Содержание оценочного средства
КИМ № 2
Составлен на основе следующих дидактических пособий:
-
Плешаков А. А., Плешаков С. А. Окружающий мир. Проверочные работы. 4 класс. М.: Просвещение, 2019г.
-
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты. 4 класс. М.: Просвещение, 2019г.
-
Плешаков А. А., Белянкова Н. М., Соловьёва А. Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс. М.: Просвещение, 2019г.
-
Тихомирова Е.М. Окружающий мир. 4 класс. Контролные измерительные материалы. М.: Изд. «Экзамен», 2020г.
Вид оценочного средства: комплект проверочных заданий
Количество вариантов: задания в 2-х вариантах
Цель контроля: средство оценки успешности усвоения фактического материала по разделу «Природа России»
Критерии оценивания проверочной работы:
«5» | высокий | 23-27 б. |
«4» | повышенный | 17-22 б. |
«3» | базовый | 10-16 б. |
«2» | ниже базового | 9 б. и ниже |
Критерии оценивания проверочной работы для детей с ОВЗ:
«5» | высокий | 23-27 б. |
«4» | повышенный | 17-22 б. |
«3» | базовый | 9-16 б. |
«2» | ниже базового | 8 б. и ниже |
Проверочная работа по разделу «Природа России»
Учени ___ 4 «___» класса Ф.И._______________________________________
Вариант 1
-
Узнай по описанию.
Эта равнина – одна из крупнейших на Земле. Её поверхность не совсем ровная. Здесь есть низменности, возвышенности, холмы.
-
Восточно-Европейская (Русская) равнина
-
Западно-Сибирская равнина
-
Среднесибирское плоскогорье
-
Какие горы называют «каменным поясом Земли Русской».
-
Саяны
-
Уральские горы
-
Алтай
-
Кавказские горы
-
Моря каких океанов омывают берега России
-
Северного Ледовитого
-
Индийского
-
Тихого
-
Атлантического
-
Самое большое озеро России
-
Байкал
-
Ладожское
-
Онежское
-
Каспийское
-
Найди неверное высказывание.
-
В России более 2 млн. рек.
-
Каспийское озеро называют морем.
-
Столица России город Москва стоит на реке Москве.
-
Из Онежского озера вытекает река Нева.
-
О какой природной зоне идёт речь?
Здесь растут теплолюбивые деревья с широкими, крупными листьями: дуб, клен, липа, вяз, ясень. Много растет ягодных кустарников малина, брусника; растут грибы. Водятся олени, лоси, бурые медведи, лисы, кабаны, белки, барсуки, бобры. Животный мир очень разнообразен.
-
Тайга
-
Смешанные и широколиственные леса
-
Зона степей
-
Субтропическая зона
-
В зоне Арктических пустынь обитают животные:
-
кедровки, рыси, росомахи, бурундуки
-
полярные совы, лемминги, северные олени, гагары
-
моржи, тюлени, белые медведи, кайры
-
тушканчики, сайгаки, дрофы, суслики
-
Установи соответствие между природными зонами и их климатическими условиями.
Природная зона | Климат |
1.Пустыни | А.Очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют суховеи, иногда возникают пыльные бури. |
2.Субтропики | Б.Лето очень жаркое. Поверхность земли днём нагревается до +70 градусов. Иногда за всё лето не бывает дождей. |
3.Тундра | В.Зимой полярная ночь, иногда возникают полярные сияния. Температура опускается до –60 градусов. Летом бывает полярный день. |
4.Степи | Г.Умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, очень редко выпадает снег. |
5.Арктические пустыни | Д.Зима долгая, очень суровая. Два месяца длится полярная ночь. Лето короткое, прохладное. Круглый год дуют сильные холодные ветры. |
-
Составь цепи питания, используя слова:
Степные травы, суслик, кузнечик, серая куропатка, степной орёл, мышь-полёвка, степная гадюка, хомяк, кобылка, дрофа.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Узнай по описанию
Этот таёжный зверёк имеет между передними и задними ногами кожные складки, покрытые шерстью. Благодаря им он может перелетать (планировать) с дерева на дерево.
-
Рысь
-
Бурундук
-
Летяга
-
Соболь
-
По каким причинам в тундре много болот и озер?
-
Постоянно идут дожди.
-
Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину.
-
Из-за низкой температуры воздуха вода с поверхности почвы испаряется медленно.
-
Почва бедна перегноем.
-
Объясни, почему на Черноморском побережье Кавказа богатая растительность.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какие животные занесены в Красную книгу России? Укажи не менее пяти животных.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа по разделу «Природа России»
Учени ___ 4 «___» класса Ф.И._______________________________________
Вариант 2
-
Узнай по описанию.
Это огромная низменность. Поверхность её очень ровная: на многие-многие километры нет ни понижений , ни повышений.
-
Восточно-Европейская (Русская) равнина
-
Западно-Сибирская равнина
-
Среднесибирское плоскогорье
-
Какие горы включены в Список Всемирного наследия.
-
Саяны
-
Уральские горы
-
Алтай
-
Кавказские горы
-
Балтийское, Черное и Азовское – это моря:
-
Северного Ледовитого океана
-
Атлантического океана
-
Тихого океана
-
Самое глубокое озеро России
-
Байкал
-
Ладожское
-
Онежское
-
Каспийское
-
Найди неверное высказывание.
-
Самые крупные наши реки – Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.
-
Самое глубокое в России и в мире озеро – Байкал.
-
Река Енисей впадает в Каспийское море.
-
Лена – самая длинная река России.
-
О какой природной зоне идёт речь?
Здесь самые плодородные почвы – черноземы, на которых растут травянистые растения – ковыль, типчак. Деревьев мало. Сухое и жаркое лето. Из птиц тут селятся жаворонки, куропатки, журавли. Из хищных птиц – орлы, ястребы. Много грызунов – хомяков, сусликов, водятся ядовитые змеи гадюки.
-
Тундра
-
Пустыни
-
Зона степей
-
Субтропическая зона
-
К растениям тундры относятся:
-
каштаны, буки, кипарисы, магнолии
-
дубы, липы, малина, сосны
-
карликовая ива, ягель, полярная ива, морошка
-
ковыль, тюльпаны, маки, фиалки
-
Установи соответствие между природными зонами и их климатическими условиями.
Природная зона | Климат |
1.Пустыни | А.Очень тёплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют суховеи, иногда возникают пыльные бури. |
2.Субтропики | Б.Лето очень жаркое. Поверхность земли днём нагревается до +70 градусов. Иногда за всё лето не бывает дождей. |
3.Тундра | В.Зимой полярная ночь, иногда возникают полярные сияния. Температура опускается до –60 градусов. Летом бывает полярный день. |
4.Степи | Г.Умеренно жаркое лето и тёплая зима. Зимой идут дожди, очень редко выпадает снег. |
5.Арктические пустыни | Д.Зима долгая, очень суровая. Два месяца длится полярная ночь. Лето короткое, прохладное. Круглый год дуют сильные холодные ветры. |
-
Составь цепи питания, используя слова:
Кабан, мышь, сова, волк, жёлуди, белка, кедровые орехи, орёл, кедровка, рысь.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Узнай по описанию.
У этой растительноядной птицы летом оперение бурое, а зимой – белое. Её ноги к зиме покрываются перьями до самых когтей. Это защищает её от холода и позволяет ходить по снегу, не проваливаясь.
-
Белая сова
-
Кулик
-
Кречет
-
Белая куропатка
-
Как ковыль приспособлен к условиям жизни в степи?
-
цветет весной, до наступления летней жары
-
имеет очень узкие листья, которые испаряют мало влаги
-
запасает влагу в толстых, мясистых листьях
-
Объясни, почему на Черноморском побережье Кавказа тёплый климат.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какие животные занесены в Красную книгу России? Укажи не менее пяти животных.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КЛЮЧИ
Вариант 1
Задание | Проверяемые умения | Правильный ответ | Баллы |
1 | Умение соотносить описание объекта с его названием | А | 1 |
2 | Умение определять правильное утверждение | Б | 1 |
3 | Умение соотносить моря и океаны | А, В, Г | 1 |
4 | Умение определять правильное утверждение | Г | 1 |
5 | Умение определять верность/неверность высказываний | Г | 1 |
6 | Умение соотносить описание объекта с его названием | Б | 2 |
7 | Умение находить строку с верно перечисленными объектами по заданной теме | В | 1 |
8 | Умение определять соответствие между группами и их характеристиками | 1Б, 2Г, 3Д, 4А, 5В | 5 |
9 | Умение составлять цепи питания | Степные травы – кузнечик – дрофа Степные травы – суслик – орёл Степные травы – мышь – гадюка | 3 |
10 | Умение соотносить описание объекта с его названием | В | 1 |
11 | Умение устанавливать причинно-следственные связи | Б, В | 2 |
12 | Умение объяснять причину явления | Умеренно жаркое лето, тёплая зима, плодородные почвы | 3 |
13 | Умение определять группу животных, которые нуждаются в охране | Зубр, амурский тигр, утка-мандаринка, филин, жук-олень и др. | 5 |
Вариант 2
Задание | Формируемые умения | Правильный ответ | Баллы |
1 | Умение соотносить описание объекта с его названием | Б | 1 |
2 | Умение определять правильное утверждение | В | 1 |
3 | Умение соотносить моря и океаны | Б | 1 |
4 | Умение определять правильное утверждение | А | 1 |
5 | Умение определять верность/неверность высказываний | В | 1 |
6 | Умение соотносить описание объекта с его названием | В | 2 |
7 | Умение находить строку с верно перечисленными объектами по заданной теме | В | 1 |
8 | Умение определять соответствие между группами и их характеристиками | 1Б, 2Г, 3Д, 4А, 5В | 5 |
9 | Умение составлять цепи питания | Жёлуди – кабан – волк Жёлуди – мышь – сова Кедровые орехи – кедровка – орёл | 3 |
10 | Умение соотносить описание объекта с его названием | Г | 1 |
11 | Умение устанавливать причинно–следственные связи | Б | 2 |
12 | Умение объяснять причину явления | Летом море нагревается, зимой отдаёт тепло, горы не пропускают северные ветра | 3 |
13 | Умение определять группу животных, которые нуждаются в охране | Зубр, амурский тигр, утка-мандаринка, филин, жук-олень и др. | 5 |