№ 1. 135 (2 балла)
№ 2. (по 2 балла за каждый правильный ответ (6 баллов)
1.: наибольшая доля опрошенных ответили, что жизненный успех является результатом усилий самого человека;
— предположение, например: существует много реальных примеров того, как активные, целеустремлённые люди, прилагавшие соответствующие усилия, не пасовавшие перед трудностями, достигали жизненного успеха;
2.: много опрошенных считают, что жизненный успех — это результат стечения обстоятельств, так как любой человек испытывал на себе благоприятные или неблагоприятные стечения обстоятельств;
— мало опрошенных считают, что жизненный успех — это результат стечения обстоятельств, так как более 60% опрошенных высказали другую позицию;
3. Ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания
№ 3. А)2 Б)1 В)1 Г)2 (2112) – 2 балла
№ 4. (за 1 ответ – 1 балл; за 2 – 2 балла- 3 балла)
1) на самом деле ему мешала лень;
2) преодолеть себя; преодолеть силу воли; подумать, почему так важно делать уроки.
№ 5. (по 2 балла за каждый правильный ответ- 4 балла)
1. К биологическим: наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т. д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); приспособление к окружающей среде, продолжение рода.
2. У человека, воспитанного животным, начинает развиваться синдром Маугли. Развитие людей характеризуется наличием конкретных границ, когда происходит закладка определенных функций. Обучение речи, подражание родителям, прямохождение и многое другое. И если ребенок не будет всему этому учиться, то он не станет этого делать, когда повзрослеет. И реальный Маугли вряд ли научится человеческой речи, начнет ходить не на четвереньках. Да и моральные принципы общества он бы никогда не понял.
№ 6. Максимально - 5 баллов (корректно использованы 6 понятий – 3 балла; 4-5 понятий – 2 балла; 2-3 понятия – 1 балл)
«Мотивом деятельности называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность человека. Это определённая форма связи с внешним миром личности, социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются естественными потребностями. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как социальные потребности. Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к духовным потребностям. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
2 вариант.
№ 1.: 245 (2 балла)
№ 2. (по 2 балла за каждый правильный ответ)
1.: наибольшая доля опрошенных ответила, что посещает спортивные занятия;
— предположение, например: дети стремятся к занятиям спортом, чтобы быть здоровыми и сильными, ИЛИ родители хотят, чтобы их дети были здоровыми и сильными;
2.: одобрение вызывают шестиклассники, которые посещают различные дополнительные занятия, так как стремятся развивать свои способности и склонности в спорте, искусстве и других направлениях, у них широкий круг интересов;
— одобрение вызывают те шестиклассники, которые не заняты в дополнительном образовании, так как у них больше времени на учёбу и они основательнее могут готовить домашнее задание, достичь лучших результатов;
3. Ответ на третий вопрос в соответствии с требованием задания
№ 3. А)2 Б)2 В)1 Г)1 (2211) – 2 балла
№ 4. (за 1 ответ – 1 балл; за 2 – 2 балла)
1) животные не владеют членораздельной речью; ИЛИ поведение животных определяют инстинкты, а не поставленные цели (целеполагание);
2) человек способен преобразовывать природу.
№ 5. (по 2 балла за каждый правильный ответ)
1. Личность человека формируется за счет общения. Через других людей, развитых, образованных эрудированных и эмоционально созревших, мы получаем важную информацию об окружающем мире, которая формирует наше мировоззрение и помогает нам стать культурными, воспитанными, нравственно развитыми и цивилизованными людьми.
2. С помощью речи мы можем обсуждать наши цели, планы, мечты, делиться своими переживаниями. Общение — это воздух для человека. Оно помогает организовать совместную работу, построить личную жизнь человека, получать удовольствие от умной беседы. Человечество стало прогрессировать вместе с развитием речи.
№ 6. Максимально - 5 баллов (корректно использованы 6 понятий – 3 балла; 4-5 понятий – 2 балла; 2-3 понятия – 1 балл)
Труд, учение, игра — неотъемлемая часть жизни человека. Врожденные особенности организма являются лишь задатки — весьма много значимыми, которые обуславливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут вырабатываться различные свойства — способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. Без деятельности человек немыслим. В работе, чтении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях формируется и закаляется характер.
Итого – 22 балла
5 – 22-20 баллов
4 – 19-16 баллов
3 – 15-11 баллов
2 – 10-0 баллов