СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по обществознанию по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа по обществознанию по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции», состоящая из двух вариантов по 10 заданий + задания по текстам.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по обществознанию по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА


Проверочная работа по обществознанию

по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции»

Вариант 1


1. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Теория происхождения человека – это

А) антропология Б) антропогенез В) гемодиализ Г) антропоморфизм


2. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Автор теории естественного отбора

А) Маркс Б) Энгельс В) Вебер Г) Дарвин


3. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Человек, согласно современным представлениям, есть существо

А) духовное Б) социальное В) биологическое Г) биосоциальное


4. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Вид деятельности, порождающий нечто новое, никогда ранее не существовавшее, - это

А) производство Б) фантазия В) игра Г) творчество


5. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Мировоззрение, свойственное первобытным людям

А) обыденное Б) философское В) мифологическое Г) религиозное


6. ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

Современная наука выделяет следующие измерения сущности человека

А) космическое Б) биологическое В) духовно-нравственное Г) тоталитарное

Д) социальное Е) животное Ж) анатомическое З) идеологическое


7. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

Измерения человека Сущность

А) Психическое 1) анатомическое и физиологическое строение человека

Б) Космическое 2) внутренний мир человека

В) Социальное 3) поведение, культура человека

4) связь человека со Вселенной


8. ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

К основным отличиям человека от животного относится

А) мышление

Б) членораздельная речь

В) физиологическое строение

Г) целенаправленная творческая деятельность

Д) преобразование окружающей действительности

Е) цветное зрение


  1. ВЫБЕРИТЕ ВЕРНЫЕ СУЖДЕНИЯ об особенностях социального познания:

А) отношения между людьми характеризуются определенностью и конкретностью

Б) общество выступает только как объект изучения

В) изучение общества имеет не только непосредственный, но и опосредованный характер

Г) социальное познание - это теоретическая дисциплина, не имеющая связи с практической деятельностью людей

Д) наряду с индивидуальным у людей формируется и групповое сознание – сословное, кастовое, классовое


  1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Обществознание как гуманитарная дисциплина комплексного характера». СОСТАВЬТЕ ПЛАН, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


  1. НАЗОВИТЕ не менее трех основных отличий человека от животного.




  1. ЗАДАНИЕ ПО ТЕКСТУ


Личность

Часто категория личности используется как оценочная. Если тот или иной индивид отвечает какому-то набору используемых оценивающим субъектом требований, он признается личностью. Нередко под личностью понимается набор характеристик, которые кому-то представляются «нужными», «существенными» и т. д. Отсюда лишь один шаг до утверждения, что личность – это то, что нам кажется приемлемым. На таком основании легко отказать в праве считаться личностью любому, кто кажется отличающимся в каком-то показателе, а затем и вообще любому «иному». Социальные, а соответственно, и правовые последствия широкой трансляции таких моделей личности хорошо известны.

Поэтому, обращаясь к понятию личности, следует выявить его общезначимые, общеупотребительные, объективные параметры, учитывая, что в социальной действительности оно собой отражает.

В понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Тем самым в нем упор делается не на отличающих друг от друга особенностях людей, а на, в определенной мере, общечеловеческих параметрах. Этот акцент не случаен. Он обусловлен задачей оттенить важнейшее значение тех моментов человеческого бытия, которые в своей сущности есть нечто большее, нежели просто конкретность частной жизнедеятельности (что хорошо заметно в понятии «историческая личность»).

Итак, понятие личности фиксирует в первую очередь социальнозначимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду и характеризующие его включенность в общественные отношения. Но это лишь узкий смысл понимания того, что представляет собой личность. Как и понятие индивидуальности, понятие личности есть особый («социальный») аспект многообразия человеческой жизнедеятельности и должно быть обращено на всю целостность человеческого существа.

В качестве личности человек является самостоятельным, творческим субъектом общественного сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию.

Как особое, социальное существо личность характеризуется внутренним миром. Именно наличием внутреннего мира люди отличаются от животных и машин, от всех объектов Вселенной, хотя мы и не можем категорически заявлять, есть ли у животных внутренний мир или нет, обладают ли способностью к рефлексии сложные компьютерные установки.

Внутренний мир – это индивидуально интерпретированный, насыщенный личностными эмоциями, осмысленный в диалогах с реальными и идеальными собеседниками внешний мир во всех возможных его вариантах и проекциях. Внутренний мир – это также сложная система способов субъективной переработки личностью тех ситуаций, в которые она попадает, тех влияний, объектом которых оказывается. И то, как субъект опознает, интерпретирует, проблематизирует ту или иную социальную ситуацию, определяет качество личностного включения в происходящие события. При этом чем выше уровень эмоциональности, творческого отношения к своему взаимодействию с миром, чем полнее личность вкладывает себя в окружающий мир, тем богаче и многообразнее становится ее внутренний мир и тем более сокращается психологическое, переживаемое личностью расстояние между нею и окружающей средой.

(Е.И. Попов)

Вопросы к тексту

  1. Автор приводит несколько подходов к пониманию личности. Приведите с опорой на текст любые три характеристики.

  2. Как автор определяет понятие «внутренний мир человека»? Приведите две характеристики внутреннего мира, данные автором. Каким синонимом можно охарактеризовать внутренний мир человека?

  3. Автор подчеркивает, что в понятии личности фиксируются социальные качества индивида. Приведите, опираясь на текст и знание курса, четыре любых социальных качества индивида, значимых для общества. 




Критерии оценивания:

0-6 вопросов: «2»; 7-9 вопросов: «3»; 10-12 вопросов: «4»; 13-14 вопросов: «5»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЯРОСЛАВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ДИЗАЙНА


Проверочная работа по обществознанию

по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции»

Вариант 2


1. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Наука о человеке – это

А) антропология Б) антропогенез В) гемодиализ Г) антропоморфизм


2. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Ф. Энгельса главной причиной появления человека считал

А) раскаяние Б) труд В) божественный промысел Г) визит инопланетян


3. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Человек, согласно современным представлениям, есть существо

А) духовное Б) социальное В) биосоциальное Г) биологическое


4. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Вид деятельности, порождающий нечто новое, никогда ранее не существовавшее, - это

А) производство Б) фантазия В) игра Г) творчество


5. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Исторически превая форма мировоззрения

А) обыденное Б) философское В) мифологическое Г) религиозное


6. ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

Современная наука выделяет следующие измерения сущности человека

А) космическое Б) нравственное В) духовно-нравственное Г) психическое

Д) социальное Е) животное Ж) анатомическое З) идеологическое


7. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

Измерения человека Сущность

А) Психическое 1) анатомическое и физиологическое строение человека

Б) Космическое 2) внутренний мир человека

В) Биологическое 3) поведение, культура человека

4) связь человека со Вселенной


8. ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

К основным отличиям человека от животного относится

А) способность использовать предметы в деятельности

Б) членораздельная речь

В) физиологическое строение

Г) способность изготавливать орудия труда

Д) преобразование окружающей действительности

Е) удовлетворение духовных потребностей


  1. ВЫБЕРИТЕ ВЕРНЫЕ СУЖДЕНИЯ об особенностях социального познания:

А) социальное познание непосредственно связано с практической деятельностью людей

Б) общество выступает как объект и субъект изучения

В) отношения между людьми характеризуются определенностью

Г) гуманитарные знания требуют постоянного обновления, так как общество постоянно меняется

Д) социальное познание происходит на эмпирическом и теоретическом уровнях, которые слабо связаны между собой


  1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек как результат биологической и социальной эволюции». СОСТАВЬТЕ ПЛАН, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


  1. НАЗОВИТЕ не менее пяти наук, изучающих общество.





  1. Задание по тексту

Специфика межличностных отношений

Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия… Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Хотя в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большой мере скрытыми.

Отдельные моменты общественных отношений представляются их участникам лишь как их межличностные взаимоотношения… Поэтому и мотивы поведения часто объясняются этой, данной на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями, стоящими за этой картиной. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений: вне их нет где-то "чистых" общественных отношений. Поэтому практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности.

Это дает основание ввести понятие "межличностная роль" как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе лишь групповых связей, причем не на основе его объективного места в этой системе, а на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Примеры таких межличностных ролей хорошо известны из обыденной жизни: про отдельных людей в группе говорят, что он "рубаха-парень", "свой в доску", "козел отпущения" и т.д. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического "климата" группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу… Естественно, что "набор" этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

  1. конъюнктивные – сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

  2. дизъюнктивные – сюда относятся разъединяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Вместе с тем анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. 

(Г.М.Андреева)

Вопросы к тексту

  1. Какие особенности межличностных отношений выделяет автор? Приведите на основании текста любые три особенности.

  2. Как автор определяет понятие «межличностная роль»? Как межличностная роль влияет на формирование групповых отношений? Проиллюстрируйте это влияние конкретным примером.

  3. Какие две группы чувств, по мнению автора, являются эмоциональной основой межличностных отношений? Проиллюстрируйте каждую группу конкретным примером.




Критерии оценивания:

0-6 вопросов: «2»; 7-9 вопросов: «3»; 10-12 вопросов: «4»; 13-14 вопросов: «5»


Проверочная работа по обществознанию

по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции»

Ключ


Вариант 1 Вариант 2


1

Б


1

А

2

Г

2

Б

3

Г

3

В

4

Г

4

Г

5

В

5

В

6

АБД

6

АГД

7

А

2

7

А

2

Б

4

Б

4

В

3

В

1

8

АБГД

8

БГДЕ

9

ВД

9

АБГ

10

План…

10

План…

11

- Мышление и членораздельная речь

- Сознательная целенаправленная творческая деятельность

- Преобразование окружающей действительности

- Изготовление орудий труда и использование их как средства производства

- Удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей

11

Философия

История

Социология

Культурология

Экономика

Социальная психология

Этика

Эстетика

Правоведение

Политология

и др.

12

1)…


12

1)…

2)…

2)…

3)…

3)…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя